КОНСТИТУЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

КОНСТИТУЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

——————————–

Перевод К.М. Беликовой.

 

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОПРАВКА N 1

ПРИДАНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ СТАТУСА ПОСТОЯННОЙ

 

(2 декабря 1996 года)

Высший совет Федерации, ознакомившись с временной конституцией государства Объединенные Арабские Эмираты и на основе заключения Высшего совета Федерации, одобренного Советом министров и Федеральным национальным советом и утвержденного Высшим советом Федерации, постановил:

Статья первая. Слово “временный” исключается из текста Конституции Объединенных Арабских Эмиратов, где бы оно ни встречалось.

Статья вторая. Город Абу-Даби признается столицей Федерации.

Статья третья. Любой текст и постановления, противоречащие положениям настоящей конституционной поправки, исключаются.

Статья четвертая. Положения настоящей конституционной поправки вступают в действие с даты издания и подлежат опубликованию в “Официальной газете”.

 

 

КОНСТИТУЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

 

(2 декабря 1971 года)

Мы, правители эмиратов Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн и Эль-Фуджайра <*>, полагаем нашим желанием и желанием народов наших эмиратов учредить Федерацию в составе этих эмиратов:

——————————–

<*> Эмират Рас-эль-Хайма присоединился к Объединенным Арабским Эмиратам 10 февраля 1972 г. – Здесь и далее примеч. пер.

 

в целях повышения уровня жизни населения, обеспечения прочной стабильности и упрочения положения Федерации и ее населения на международной арене,

ради установления более тесных связей между арабскими эмиратами в форме федеративного независимого и суверенного государства, способного защитить себя и свои территориальные единицы; развивающего сотрудничество с братскими арабскими государствами и другими дружественными государствами – членами Организации Объединенных Наций и международного сообщества на основе взаимного уважения, общих интересов и взаимной выгоды,

для того, чтобы заложить на будущие годы прочные основы подлинного федеративного правления согласно нынешнему положению эмиратов и их нынешним возможностям; предоставить полную свободу реализации возможностей эмиратов в достижении поставленных целей; сохранить самобытность эмиратов при условии, что это не противоречит провозглашенным целям, и в то же время подготовить народы Федерации к свободной и достойной жизни согласно конституционным предписаниям одновременно с поступательным движением в направлении всеобъемлющего демократического режима правления в арабском исламском обществе, свободном от страха и тревоги,

поскольку достижение поставленных целей является искренним нашим желанием и стремлением, мы всеми нашими усилиями будем содействовать возрождению нашей страны, чтобы обеспечить ее народу достойное место среди цивилизованных государств и наций,

ради этого и до момента разработки текста постоянной конституции Федерации мы провозглашаем перед Всевышним Всемогущим Создателем и перед людьми наше одобрение настоящей временной Конституции, текст которой мы скрепляем нашими подписями. Временная Конституция является действующей в течение указанного в ней срока.

Да дарует нам Всевышний и Всемилостивейший Аллах успех!

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФЕДЕРАЦИЯ, ЕЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

 

Статья 1

Объединенные Арабские Эмираты – федеративное, независимое и суверенное государство, и далее в тексте настоящей Конституции оно именуется Федерацией. Федерация состоит из шести эмиратов: эмирата Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн и Эль-Фуджайра.

Любое независимое арабское государство вправе присоединиться к Федерации с согласия всех членов Высшего совета Федерации, выраженного единодушным решением.

 

Статья 2

В соответствии с положениями настоящей Конституции Федерация правомочна осуществлять господство над всеми территориальными землями и водами находящихся в пределах государственных границ эмиратов, входящих в Федерацию.

 

Статья 3

Эмираты, входящие в Федерацию, осуществляют господство над своими территориальными землями и водами во всех вопросах, которые не входят в компетенцию Федерации в соответствии с положениями настоящей Конституции.

 

Статья 4

Федерация не вправе уступить вменяемое ей настоящей Конституцией господство или отказаться от какой-либо части своей наземной или водной территории.

 

Статья 5

Федерация имеет свои флаг, герб и гимн. Положения о флаге и гербе определяются законом. Каждый эмират хранит свой флаг у себя для использования на своей территории.

 

Статья 6

Федерация является частью великой арабской родины и связана с ней узами общности религии, языка, истории и ареала проживания; народ Федерации – единый народ, являющийся частью Арабской нации.

 

Статья 7

Ислам является государственной религией Федерации; исламские нормы (шариат) являются главным источником законодательства в Федерации; официальным языком Федерации является арабский язык.

 

Статья 8

Граждане Федерации имеют единое гражданство, определяемое законом. Находясь за границей, граждане пользуются защитой федерального правительства согласно существующим международным нормам.

Не допускается лишение или отзыв у гражданина гражданства, кроме исключительных случаев, установленных законом.

 

Статья 9

  1. Столица Федерации создается по представлению эмиратов Абу-Даби и Дубай на границе между ними и называется – аль-Карама <*>.

——————————–

<*> В переводе с арабского – “Достойная”.

 

  1. Бюджет Федерации на первый год существования составляет сумму, достаточную, чтобы покрыть расходы на технические исследования и планирование создания столицы. При этом работы по созданию столицы надлежит начать как можно скорее, чтобы она была создана в срок не позднее семи лет с даты вступления в силу настоящей Конституции.
  2. До создания столицы Абу-Даби является временной резиденцией Федерации.

 

Статья 10

Целями Федерации являются: сохранение ее независимости и суверенитета; поддержание ее безопасности и стабильности; защита от любой агрессии, угрожающей ее существованию или существованию ее составных частей; охрана прав и обязанностей населения Федерации; достижение более тесного сотрудничества между эмиратами во имя общего блага в ходе реализации поставленных целей и при содействии повышению уровня их благосостояния и прогрессивного развития во всех областях; содействие повышению уровня жизни граждан и уважение каждым из эмиратов независимости и суверенитета остальных эмиратов во внутренних делах согласно положениям настоящей Конституции.

 

Статья 11

  1. Эмираты Федерации образуют экономический и таможенный союз. Прогрессивное движение в направлении такого единства надлежит регулировать федеральными законами.
  2. Свобода движения капиталов и товаров между эмиратами гарантируется и не может быть ограничена иначе чем на основании федерального закона.
  3. Все налоги и сборы, пошлины и иные платежи, которыми облагаются товары, следующие из одного эмирата Федерации в другой, отменяются.

 

Статья 12

Внешняя политика Федерации направлена на содействие и защиту арабских и исламских общих интересов и укрепление дружеских связей и отношений сотрудничества со всеми нациями и народами на основе принципов Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЧАЛА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 13

Федерации и эмиратам надлежит сотрудничать в рамках их полномочий и возможностей для выполнения положений настоящей части.

 

Статья 14

Равенство, социальная справедливость, гарантированная уверенность и безопасность, а также равенство возможностей всех граждан Объединенных Арабских Эмиратов являются основополагающими принципами построения общества; отношения между ними должны строиться на основе сотрудничества и взаимного милосердия.

 

Статья 15

Семья является основой общества. Она строится на началах нравственности, религии, главенства морально-этических норм и патриотизма. Закон гарантирует ее существование, безопасность и защищает от коррупции.

 

Статья 16

Общество ответственно за охрану материнства и детства и несовершеннолетних и иных лиц, неспособных заботиться о себе самостоятельно по другим причинам, например по причине болезни, недееспособности, преклонного возраста, вынужденной безработицы. Общество ответственно за оказание таким лицам помощи и предоставление возможностей обслуживать себя самостоятельно к собственной выгоде и выгоде общества в целом.

Эти вопросы регулируются законодательством о социальном обеспечении и социальной безопасности.

 

Статья 17

Образование является основополагающим фактором развития общества. Начальное образование в Объединенных Арабских Эмиратах является обязательным. Образование любого уровня является бесплатным. Законом надлежит закреплять планы, необходимые для распространения образования на различных уровнях и борьбы с неграмотностью.

 

Статья 18

Частные лица и организации вправе учреждать частные школы в соответствии с положениями закона при условии, что такие школы будут находиться под надзором компетентных государственных органов и издаваемых ими нормативных предписаний.

 

Статья 19

Все граждане обеспечиваются сообществом медицинским обслуживанием и профилактическими и лекарственными средствами от болезней и эпидемий. Сообщество содействует учреждению государственных и частных больниц, аптек и медицинских пунктов и лечебных центров.

 

Статья 20

Обществу надлежит рассматривать труд как краеугольный камень его развития. Общество содействует обеспечению возможностей трудоустройства для всех граждан и подготовке граждан к труду. Общество предоставляет необходимую для этого инфраструктуру посредством принятия законодательства, направленного на защиту прав работников и интересов работодателей, находящегося в соответствии с положениями развивающегося международного трудового законодательства.

 

Статья 21

Частная собственность охраняется. Соответствующие положения закрепляются в законе. Никто не может быть лишен принадлежащей ему частной собственности иначе чем по решению, принимаемому по причине публичной полезности в соответствии с положениями закона и при условии выплаты справедливой компенсации.

 

Статья 22

Общественная собственность неприкосновенна. Защита общественной собственности является обязанностью каждого гражданина. Обстоятельства, при наступлении которых за нарушение этой обязанности назначается наказание, определяются законом.

 

Статья 23

Природные ресурсы и богатства, находящиеся на территории каждого из эмиратов, считаются общественной собственностью каждого из них. Общество ответственно за охрану и надлежащее использование таких природных ресурсов и богатств во благо национальной экономики.

 

Статья 24

Социальная справедливость служит основой национальной экономики. Национальная экономика основывается на честном сотрудничестве государственного и частного секторов экономики. Целями такого сотрудничества являются развитие национальной экономики, повышение уровня производительности труда и уровня жизни и экономическое благополучие граждан согласно положениям закона.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СВОБОДЫ, ПРАВА И ГРАЖДАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 25

Все лица равны перед законом без различия между гражданами Федерации в отношении их расовой или национальной принадлежности, религиозных убеждений или социального положения.

 

Статья 26

Всем гражданам гарантируется личная свобода. Никто не может быть арестован, подвергнут обыску, задержан или заключен в тюрьму иначе чем в соответствии с положениями закона. Никто не может быть подвергнут пыткам или унижающему достоинство обращению.

 

Статья 27

Преступления и наказания определяются в законе. Ни одно наказание не может быть назначено за деяние в форме действия или бездействия, совершенное до момента обнародования соответствующего закона.

 

Статья 28

Наказание является индивидуально определенным и носит личный характер. Обвиняемый имеет право иметь свидания с лицом, способным защищать его в суде. Закон определяет случаи, в которых присутствие адвоката является обязательным.

Физическое и психическое насилие над обвиняемым лицом запрещено.

 

Статья 29

Гражданам гарантируется свобода передвижения и свобода выбора места жительства согласно закону.

 

Статья 30

Свобода выражения мнений в устной, письменной и иной форме гарантируется согласно закону

 

Статья 31

Свобода почтового и телеграфного сообщения и сообщения посредством иных средств коммуникации гарантируется согласно закону.

 

Статья 32

Свобода отправления религиозных культов гарантируется согласно действующим обычаям при условии, что это не противоречит государственной политике и не нарушает общественной морали.

 

Статья 33

Свобода собраний и создания союзов гарантируется согласно закону.

 

Статья 34

Каждый гражданин вправе свободно выбирать род занятий, ремесло или профессию согласно закону. Занятие некоторыми ремеслами и профессиями подлежит специальному регулированию. Никто не может быть обязан принудительно трудиться, кроме особых случаев, оговоренных в законе и при условии выплаты компенсации.

 

Статья 35

Доступ к государственным должностям открыт для всех граждан на основе равенства устанавливаемых для каждого условий и в соответствии с положениями закона. Государственные должности – это должности, отправление которых связано со службой Родине, возлагаемой на тех, кто ею занимается. При исполнении своих служебных обязанностей государственный служащий руководствуется только общественными интересами.

 

Статья 36

Жилище неприкосновенно, и проникновение в него не допускается иначе чем на основании закона и в случаях, предусмотренных им.

 

Статья 37

Не допускается ссылка и высылка граждан за пределы Федерации.

 

Статья 38

Выдача граждан и политических беженцев запрещена.

 

Статья 39

Полная конфискация имущества запрещена; частичная конфискация имущества допускается в виде наказания только на основании вынесенного судом приговора и в случаях, установленных законом.

 

Статья 40

Иностранные граждане, пребывающие в Федерации, пользуются правами и свободами, закрепленными в соответствующих международных уставах либо в договорах и соглашениях, участницей которых является Федерация, на иностранцев распространяются также налагаемые их положениями обязанности.

 

Статья 41

Каждый имеет право представлять жалобы в компетентные государственные органы, в том числе в органы судебной власти, касающиеся злоупотребления или нарушения прав и свобод, закрепляемых положениями настоящей части.

 

Статья 42

Уплата налогов и государственных сборов, установленных законом, является обязанностью каждого гражданина.

 

Статья 43

Защита Федерации является священной обязанностью каждого гражданина; военная служба является почетной; для осуществления соответствующего регулирования надлежит принять специальный закон.

 

Статья 44

Уважение настоящей Конституции и законов и постановлений, издаваемых государственными органами во исполнение ее положений, является обязанностью всех жителей Федерации.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОРГАНЫ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 45

Органы власти Федерации состоят:

1) из Высшего совета Федерации;

2) Президента Федерации и его заместителя;

3) Совета министров Федерации;

4) Федерального национального совета;

5) органов судебной власти Федерации.

 

Глава I

ВЫСШИЙ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 46

Высший совет Федерации является высшим органом власти Федерации. Он состоит из правителей эмиратов, входящих в Федерацию, либо из лиц, замещающих правителей эмиратов в случае их отсутствия или в случае, когда последние были освобождены от присутствия в Совете.

Каждый из эмиратов имеет один голос при обсуждении вопросов в Совете.

 

Статья 47

Высший совет Федерации обладает следующими полномочиями:

1) выработка общей политики по вопросам, находящимся в ведении Федерации согласно положениям настоящей Конституции, и рассмотрение любых вопросов, решение которых ведет к достижению целей, стоящих перед Федерацией, и производятся в общих интересах эмиратов – участников Федерации;

2) утверждение различных федеральных законов до их обнародования, в том числе закона о годовом федеральном бюджете и закона об отчете об исполнении государственного бюджета;

3) утверждение указов, касающихся вопросов, которые на основании положений настоящей Конституции подлежат одобрению или согласию со стороны Высшего совета Федерации. Утверждение таких указов осуществляется до их обнародования Президентом Федерации;

4) ратификация международных договоров и соглашений. Ратификация совершается посредством издания указа;

5) одобрение назначения Председателя Совета министров Федерации, принятия его добровольного ухода в отставку и смещения с должности в случаях, закрепленных настоящей Конституцией. Такие решения совершаются посредством издания указа;

6) одобрение назначения Председателя и судей Федерального верховного суда, принятия их добровольного ухода в отставку и смещения с должностей в случаях, закрепленных настоящей Конституцией. Такие решения совершаются посредством издания указа;

7) осуществление высшего контроля за положением дел в Федерации в целом;

8) решение иных вопросов, отнесенных настоящей Конституцией или федеральными законами к ведению Высшего совета Федерации.

 

Статья 48

  1. Высший совет Федерации принимает свой Внутренний регламент, устанавливающий правила и порядок рассмотрения относящихся к его компетенции вопросов и порядок голосования в случае необходимости принятия решений. Дебаты в Высшем совете Федерации носят тайный характер.
  2. Высший совет Федерации учреждает Общий секретариат, который должен состоять из числа служащих, необходимого для содействия Совету в выполнении им своих обязанностей.

 

Статья 49

Решения по рассматриваемым вопросам Высший совет Федерации принимает большинством в пять голосов от общего числа членов, при этом указанное большинство голосов должно включать голос представителей эмиратов Абу-Даби и Дубай. Решения указанного большинства обязательны для несогласного меньшинства. Решения Совета, касающиеся процедурных вопросов, принимаются простым большинством голосов. Перечень таких вопросов определяется Внутренним регламентом Совета.

 

Статья 50

Заседания Высшего совета Федерации проводятся в столице Федерации. Заседания также могут проводиться в любом другом определенном заранее месте.

 

Глава II

ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ

 

Статья 51

Высший совет Федерации выбирает из своего состава Президента Федерации и заместителя Президента Федерации. Заместитель Президента Федерации исполняет все полномочия Президента Федерации в случае отсутствия последнего по какой-либо причине.

 

Статья 52

Срок полномочий Президента Федерации и его заместителя составляет пять лет по григорианскому календарю. Президент Федерации и его заместитель могут быть повторно избраны на занимаемые ими посты.

Каждый из них при вступлении в должность приносит перед членами Высшего совета Федерации следующую присягу: “Клянусь Всемогущим Богом быть верным Объединенным Арабским Эмиратам, уважать Конституцию и законы Объединенных Арабских Эмиратов, защищать интересы народов Федерации, верно и преданно исполнять свои обязанности и охранять независимость Федерации и ее территориальную целостность”.

 

Статья 53

В случае образования вакансии поста Президента Федерации или его заместителя по причине смерти или ухода с должности либо по причине того, что один из них перестал по какой-либо причине быть правителем своего эмирата, Высший совет Федерации подлежит созыву на заседание в течение одного месяца с этой даты для избрания его преемника для замещения образовавшейся вакансии на срок, указанный в статье 52 настоящей Конституции.

В случае, когда вакантными становятся одновременно и должность Председателя Высшего совета Федерации, и должность его заместителя, Высший совет Федерации подлежит созыву на заседание любым из его членов либо Председателем Совета министров Федерации для избрания нового Президента и его заместителя для закрытия обеих образовавшихся вакансий.

 

Статья 54

Президент Федерации осуществляет следующие полномочия.

  1. Председательствует в Высшем совете Федерации и осуществляет руководство проходящими в нем дебатами.
  2. Председательствует в Высшем совете Федерации во время заседаний и закрывает его заседания согласно процедурным правилам, которые Совет принимает в форме Внутреннего регламента. В обязанности Президента Федерации входит созыв Совета на заседания, когда об этом ходатайствует один из членов Совета.
  3. Созывает Высший совет Федерации и Совет министров Федерации на совместные заседания, когда этого требует необходимость.
  4. Подписывает законы, указы и решения, которые утверждает Высший совет Федерации, и обнародует их.
  5. С согласия Высшего совета Федерации назначает Председателя Совета министров, принимает его отставку и освобождает его от исполнения соответствующих обязанностей. Президент также назначает заместителя Председателя Совета министров и министров, а также принимает их отставку и освобождает их от обязанностей по представлению Председателя Совета министров Федерации.
  6. Назначает дипломатических представителей Федерации в иностранных государствах и иных высших должностных лиц, как гражданских, так и военных (кроме Председателя и судей Федерального верховного суда), а также принимает их отставку и смещает их с занимаемых должностей с согласия Совета министров Федерации. Такие назначения, равно как и принятие отставок и отстранение от должностей, совершаются посредством издания указа в соответствии с положениями федеральных законов.
  7. Подписывает верительные грамоты дипломатических представителей Федерации в иностранных государствах и принимает верительные грамоты дипломатических и консульских представителей иностранных государств, действующих на территории Федерации.
  8. Осуществляет контроль и надзор за исполнением федеральных законов, указов и решений посредством Совета министров Федерации и соответствующих отраслевых министров.
  9. Представляет Федерацию внутри страны и вне ее как в отношениях с отдельными иностранными государствами, так и на международных форумах.
  10. Осуществляет помилование, смягчает назначенные наказания и одобряет вынесенные смертные приговоры в соответствии с положениями настоящей Конституции и федеральных законов.
  11. Присваивает награды, ордена и знаки отличия, как гражданские, так и военные, в соответствии со специальными законами.

12, Осуществляет иные правомочия, придаваемые ему Высшим советом Федерации либо закрепленные за ним согласно положениям настоящей Конституции или федеральных законов.

 

Глава III

СОВЕТ МИНИСТРОВ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 55

Совет министров состоит из Председателя Совета министров, его заместителя и министров.

 

Статья 56

Министры избираются из числа граждан Федерации, известных своей компетентностью и опытом.

 

Статья 57

Председатель Совета министров, его заместитель и министры при вступлении в должность приносят перед Президентом Федерации следующую присягу: “Клянусь Всемогущим Богом быть верным Объединенным Арабским Эмиратам, уважать Конституцию и законы Объединенных Арабских Эмиратов, верно исполнять свои обязанности, всеми силами защищать интересы народов Федерации и охранять независимость Федерации и ее территориальную целостность”.

 

Статья 58

Юрисдикция министров вместе и правомочия каждого отдельного министра определяются законом. Первый Совет министров Федерации надлежит образовать в составе следующих министров:

1) министра иностранных дел;

2) министра внутренних дел;

3) министра обороны;

4) министра финансов, экономики и промышленности;

5) министра юстиции;

6) министра образования;

7) министра здравоохранения;

8) министра общественных работ и сельского хозяйства;

9) министра средств связи, почтовых, телефонных и телеграфных сообщений;

10) министра труда и социальных вопросов;

11) министра информации;

12) министра планирования.

 

Статья 59

Председатель Совета министров председательствует на заседаниях Совета министров. Он созывает Совет министров на заседания, осуществляет надзор за текущим исполнением министрами своих обязанностей и контролирует скоординированность работы между различными министерствами и в иных органах исполнительной власти Федерации.

Заместитель Председателя Совета министров осуществляет все полномочия Председателя Совета министров в случае отсутствия последнего по какой-либо причине.

 

Статья 60

Совет министров – орган исполнительной власти Федерации, работающий под высшим контролем Президента Федерации и Высшего совета Федерации, рассматривает и разрешает все внутренние и внешние дела и вопросы, решение которых отнесено к ведению Федерации согласно положениям настоящей Конституции и федеральных законов.

Совет министров обладает следующими полномочиями.

  1. Следит за ходом реализации общей политики, проводимой федеральным правительством во внутренних и внешних делах.
  2. Разрабатывает проекты федеральных законов и вносит их в рамках реализации принадлежащего ему права законодательной инициативы на рассмотрение в Федеральный национальный совет до того, как они будут переданы Президенту Федерации для представления в Высшем совете Федерации для их утверждения.
  3. Разрабатывает годовой федеральный бюджет и отчет об исполнении государственного бюджета.
  4. Разрабатывает проекты указов и различных решений.
  5. Издает постановления и распоряжения, необходимые для выполнения федеральных законов, не внося в положения таких законов изменений, не приостанавливая их действия и не устанавливая каких-либо изъятий или льгот по сравнению с действующими положениями; а также постановления и распоряжения, направленные на установление контроля за соблюдением законов, и постановления и распоряжения, регулирующие деятельность общественных служб и общественных органов управления согласно положениям настоящей Конституции и федеральных законов. На основании специальных положений законов или решения Совета министров компетентному федеральному министру или иному другому представителю административных органов власти может быть предписано обнародовать некоторые из таких постановлений и распоряжений.
  6. Осуществляет контроль и надзор за выполнением федеральных законов, указов, решений и постановлений и распоряжений всеми органами власти Федерации и эмиратов.
  7. Осуществляет контроль и надзор за исполнением решений федеративных судов и исполнением заключенных Федерацией международных договоров и соглашений.
  8. Назначает и смещает с постов государственных служащих согласно положениям закона при условии, что их назначения и смещения с постов не требуют издания указов.
  9. Осуществляет контроль за деятельностью федеративных общественных служб и общественных органов управления и за деятельностью и дисциплиной государственных служащих в целом.
  10. Осуществляет любые иные полномочия, возложенные на него законом или Высшим советом Федерации согласно положениям настоящей Конституции.

 

Статья 61

Обсуждения в Совете министров проводятся конфиденциально; все решения принимаются большинством голосов его членов. В случае разделения голосов поровну исход голосования решает голос Председателя Совета министров.

Меньшинство подчиняется мнению большинства.

 

Статья 62

Председатель Совета министров, его заместитель или любой федеральный министр в течение срока их полномочий не вправе заниматься какой-либо торговой, профессиональной или финансовой деятельностью; заключать торговые сделки с Правительством Федерации или с правительствами эмиратов либо совмещать свою должность с членством в совете директоров коммерческой или финансовой компании.

Также не допускается совмещение более одной официальной должности в одном из эмиратов с отказом от всех других местных официальных должностей, если таковые имеются.

 

Статья 63

Члены Совета министров руководствуются при отправлении своих полномочий интересами Федерации и всего общества, а также полного отказа от собственных интересов. Не допускается использование ими каким-либо образом официальной должности в своих собственных интересах или в интересах тех, с кем их связывают личные отношения.

 

Статья 64

Председатель Совета министров и министры солидарно несут политическую ответственность перед Президентом Федерации и Высшим советом Федерации за проведение общей внешней и внутренней политики Федерации. Все они несут персональную ответственность перед Президентом Федерации и Высшим советом за работу своего министерства или работу на своем посту.

В случае выхода Председателя Совета министров в отставку, отстранения его от должности, смерти или освобождения от занимаемого поста по другой причине Совет министров в полном составе также уходит в отставку. В этом случае Президент Федерации просит министров временно остаться на занимаемых должностях для решения неотложных дел до тех пор, пока не будет сформирован новый Совет министров.

 

Статья 65

В начале каждого финансового года Совет министров представляет Президенту Федерации для последующего представления в Высший совет Федерации подробный отчет о работе, проделанной в сфере внутренних дел, и об отношениях Федерации с другими государствами и международными организациями. Отчет снабжается рекомендациями Совета министров относительно наилучших способов обеспечения укрепления основ Федерации, упрочения ее безопасности и стабильности и достижения и развития во всех областях целей, ради которых она создана.

 

Статья 66

  1. Совет министров разрабатывает собственный Внутренний регламент, закрепляющий порядок его работы.
  2. Совет министров учреждает Общий секретариат, который должен состоять из числа служащих, необходимого для содействия Совету в выполнении им своих обязанностей.

 

Статья 67

Заработная плата Председателя Совета министров, его заместителя и министров устанавливается законом.

 

Глава IV

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 68

Федеральный национальный совет состоит из 40 <*> членов. Эмираты располагают в Федеральном национальном совете следующим численным представительством Абу-Даби – восемь мест, Дубай – восемь мест, Шарджа – шесть мест, Рас-эль-Хайма – шесть мест, Аджман – четыре места, Умм-эль-Кайвайн – четыре места и Эль-Фуджайра – четыре места.

——————————–

<*> До присоединения 10 февраля 1972 г. к Объединенным Арабским Эмиратам эмирата Рас-эль-Хайма Федеральный национальный совет состоял из 34 членов.

 

Статья 69

Каждый эмират вправе самостоятельно определять способ избрания граждан, представляющих его в Федеральном национальном совете.

 

Статья 70

Член Федерального национального совета должен соответствовать следующим требованиям.

  1. Он должен быть гражданином одного из эмиратов Объединенных Арабских Эмиратов и постоянно проживать в эмирате, который он представляет в Федеральном национальном совете.
  2. Он должен достичь 25-летнего возраста по григорианскому календарю к моменту его избрания на этот пост.
  3. Он должен обладать гражданской правоспособностью, благонравным поведением, доброй славой и репутацией и не иметь судимости за совершение порочащего преступления, кроме случаев, когда он был реабилитирован согласно закону.
  4. Он должен в достаточной степени уметь читать и писать.

 

Статья 71

Вхождение в состав Федерального национального совета несовместимо с занятием любой иной государственной должности в Федерации, включая должности министров.

 

Статья 72

Срок полномочий члена Федерального национального совета равен двум годам по григорианскому календарю и начинает течь с даты первого заседания Совета. По истечении этого срока Федеральный национальный совет подлежит обновлению в полном составе на срок, остающийся до окончания переходного периода, указанного в статье 144 настоящей Конституции.

Любой член Федерального национального совета, срок полномочий которого истек, может быть переизбран на этот пост.

 

Статья 73

Каждый из членов Федерального национального совета при вступлении в должность, в том числе в Комитете Совета, приносит в открытом заседании следующую присягу. “Клянусь Всемогущим Богом быть верным Объединенным Арабским Эмиратам, уважать Конституцию и законы Объединенных Арабских Эмиратов, честно и правдиво исполнять свои обязанности в Совете или его Комитете”

 

Статья 74

Если по любой причине место члена Федерального национального совета становится вакантным до окончания срока его полномочий, замена должна быть выбрана в течение двух месяцев с даты, в которую вакансия объявлена Советом, кроме случаев, когда вакансия образуется в течение трех месяцев, предшествующих окончанию срока соответствующих полномочий Совета.

Новый член Федерального национального совета исполняет свои обязанности в течение оставшегося срока полномочий его предшественника.

 

Статья 75

Заседания Федерального национального совета проводятся в столице Федерации. В порядке исключения заседания Совета по решению большинства членов Совета и с одобрения Совета министров могут проводиться в любом ином месте

 

Статья 76

Члены Федерального национального совета принимают решения о действительности мандатов членов Совета. Большинством голосов своих членов по предложению пяти из них члены Федерального национального совета также решают вопрос о дисквалификации своих членов, если они перестают соответствовать одному из установленных настоящей Конституцией требований для занятия своей должности. Совет принимает отставки своих членов. Отставка считается окончательной с даты принятия ее Советом.

 

Статья 77

Член Федерального национального совета представляет все население Федерации, а не только население эмирата, от которого он избран в Совет.

 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА

 

Статья 78

Федеральный национальный совет собирается на очередные сессии, продолжающиеся не менее шести месяцев и начинающиеся с третьей недели ноября каждого года.

Федеральный национальный совет может быть созван на внеочередную сессию, когда возникает такая необходимость. Во время внеочередной сессии Федеральный национальный совет не может рассматривать никакие иные вопросы, кроме тех, для решения которых он был созван.

Несмотря на положения предыдущего абзаца, Президент Федерации созывает Федеральный национальный совет на первую очередную сессию в течение срока, не превышающего шесть дней с момента вступления в силу настоящей Конституции. Эта сессия заканчивается во время, установленное указом Высшего совета Федерации.

 

Статья 79

Федеральный национальный совет созывается на сессию, и сессия Совета завершается на основании указа, издаваемого Президентом Федерации с согласия Совета министров Федерации. Любое заседание, проводимое Советом без официального созыва, либо заседание, проводимое в ином месте, чем то, которое предназначено для проведения его заседаний согласно положениям настоящей Конституции, недействительно и не влечет никаких правовых последствий.

Однако если Федеральный национальный совет не созывается на заседание в рамках ежегодной очередной сессии к началу третьей недели ноября, Совет собирается на сессию в силу этого факта 21 числа названного месяца.

 

Статья 80

Президент Федерации открывает очередные ежегодные сессии Федерального национального совета; обращается к членам Совета с речью, раскрывающей состояние дел в стране, важнейших событий и дел, имеющих общественное значение, произошедших в течение года, и планируемых федеральным правительством к проведению в ходе новой сессии проектов и реформ.

Президент Федерации вправе передать полномочие на открытие сессии Федерального национального совета и обращение к его членам своему заместителю или Председателю Совета министров Федерации.

Федеральный национальный совет формирует из числа своих членов комиссию для подготовки проекта ответа на речь по поводу открытия ежегодной сессии Совета. Ответ готовится с учетом замечаний и поправок, сделанных членами Совета, и по рассмотрении его в Совете представляется Президенту Федерации для последующего предоставления Высшему совету Федерации.

 

Статья 81

Члены Совета не подлежат ответственности за выражаемые ими при отправлении своих полномочий в Совете и его комитетах взгляды и представления.

 

Статья 82

Во время заседаний Совета запрещается применять какие-либо карательные меры в отношении любого из его членов, кроме случаев, когда член Совета застигнут на месте преступления, и только с разрешения остальных членов Совета. В случае принятия таких мер в отсутствие Совета необходимо представить в Совет соответствующее уведомление.

 

Статья 83

Председатель Федерального национального совета и другие его члены с даты принятия присяги перед Советом имеют право на вознаграждение, установленное законом, и возмещение расходов за проезд от места их проживания до места проведения заседаний Совета.

 

Статья 84

Совет создает Президиум в составе Председателя, первого заместителя Председателя, второго заместителя Председателя и двух наблюдателей, избираемых Советом из числа своих членов.

Срок полномочий Председателя и его заместителей заканчивается с окончанием срока полномочий Совета либо его роспуска в соответствии с положениями абзаца 2 статьи 88 настоящей Конституции.

Срок полномочий наблюдателей заканчивается с избранием новых наблюдателей в начале следующей очередной ежегодной сессии Совета. Если какая-либо из должностей в Президиуме становится вакантной, Совет избирает лицо, которое будет замещать эту должность в течение оставшегося срока соответствующих полномочий.

 

Статья 85

Совет назначает Генерального секретаря Совета, ему помогают несколько сотрудников, подчиняющихся непосредственно Совету. Внутренний регламент Совета определяет условия их работы и полномочия.

Совет разрабатывает Внутренний регламент, Президент Федерации с согласия Совета министров оформляет его посредством издания соответствующего указа.

Внутренний регламент определяет полномочия Председателя Совета, его заместителей и наблюдателей, регулируя в общем виде все, что связано с деятельностью Совета, его комитетов, членов, комиссий и сотрудников и правилами и процедурами обсуждения и голосования в Совете и комитетах, а также другие вопросы, которые могут возникнуть согласно положениям настоящей Конституции.

 

Статья 86

Заседания Совета открытые. По ходатайству представителя Правительства, Председателя Совета или одной трети членов Совета допускается также проведение закрытых заседаний.

 

Статья 87

Заседания Федерального национального совета считаются действительными, если кворум присутствующих на них составляет большинство членов Совета. Решения Совета принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих, кроме случаев, когда предписывается принятие решений специальным большинством. В случае разделения голосов поровну исход голосования решает голос Председателя Совета.

 

Статья 88

На основании обнародуемого Президентом Федерации указа, принимаемого с одобрения Совета министров Федерации, допускается приостановка заседаний Федерального национального совета на период не более одного месяца. Повторная приостановка деятельности Совета недопустима в ходе одной сессии, кроме случаев, когда на это имеется одобрение членов Федерального национального совета, и может быть произведена только один раз. Срок, на который деятельность Федерального национального совета приостанавливается, не засчитывается в срок проведения очередной сессии Совета.

Федеральный национальный совет может быть также распущен на основании обнародованного Президентом Федерации указа, принимаемого с одобрения Высшего совета Федерации. При этом указ о роспуске Совета должен содержать положения, касающиеся созыва нового Федерального национального совета и собрания членов Совета нового созыва на сессию в течение 60 дней с даты издания указа о роспуске действующего Федерального национального совета. Вновь созванный Федеральный национальный совет не может быть повторно распущен по тому же основанию, что и предшествовавший Совет.

 

Раздел 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА

 

Статья 89

Если это не противоречит положениям статьи 110 настоящей Конституции, проекты федеральных законов, в том числе законопроектов, затрагивающих финансовые вопросы, представляются на рассмотрение членов Федерального национального совета до представления их Президенту Федерации для последующего представления на утверждение в Высший совет Федерации.

Федеральный национальный совет обсуждает эти законопроекты и может принять их, внести в них изменения или отклонить их.

 

Статья 90

Федеральный национальный совет в ходе своей очередной сессии рассматривает проект закона о годовом федеральном бюджете и проект закона об отчете об исполнении государственного бюджета в соответствии с положениями части восемь настоящей Конституции.

 

Статья 91

Правительство уведомляет членов Федерального национального совета о международных договорах и соглашениях, заключенных Объединенными Арабскими Эмиратами с другими государствами и международными организациями, представляя одновременно соответствующие пояснения.

 

Статья 92

Федеральный национальный совет может обсуждать любые общие вопросы, отнесенные к ведению Федерации, кроме случаев, когда Совет министров уведомляет членов Федерального национального совета о том, что такое обсуждение противоречит высшим интересам Федерации. Председатель Совета министров или компетентные министры присутствуют на дебатах, проходящих на заседаниях Федерального национального совета. Федеральный национальный совет может выносить рекомендации и определять круг вопросов, выносимых на дебаты. Если Совет министров не одобряет эти рекомендации, ему надлежит уведомить членов Федерального национального совета о причинах отказа в одобрении.

 

Статья 93

Федеральное правительство на заседаниях Федерального национального совета представляет Председатель Совета министров, или его заместитель, или один из членов федерального правительства. Председатель Совета министров, его заместитель или компетентный министр отвечают на вопросы, которые вправе поставить перед ними любой из членов Федерального национального совета, требующий от них объяснений по любому вопросу, находящемуся в ведении каждого из них, в соответствии с процедурой, закрепленной положениями Внутреннего регламента Федерального национального совета.

1   2

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 283

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code