УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕРМИНАНТОВ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. В. Раковский

Основными детерминантами преступности в целом и преступлений, совершаемых в общественных местах, являются негативные процессы в социально-экономической, политической, культурно-нравственной, идеологической, религиозной и иных сферах. Последствия этих процессов отражаются на формировании отрицательных установок, утрате моральных, нравственных и эстетических ценностей, снижении общего уровня правовой культуры населения, росте социальной апатии и недовольства.

Ключевые слова: преступность, детерминанты, предупреждение преступности.

 

Изучая современное состояние общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и безопасности, некоторые исследователи также констатируют, что при значительном осложнении криминальной обстановки с начала 1990-х гг. появилась негативная тенденция к снижению активности общественности, в частности добровольных народных дружин, в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, до минимума сократилась их численность. Отрицательное влияние оказало также отсутствие у представителей общественности в условиях рыночных отношений материальных стимулов к выполнению задач охраны правопорядка.

На сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточный потенциал правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие, расследование преступлений. Так, 68,9 % опрошенных участковых уполномоченных считают, что сотрудники не способны осуществлять реальный контроль криминогенной обстановки по причине частого отвлечения их от выполнения своих непосредственных обязанностей. При этом существенным фактором является неудовлетворительное материальное стимулирование деятельности сотрудников, обусловливающее пассивность и снижение служебного рвения и активности в выявлении преступлений.

Как отмечают некоторые исследователи, явным недостатком управления в системе профилактики является отсутствие в документах планирования объективных количественных критериев оценки профилактической деятельности и мер по ее контролю. Согласно сложившейся в практике концепции, собственно деятельность по предупреждению, предотвращению и пресечению правонарушений в общественных местах (проведение конкретных мероприятий) удовлетворительно может осуществляться на основании общих положений регламентирующих документов, в рамках должностных инструкций уполномоченных сотрудников и не требует неотложных мер по ее совершенствованию. Очевидно, предполагается, что при нормальном состоянии базы профилактики и планирования работы, будут эффективно решаться и все задачи профилактики правонарушений в общественных местах.

Нужно признать, что работа по предупреждению и пресечению преступлений в общественных местах далека от совершенства и недостаточно эффективна. И главная причина здесь заключается в организационных просчетах руководителей подразделений и служб органов внутренних дел. По мнению некоторых авторов, разгул уличной преступности во многом связан с реальной безнаказанностью виновных, с серьезными проблемами в охране общественного порядка и патрульно-постовой службы.

Большое значение здесь имеют планирование, рациональная расстановка сил и средств, задействованных в системе единой дислокации. Систематический и полный анализ оперативной обстановки в районах служит отправной точкой в борьбе с преступлениями, совершенными на улицах, позволяет определять территории или участки, где совершается наибольшее число посягательств, а также своевременно принимать управленческие решения.

Важным подспорьем является также и система реагирования на различного рода заявления и сообщения о происшествиях. Об этом свидетельствует и статистика: если потерпевший обратился за помощью не позже 15 минут после происшествия, положительный результат будет достигнут в 86,1 % случаях; до трех часов — в 31,3 %; до суток — в 17,3 % случаев. Эти цифры необходимо постоянно доводить до сведения граждан.

Особое место в системе криминогенных детерминант преступлений, совершаемых в общественных местах, занимают факторы правового характера. На одном из заседаний Госсовета в Ростове-на-Дону президент В. В. Путин отмечал, что существовавшая до 1991 г. система борьбы с преступностью содержала широкий спектр взаимоувязанных мер. Эффективно действовали нормы уголовного и административного права по привлечению к ответственности за пьянство в общественных местах, тунеядство, самогоноварение, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность, нарушение режима административного надзора. Большую роль в профилактической работе играли медицинские учреждения. Существовала система мер принудительного лечения от алкоголизма и наркомании. Немалую профилактическую работу выполняли советы общественности, товарищеские суды, комиссии по трудоустройству, по борьбе с пьянством и т. п. Все эти элементы имели достаточно надежную, ясную и точную правовую регламентацию, включающую правовой механизм реализации правовых норм и ответственности за их нарушение. В настоящее время не только ученые и практические работники, но и политики осознают, что правовые рычаги воздействия на преступность не работают.

Сотрудники патрульно-постовых служб в качестве проблем организационного, технического и иного характера, которые затрудняют эффективное осуществление деятельности по профилактике преступлений и правонарушений в общественных местах, на первое место (89,8 %) ставят «отсутствие реальных правовых механизмов воздействия на правонарушителей (например, в отношении лиц, находящихся в общественном месте в состоянии опьянения)» и незаинтересованность в службе (55,1 %). И с этим можно согласиться. Если юридическое принуждение (угроза и реальность применения санкции) не срабатывает, рассчитывать на позитивное поведение лиц с отклоняющимся или правонарушающим поведением не приходится.

Непременным атрибутом многих преступлений, совершаемых в общественных местах, является алкогольное опьянение (причем как преступников, так и потерпевших). Этому во многом способствуют низкая питейная культура, обязательное соблюдение многочисленных питейных традиций и обычаев, что превращает распитие алкоголя и злоупотребление им в непременный атрибут повседневной жизни.

Своевременное предотвращение и пресечение проявлений пьянства в общественных местах в целом регламентировано административным законодательством. Вместе с тем эффект от составления административных проколов практически нулевой. Большим подспорьем в разрешении этой проблемы являлась деятельность медицинских вытрезвителей. Однако в настоящее время система вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, оставляет желать лучшего.

Еще одну группу условий, способствующих совершению преступлений в общественных местах, представляют недостатки технического характера.

Немаловажным условием, способствующим совершению преступлений в общественных местах, является виктимное поведение потерпевших. Как отмечают некоторые исследователи, преступления, совершаемые на улицах и в других общественных местах, считаются наиболее социально опасными, так как они всеми своими формами активно воздействуют на сознание большой массы людей. Данные преступления обостряют социальную напряженность, при этом требуют от государства значительных ресурсных затрат на обеспечение необходимого антикриминогенного контроля.

Подытоживая сказанное, следует выделить основные блоки криминогенных факторов, предопределяющих широкую распространенность преступлений в общественных местах:

1) социально-экономические катаклизмы в обществе, отразившиеся на усилении материального неравенства, ослаблении возможностей для создания необходимых условий в правовом и культурном воспитании, организации досуга и отдыха граждан и т. п. В условиях же большой привлекательности для многих граждан общественных мест, высокой плотности населения и недостаточном социальном контроле соблазн потенциальных правонарушителей предопределяет их противоправное поведение;

2) нравственно-психологические детерминанты, обусловившие повышенную социальную конфликтность и напряженность среди населения, сформировавшие негативные привычки и стереотипы противоправного поведения, что в условиях низкого уровня правосознания некоторой части граждан и лояльного отношения общества и государства к деструктивным формам поведения (пьянство, наркомания, детская безнадзорность и беспризорность, сексуальные отклонения и т. п.) способствует совершению преступлений в общественных местах;

3) правовые факторы, отражающиеся в недостатках, изъянах и пробелах в регламента
ции общественных отношений. Расширение же масштабов и повышение степени общественной опасности противоправных посягательств в общественных местах, эскалация насилия, жестокости и агрессивности преступных проявлений пока не находят понимания у законодателя относительно адекватных и жестких методов реагирования на них;

4) недостатки в формировании стратегии и тактики противодействия административным правонарушениям и преступлениям, совершаемым в общественных местах, ресурсном и финансовом обеспечении борьбы с ними; недостаточный уровень технического и организационно-управленческого потенциала этих мест, слабое взаимодействие с другими субъектами профилактики и общественностью.

Одним из условий повышения эффективности предупреждения преступности в целом и преступлений, совершаемых в общественных местах, является комплексный подход, заключающийся в реализации мер общесоциального и специально-криминологического предупреждения, использовании возможностей криминологического прогнозирования, улучшении информационно-аналитической работы органов внутренних дел.

В плане реализации мер общесоциальной профилактики преступлений, но без отрыва от целенаправленной деятельности государства по предупреждению преступных проявлений, может рассматриваться и деятельность органов внутренних дел. Важным подспорьем решения проблем предупреждения преступлений в общественных местах является внесение обобщенных представлений руководителям предприятий и организаций, учебных и производственных учреждений о недостатках в воспитательной работе, безответственном хранении материальных ценностей и других обстоятельствах, способствующих совершению преступлений.

Одной из действенных форм организаторской работы руководителей органов внутренних дел может выступать личное обследование территории города и различных объектов. При ознакомлении с застройками города и района, архитектурным проектированием и планировкой появляется возможность непосредственно определить состояние защищенности тех или иных объектов, получить представление о складывающейся на обслуживаемой территории обстановке, выявить наиболее криминогенные места и условия, способствующие совершению преступлений. При этом следует обращать внимание на места, «удобные» для нападения на прохожих, на интенсивность движения транспорта и пешеходов, освещенность тех или иных мест массового пребывания граждан (скверы, парки, детские площадки и т. п.), на объекты хранения материальных ценностей, торговли, общественного питания, культуры и отдыха граждан. Следует также обращать внимание на места, где могут укрываться антиобщественные элементы, места группового распития спиртных напитков, места сборищ дворовых компаний подростков и т. д.

Наиболее актуальными в общепрофилактической деятельности органов внутренних дел в современный период являются укрепление связей с общественностью, поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений, инициирование расширения сети общественных формирований правоохранительной направленности, воссоздание добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, активизация участия населения в охране общественного порядка и предупреждении преступлений.

Также необходимо акцентировать внимание на необходимости воссоздания государственной системы профилактики правонарушений Министерством внутренних дел России, разработки и внедрения технических средств контроля над ситуацией в общественных местах, в том числе систем мониторинга местоположения патрульных экипажей и слежения в режиме реального времени за состоянием обстановки в местах массового пребывания граждан. В связи с широким распространением хищений сотовых телефонов и низкой результативностью работы органов внутренних дел по их предупреждению считается необходимым использование передового опыта зарубежных стран.

Положительным компонентом в повышении эффективности профилактического воздействия на лиц, совершающих правонарушения и преступления в общественных местах, является совершенствование административных рычагов. Это обусловлено как тесной взаимосвязью административных правонарушений и преступлений, совершаемых в общественных местах, одинаковой природой и единством причин и условий, их порождающих, так и необходимостью их комплексного предупреждения.

Важное место в профилактике преступлений рассматриваемой категории имеет проводимая органами внутренних дел с использованием возможностей средств массовой информации работа среди населения по разъяснению потенциальных и реальных угроз общественной безопасности, прав и обязанностей органов внутренних дел по ее обеспечению и мер юридической ответственности в отношении физических и юридических лиц за нарушение правил общественной безопасности, обучение граждан основам общественной безопасности, где предметом изучения должны быть не столько «запрещающие» административно-правовые и уголовно-правовые акты, сколько пропаганда «безопасного поведения» во время отдыха или досуга.

Важной составляющей в предупреждении преступлений на улицах и в других общественных местах является своевременное применение в отношении правонарушителей превентивных мер административного воздействия.

Весьма перспективно использование при патрулировании наиболее криминогенных участков служебных собак, мото- и велопатрулей, а также увеличение плотности уличных нарядов, что может способствовать снижению числа правонарушений и преступлений, совершаемых в общественных местах, даст возможность более эффективно реагировать на совершаемые посягательства.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости усиления уголовной ответственности за преступления, совершенные в общественном месте, а также воссоздания и применения более действенных предупредительно-профилактических мер (лечебно-трудовые профилактории, медицинские вытрезвители, комендантский час, электронные браслеты и т. п.). Так, по мнению большинства опрошенных сотрудников органов внутренних дел (70,2 %) стратегия борьбы с преступлениями, совершаемыми в общественных местах, должна быть направлена прежде всего «на усиление уголовной репрессии и ужесточение наказаний к виновным». При этом 63,8 % сотрудников считают целесообразным ужесточить уголовную ответственность за совершение преступления в общественном месте (путем внесения в ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пункта «о» — «совершение преступления в общественном месте»).

Библиографическое описание: Раковский, Д. В. Уголовно-правовая характеристика детерминантов преступности в Российской Федерации / Д. В. Раковский // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 3. — С. 91—94.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 396

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code