§ 3. Аренда транспортных средств. 1. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации

1. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

Комментарий к статье 632 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации — договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства — это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <1>);

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.

 

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);

3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ <1>).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

 

Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа <1>. Соответственно если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ не регулируется, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов <2>. Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 Гражданского кодекса РФ и комментарий к ней.

———————————

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 505 — 506.

<2> В литературе высказано иное мнение, согласно которому предметом договора аренды транспортного средства может быть любое транспортное средство, которое может управляться людьми (см.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. Т. 2. С. 205; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282).

 

4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. Содержание п. 1 комментируемой статьи содержит указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 Гражданского кодекса): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 Гражданского кодекса РФ и комментарий к ней.

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 Гражданского кодекса, ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию <1>.

———————————

<1> Подробнее о различиях между рейсовым чартером — договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером — договором фрахтования судна на время см.: Кейлин А.Д. Советское морское право. М., 1954. С. 214 — 227; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 224 — 233 (автор комментария — К.И. Александрова); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 — 196, 348 — 350.

 

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 Гражданского кодекса). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 Гражданского кодекса и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

 

Статья 633. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

Комментарий к статье 633 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья императивно предписывает заключение договора фрахтования транспортного средства на время в письменной форме независимо от срока аренды. Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора, законом не предусмотрены, поэтому договор аренды транспортного средства с экипажем может быть оформлен в соответствии со ст. ст. 160 и 434 Гражданского кодекса РФ (путем составления одного документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи и т.п.). Следует подчеркнуть, что обязательная письменная форма договора аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена законом независимо от субъектного состава сторон договора, т.е. правило п. 1 ст. 609 Гражданского кодекса РФ об устной форме некоторых сделок между гражданами в данном случае неприменимо.

2. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительности договора аренды транспортного средства с экипажем, если иное прямо не указано в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 Гражданского кодекса). Общим последствием несоблюдения письменной формы договора является лишение сторон в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. В этих случаях субъекты сохраняют право приводить письменные (письма, расписки, квитанции, путевые листы и т.п.) и другие доказательства (п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса).

3. Несмотря на то что большинство транспортных средств — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания — являются недвижимым имуществом в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса), к аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 609 Гражданского кодекса).

В транспортных уставах и кодексах также отсутствуют прямые предписания об обязательной государственной регистрации договоров аренды транспортных средств с экипажем. Вместе с тем в специальных правилах ведения реестров различных транспортных средств можно встретить положения о регистрации договоров аренды транспортных средств и соответствующих ограничений (обременений) прав на них.

В соответствии с п. 2 ст. 33 КТМ РФ ограничения (обременения) прав на морское судно (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, судовой книге или в Российском международном реестре судов. Записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на судно вносятся в раздел III Государственного судового реестра (п. 23 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах <1>). Договор фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге порта регистрации данного судна (п. 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах <2>).

———————————

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 // Бюллетень нормативных актов. 2006. N 32.

<2> Утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 22.

 

Записи об аренде речных судов вносятся в Государственный судовой реестр в качестве ограничений (обременений) прав на них; кроме того, в Реестре обязательно отражается передача судна в аренду иностранному арендатору (п. п. 94 и 99 Правил государственной регистрации судов <1>).

———————————

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 49.

 

Запись об аренде воздушного судна, как об ограничении (обременении) прав на него, может быть внесена в подраздел III Единого государственного реестра прав на воздушные суда (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» <1>).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.

 

При оценке подобных специальных предписаний необходимо исходить из того, что, во-первых, комментируемая статья представляет собой изъятие из общего правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса). Во-вторых, нормы специальных законов прямо не предусматривают обязательной государственной регистрации договоров аренды соответствующих транспортных средств. В-третьих, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на транспортные средства подлежат государственной регистрации лишь в случаях, когда они возникли на основании договоров и иных документов, подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 16 КВВТ, п. 33 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними <1>).

———————————

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 958 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5961.

 

Следовательно, договор аренды транспортного средства, отнесенного к недвижимому имуществу, с экипажем не подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента согласования в письменной форме всех его существенных условий; отсутствие регистрации договора не влечет признания его незаключенным <1>.

———————————

<1> Правильность данного вывода подтверждается судебно-арбитражной практикой применения правил о ведении судовых реестров, см.: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/436 по делу N А51-3270/05-14-83, от 23 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2153 по делу N А51-6174/200720-140 и от 14 мая 2009 г. N Ф03-1107/2009 по делу N А24-2673/2008; ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2008 г. по делу N А42-975/2007 // СПС «КонсультантПлюс».

 

4. Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются (см. комментарий к ст. 632 Гражданского кодекса). Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере — договоре фрахтования морского судна на время (ст. 200 КТМ).

 

Статья 634. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства

Комментарий к статье 634 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья по-иному распределяет обязанности по содержанию арендованного имущества, нежели общие положения Гражданского кодекса РФ о договоре аренды (ст. 616). Возложение не на арендатора, а на арендодателя обязанности поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии объясняется тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем именно арендодатель осуществляет его техническую эксплуатацию и должен нести соответствующие расходы (см. комментарий к ст. 635 Гражданского кодекса).

Вместе с тем арендатор несет расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства: оплата топлива и других расходуемых при эксплуатации транспортного средства материалов и сборов осуществляется арендатором, если иное не установлено договором аренды (см. комментарий к ст. 636 Гражданского кодекса).

2. Надлежащее состояние транспортного средства означает возможность и пригодность его к нормальной и безопасной эксплуатации, для поддержания которой арендодатель обязан проводить технические, организационные и иные мероприятия: регулярные чистку и уборку, профилактические мероприятия, ремонт транспортного средства (текущий и капитальный), снабжение его необходимыми принадлежностями, оборудованием и механизмами (для погрузки-разгрузки и т.п.).

Поскольку предметом договора являются технические устройства, обладающие свойствами источника повышенной опасности (см. комментарий к ст. 632 Гражданского кодекса), зачастую выполнение арендодателем указанных мероприятий регламентируется обязательными для соблюдения техническими нормами и правилами безопасности. Как правило, прохождение транспортным средством подобных процедур и подтверждение возможности его эксплуатации по назначению удостоверяются специальными документами.

Воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), который выдается на основании аттестата о годности к эксплуатации или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса). Владелец речного судна обязан обеспечить его соответствие требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии (п. п. 1 и 2 ст. 34, ст. 61 КВВТ). Морское судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (п. 1 ст. 23 КТМ). И на речном, и на морском судне должны иметься предусмотренные законодательством судовые документы: свидетельства о годности судна к плаванию, о праве плавания под Государственным флагом РФ и др. (п. 1 ст. 14 КВВТ, п. 1 ст. 25 КТМ).

Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия (п. 1 ст. 6 Закона о железнодорожном транспорте).

Техническое состояние и оборудование автотранспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1>). Основные положения по допуску автотранспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>. Владельцы автотранспортных средств обязаны регулярно проходить государственный технический осмотр в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 <3>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

<2> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

<3> Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3916.

 

3. На период времени, когда транспортное средство, за которое отвечает арендодатель, находилось в ненадлежащем состоянии (т.е. было непригодно к нормальной и безопасной эксплуатации) вследствие невыполнения (ненадлежащего выполнения) арендодателем своих обязанностей, арендатор должен освобождаться от уплаты арендных платежей. Прямо данное правило сформулировано применительно к речным судам в п. 2 ст. 65 КВВТ РФ.

4. Норма, содержащаяся в комментируемой статье, носит императивный характер, поэтому ее действие не может быть изменено (отменено) соглашением сторон.

 

Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства

Комментарий к статье 635 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. В силу п. 1 комментируемой статьи услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

Понятием технической эксплуатации охватывается осуществление арендодателем действий по приведению транспортного средства в состояние способности выполнять свое функциональное назначение — перемещаться в пространстве для целей перевозки грузов, пассажиров, багажа и т.п. Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве — вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимые сопутствующие действия (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования.

Договором могут быть предусмотрены и другие услуги, оказываемые арендодателем (например, услуги по погрузке-разгрузке транспортного средства, по охране транспортного средства и т.п.).

Качество оказываемых арендодателем услуг определяется предоставлением арендатору возможности эксплуатировать транспортное средство нормально и безопасно. Первый критерий — нормальная эксплуатация — означает поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии (см. ст. 634 Гражданского кодекса и комментарий к ней). Второй критерий — безопасная эксплуатация — связан с необходимостью соблюдения специальных правил эксплуатации транспортных средств, для того чтобы не допустить возможность причинения вреда перевозимым пассажирам, грузам, третьим лицам, их имуществу и т.п.

2. Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства оказывает арендодатель в лице членов экипажа, состав и квалификация которого должны отвечать прежде всего обязательным для сторон правилам. Транспортными уставами и кодексами предусмотрены специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, согласно ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик — владелец подвижного железнодорожного состава — должен иметь квалифицированных работников.

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа, а командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 2 ст. 56 и п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса). Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации. Квалификация летного состава государственной авиации определяется в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 22. Ст. 2312.

 

В состав экипажа судна, используемого во внутренних водах, входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также работники, обслуживающие пассажиров судна (п. 1 ст. 26 КВВТ). Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа установлен Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138 <1>. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 <2>.

———————————

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 11 декабря 2002 г. N 4029.

<2> Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2279.

 

Каждое морское судно должно иметь на борту квалифицированный и достаточный по численности экипаж, в состав которого входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда (п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 53 КТМ). В зависимости от типа и назначения, а также от района плавания судна минимальный состав экипажа судна установлен Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138, а судна рыбопромыслового флота — Приказом Росрыболовства от 21 сентября 2009 г. N 836 <1>. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства <2>. При этом в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, однако только граждане РФ могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (п. 1 ст. 56 КТМ).

———————————

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 3 ноября 2009 г. N 15169.

<2> См.: Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900 // Собрание законодательства РФ. 1999. N 33. Ст. 4119; Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576.

 

На автомобильном транспорте специальные требования предусмотрены, к примеру, для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (п. 5.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 <1>), или для водителей грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове (п. 22.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>).

———————————

<1> Российские вести. 1996. N 15, 20.

<2> САПП. 1993. N 47. Ст. 4531.

 

Как правило, наличие у членов экипажа транспортного средства требуемой квалификации удостоверяется специальными документами. Поэтому для надлежащего оказания услуг необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели соответствующие разрешения, сертификаты, аттестаты и т.п.

Если обязательными для сторон договора аренды правилами не установлены квалификационные требования к членам экипажа транспортного средства, то их квалификация должна удовлетворять требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Кроме того, договором могут быть предусмотрены дополнительные к обычным требованиям квалификационные критерии (например, наличие определенного минимального стажа управления транспортным средством определенного вида или опыта управления транспортными средством в определенных условиях и т.п.).

3. Как следует из абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, члены экипажа являются работниками арендодателя, т.е. состоят с ним в трудовых отношениях (гл. 2 ТК). Как подчеркивается в п. 2 ст. 61 КВВТ РФ, в договоре аренды речного судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части же коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки (ст. 787 Гражданского кодекса, ст. 104 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 115 КТМ).

В силу ст. 206 КТМ РФ капитан и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, но распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, обязательны для капитана и других членов экипажа судна.

На внутреннем водном транспорте члены экипажа судна также подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна, причем арендатор вправе назначить на речное судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными (п. п. 2 и 3 ст. 62 КВВТ).

4. Поскольку члены экипажа состоят с арендодателем в трудовых отношениях, именно он несет расходы по их содержанию и по оплате их услуг.

В силу ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа безопасные условия труда, охрану здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых и т.п.), застраховать заработную плату, жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Несмотря на то что указанные расходы несет арендодатель, по общему правилу они учитываются в составе арендных платежей, которые арендатор уплачивает арендодателю.

Вместе с тем комментируемая норма является диспозитивной, т.е. стороны могут в договоре аренды по-иному распределить обязанности по оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа.

 

Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Комментарий к статье 636 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. При аренде транспортного средства с экипажем коммерческую эксплуатацию в целях извлечения прибыли осуществляет арендатор. По этой причине согласно комментируемой статье арендатор несет соответствующие расходы, если иное не предусмотрено договором аренды.

К расходам на коммерческую эксплуатацию транспортного средства относятся, во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей и т.п. Эти расходы возлагаются на арендатора по той причине, что они напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством. Вместе с тем, учитывая содержание ст. 635 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней), расходы на детали и материалы, необходимые для проведения текущего и капитального ремонта транспортного средства, а также его поддержания в состоянии, пригодном для его нормальной и безопасной эксплуатации, являются расходами в связи с технической эксплуатацией транспортного средства и возложены на арендодателя.

Во-вторых, в расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства, которые несет арендатор, включаются также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы <1>; сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте <2>; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок <3>, и др.

———————————

<1> См.: Приказ Минтранса России от 17 декабря 2007 г. N 189 «Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. 23.01.2008. N 12; Приказ ФСТ России от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. 29.12.2007. N 294; Приказ Минтранса России от 4 июня 2009 г. N 90 «Об утверждении Перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» // Российская газета. 17.07.2009. N 131.

<2> См.: ст. ст. 58 и 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Постановление ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)» // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 37.

<3> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

 

2. Аналогичные по своему смыслу нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, фрахтователь морского судна оплачивает расходы и сборы, связанные с его коммерческой эксплуатацией: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ) <1>.

———————————

<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000.

 

3. Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны не предусмотрели иное в договоре аренды.

 

Статья 637. Страхование транспортного средства

Комментарий к статье 637 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Страховой интерес в транспортном средстве принадлежит прежде всего его собственнику, поскольку именно он несет по общему правилу риск случайной гибели или повреждения транспортного средства (ст. 211 Гражданского кодекса). Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Поэтому именно на арендодателя закон возлагает обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

2. Комментируемая статья касается двух видов имущественного страхования:

1) страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества — переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 Гражданского кодекса); 2) страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (ст. 931 Гражданского кодекса) при эксплуатации арендованного транспортного средства. Ее действие не распространяется на страхование других рисков, в частности на личное страхование экипажа транспортного средства, которое предусмотрено рядом транспортных уставов и кодексов.

3. В п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <1> предусмотрено страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, средств воздушного, водного и железнодорожного транспорта за причинение внедоговорного вреда третьим лицам. Однако не все эти виды страхования являются обязательными в смысле п. 2 ст. 932 Гражданского кодекса РФ.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

 

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <1> и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 <2>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 20. Ст. 1897.

 

Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации воздушного судна, предусмотрено в п. 1 ст. 131 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 203 КТМ РФ судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности.

4. С учетом системного толкования норм ст. ст. 15, 640, 931, 1064 Гражданского кодекса РФ используемый в тексте комментируемой статьи термин «ущерб» следует рассматривать в качестве синонима терминов «вред» и «убыток» <1>.

———————————

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария — Е.Н. Васильева). Т. 2.

 

5. Комментируемая норма является диспозитивной, т.е. закрепленное в ней правило может быть изменено соглашением сторон договора аренды транспортного средства с экипажем.

 

Статья 638. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

Комментарий к статье 638 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Исключением из общих правил об аренде (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса) является закрепленное в п. 1 комментируемой статьи право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя. Однако данная норма является диспозитивной, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть иное правило (необходимость получения согласия арендодателя на все или определенные случаи передачи транспортного средства в субаренду и т.п.).

Поскольку транспортное средство управляется и обслуживается экипажем арендодателя, арендатор может сдавать его в субаренду только на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем.

Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. ст. 615 и 618 Гражданского кодекса РФ, применяются к субаренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 Гражданского кодекса).

2. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени заключать договоры с третьими лицами. Поскольку основное назначение транспортного средства — это перемещение в пространстве грузов, пассажиров, багажа, то к числу таких договоров относятся прежде всего договоры перевозки и фрахтования (ст. ст. 785 — 787 Гражданского кодекса).

Однако возможно использование транспортного средства и для оказания услуг по буксировке, для рыболовства, проведения гидрологических и иных исследований, геологоразведочных работ и т.п., если это не противоречит целям, указанным в договоре аренды. Если же в договоре аренды не установлены цели использования транспортного средства, то оно должно использоваться в соответствии с его назначением. К примеру, для перевозки пассажиров не должны использоваться грузовые транспортные средства, поскольку транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, например пассажирские вагоны, должны не только содержаться в исправном техническом состоянии, но и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов (ст. 80 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>). Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (п. 4.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <2>).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. N 12 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 26.

<2> Утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 // Российские вести. 1996. N 15, 20.

 

Помимо общего целевого назначения необходимо учитывать специальные требования к отдельным видам, классам или категориям транспортных средств, которые определяют конкретные направления и способы их использования <1>.

———————————

<1> См., например: Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 136 // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49; Правила классификации и технического надзора за спортивными судами, утв. Приказом Госкомспорта России от 5 ноября 2002 г. N 440 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 3; Положение о классификации судов и морских стационарных платформ, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2003 г. N 160 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 48.

 

Указанные в п. 2 комментируемой статьи договоры с третьими лицами арендатор вправе заключать без согласия арендодателя.

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об их использовании с третьими лицами. Если иное не предусмотрено тайм-чартером, фрахтователь морского судна в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени с третьими лицами договоры субтайм-чартера, т.е. фрахтования судна на время с экипажем на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем (п. 1 ст. 202 КТМ). Фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы (ст. 205 КТМ).

При аренде речного судна с экипажем арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды (п. 1 ст. 62 КВВТ). Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем (п. 4 ст. 62 КВВТ).

 

Статья 639. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству

Комментарий к статье 639 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. При определении пределов ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Риск случайной гибели (повреждения) имущества лежит на его собственнике (ст. 211 Гражданского кодекса), поэтому все последствия случайной гибели или случайного повреждения арендованного транспортного средства несет арендодатель. В соответствии с законом арендатор отвечает, если гибель (повреждение) транспортного средства произошла по его вине или по вине работников, действия которых считаются действиями арендатора (п. 1 ст. 401, ст. 402 Гражданского кодекса) <1>.

———————————

<1> В литературе высказаны различные мнения по вопросу о законных пределах ответственности арендатора транспортного средства с экипажем. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003; Шапкина Г. Договор аренды // Хозяйство и право. 2003. N 7; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // «КонсультантПлюс».

 

Специальные нормы о возмещении убытков, причиненных гибелью (повреждением) транспортного средства, содержатся в транспортном законодательстве. В соответствии со ст. 207 КТМ РФ фрахтователь несет ответственность за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного по тайм-чартеру морского судна, если они причинены по его вине. Кроме того, в КТМ РФ и КВВТ РФ закреплен институт общей аварии, который также служит цели распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества, участвующего в предприятии. Указанные убытки (в том числе связанные с гибелью (повреждением) транспортного средства) распределяются между лицами, которые владеют судном, грузом и фрахтом (провозной платой) соразмерно их стоимости (ст. 284 КТМ, ст. 140 КВВТ).

Список законных оснований ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью (повреждением) транспортного средства, может быть расширен договором аренды транспортного средства с экипажем.

2. Бремя доказывания гибели (повреждения) транспортного средства по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, комментируемая статья возлагает на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из презумпции вины лица, нарушившего обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса).

3. Если риск гибели (повреждения) арендованного транспортного средства был застрахован по договору имущественного страхования в соответствии со ст. 637 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней), то убытки арендодателя возмещаются путем выплаты ему страховщиком суммы страхового возмещения. В дальнейшем в пределах суммы выплаченного возмещения право требовать возмещения убытков от лица, которое отвечает за гибель (повреждение) транспортного средства, переходит к страховщику (ст. 965 Гражданского кодекса).

 

Статья 640. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

Комментарий к статье 640 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Транспортное средство является источником повышенной опасности (см. подробнее комментарии к ст. ст. 632 и 1079 Гражданского кодекса), причем понятие источника повышенной опасности распространяется не только на само транспортное средство, но также и на связанные с ним механизмы, устройства и оборудование (скажем, погрузочно-разгрузочные механизмы, прицепы, тралы и т.п.).

В силу ст. 1079 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан источником повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от вины. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях — по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа и др. (см. подробнее п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» <1>).

———————————

<1> Российская газета. 05.02.2010. N 24.

 

Исходя из этого общего правила, арендатор транспортного средства с экипажем также должен был бы являться владельцем и нести ответственность за причинение вреда третьим лицам, однако комментируемая статья устанавливает иное правило. При аренде с экипажем (фрахтовании на время) транспортное средство остается под контролем арендодателя, так как его работники (экипаж) осуществляют управление и техническую эксплуатацию. В силу п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Именно поэтому в случае причинения вреда третьим лицам юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности считается арендодатель, а не арендатор (см. также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).

2. Вместе с тем арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. ст. 632 и 640 Гражданского кодекса). Это объясняется тем, что именно арендатор осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства и вправе давать его экипажу связанные с этим обязательные распоряжения (п. 2 ст. 635 Гражданского кодекса), выполнение которых может привести к причинению вреда третьим лицам.

Следует подчеркнуть, что бремя доказывания возникновения вреда по вине арендатора возлагается на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из установленной п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ презумпции вины причинителя вреда <1>.

———————————

<1> Подробнее об указанной презумпции см.: п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1.

 

Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Комментарий к статье 641 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном транспорте.

В соответствии с комментируемой статьей и ст. 625 Гражданского кодекса РФ нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: а) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 Гражданского кодекса); б) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; в) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 Гражданского кодекса).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ РФ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов выделены в КВВТ РФ в специальную гл. X. В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ РФ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие особенности аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом аналогичны специальным правилам КТМ РФ об аренде морских судов: о плате за задержку возврата судна, праве арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

Точно так же, как предписания КТМ РФ, положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов на внутреннем водном транспорте применяются, если иное не установлено договором аренды (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под «иным правом» в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code