Решение Верховного Суда РФ от 09.08.2018 N АКПИ18-536

Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8.1.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, утв. Приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 743

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2018 г. N АКПИ18-536

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующим пункта 8.1.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 743,

установил:

приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 743 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее – Положение).

Пунктом 8.1.2 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8.1.2 Положения, ссылаясь на то, что данный акт содержит нормативные правовые положения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, однако в нарушение требований Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” (далее – Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763) и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, не зарегистрирован и официально не опубликован.

В письменных возражениях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также – Роспотребнадзор) указывает, что оспариваемый акт носит организационный характер, не содержит новых правовых норм, не является типовым положением, подлежащим представлению на государственную регистрацию, какие-либо права и обязанности для неопределенного круга лиц не порождает, не изменяет и не прекращает, определяет порядок организации работы территориального органа, имеет внутриведомственный характер.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что положение о конкретных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти представлению на государственную регистрацию не подлежит.

В судебном заседании административный истец К. поддержала заявленное требование.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М.О. не признала административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации М.Р. поддержал позицию, изложенную в письменном объяснении.

Выслушав объяснения административного истца К., возражения представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М.О., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М.Р., проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей” федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412, определено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей; руководитель Роспотребнадзора утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органах (пункт 1, подпункт 9.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (далее – Положение о Роспотребнадзоре).

Согласно пункту 9.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, Положение утверждено приказом Роспотребнадзора при реализации полномочий на принятие такого акта.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 10, 17 и 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, предписывающих, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (абзац первый пункта 10); нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (абзац второй пункта 17).

Согласно подпункту “б” пункта 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций – типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.

Пунктом 4 Положения о Роспотребнадзоре установлено, что он осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 308 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, согласно которому территориальным органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1).

Оспариваемый акт не является типовым или примерным положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, следовательно, не относится к числу нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, которые подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В связи с установленными обстоятельствами доводы административного истца о нарушении административным ответчиком порядка государственной регистрации и опубликования акта несостоятельны.

В свою очередь, оспариваемый пункт 8.1.2 Положения соответствует пункту 5.9 Положения о Роспотребнадзоре, согласно которому данная служба, включая ее территориальные органы, осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на службу.

По изложенным выше мотивам правовых оснований для удовлетворения требования К. не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 8.1.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 743, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 223

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code