Понятие, формы и виды коррупции

Н.Яковлева. Научный руководитель: А.А.Ходусов

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы понимания коррупции в современной юридической науке, изучены формы и виды коррупции.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, подкуп, правонарушения, преступления.

 

Проблема коррупции в наше время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. В данной статье раскрываются понятия, формы и виды коррупции.

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России наблюдается преобладание неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. Поэтому необходимость исследования коррупции очевидна.

О серьезности этой угрозы наглядно свидетельствуют статданные Генпрокуратуры РФ. Так, если в 2014 г. совокупный размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составлял 39 млрд. руб., то в 2015 г. – уже 43 млрд. руб. В первом полугодии 2016 г. этот показатель достиг 28,5 млрд. руб. По данным ГИАЦ МВД России, в прошлом году было зарегистрировано более 32,4 тыс. коррупционных преступлений (+0,8 % к 2014 г.). Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ «Получение взятки», увеличилось на 8,6 % (с 5,9 тыс. до 6,4 тыс.), а по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» – на 15,3 % (с 5,9 тыс. до 6,8 тыс.). При этом нельзя забывать о высокой латентности таких преступлений, которая может достигать порядка 90 %. Аналогичная тенденция сохранилась и в текущем году Уже в первом полугодии выявлено 21,3 тыс. коррупционных преступлений, что на 5 % превышает аналогичный показатель прошлого года. В свою очередь, количество фактов получения взяток увеличилось почти на треть (с 3,8 тыс. до 5 тыс.), а дачи взяток – на 4,4 % (с 4 тыс. до 4,1 тыс.). Наибольшее число коррупционных преступлений регистрируется в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее – в Крымском и Дальневосточном .

В ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» нормативно закреплено казуистическое определение коррупции. В трактовке Закона, коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), связанная со злоупотреблением служебным положением и заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных ему полномочий в целях получения выгод имущественного или неимущественного характера вопреки стратегическим интересам общества, государства и его граждан. Международные конвенции по коррупции не дают единого понимания коррупции, определяя ее путем перечисления деяний, относимых к разряду коррупционных. Так, например, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. к коррупционным деяниям относит пассивный и активный подкуп: государственных национальных должностных лиц; членов государственных иностранных и национальных собраний; государственных иностранных должностных лиц; в частном секторе; должностных лиц организаций на международном уровне; членов парламентских международных собраний; должностных лиц международных судов и судей; применение служебного положения в корыстолюбивых целях; отмывание доходов от преступлений, которые связаны с коррупцией; преступления, которые касаются операций со счетами; третейских национальных судей (арбитров); третейских иностранных судей (арбитров); иностранных и национальных присяжных заседателей. В ст. 15 Конвенции ООН против коррупции коррупция определяется как умышленные уголовно- наказуемые деяния, не включает в себя гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, по формам проявления ограничивается активным и пассивным подкупом; подкупом собственно должностных лиц или приравненных к ним категорий лиц, предоставляющих публичные услуги.

Исходя из вышесказанного следует, что коррупция – это противоправное, устойчивое антигосударственное аморальное социальное явление, порождающее непримиримый конфликт интересов между общенациональными (государственными) и частными интересами, между общественным долгом и личной (групповой, корпоративной) выгодой, между конституционными интересами демократического правового социального государства и реальной практикой распределения и потребления общественного достояния.

Современная коррупция ориентирована на максимальное личное обогащение чиновников за счет ошибок, допущенных при реформировании общества. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего аппарата извлечь значительные выгоды. К примеру, ход аукционов контролировался по простой и эффективной схеме: отторжение действительных покупателей путем планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по заниженной цене.

Подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки по-прежнему является одним из наиболее распространенных правонарушений. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

Коррупция государственного аппарата – нарушение функционирования государственных органов, реализации государственной власти, а также установленных процедур и порядка государственной службы. Указанное определение коррупции государственного аппарата определяет объективное состояние нарушения институтов власти, причины которого могут заключаться в организационной, правовой деформации этих институтов.

Коррупция в государственной службе будет существовать, пока у служащих будет возможность распоряжаться не принадлежащими им ресурсами, принимая или воздерживаясь от решений. К таким ресурсам, как правило, относятся бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или квоты и т.д.

Суть коррупции в области управления выражается и в злоупотреблении ресурсами и использовании государственных полномочий для достижения личной прибыли. В этой ситуации к причинам коррупции относится не только недостаточный уровень оплаты труда должностных лиц, но и монополизация услуг общественного пользования, расширенная свобода действий служащих при низкой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы.

В настоящее время меры по борьбе с коррупцией в сфере государственной службы, как правило, сводятся к таким направлениям, как:

1. Во-первых, усиление требований к государственным и муниципальным служащим, в том числе по предоставлению дополнительных сведений о доходах и имуществе принадлежащих им и членам их семей;

2. Во-вторых, повышение требований к действиям государственных и муниципальных служащих в соответствии с установленными правилами поведения на службе. Нарушение указанных правил влечет дисциплинарную, а в некоторых случаях административную и уголовную ответственность;

3. В-третьих, применение мер уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях;

4. В-четвертых, введение административной ответственности юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

Специфической характеристикой российской коррупции является формирование устойчивой сети доверительных отношений, связывающей должностных лиц и граждан, которые создают социальные предпосылки для установления коррупционных отношений. В ситуации отсутствия эффективного противодействия предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей. Это стало сопровождаться частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел в целях активного наступления на права граждан и бизнеса и, прежде всего, на права собственности.

Основные составляющие коррупционных проявлений – коррупционные правонарушения, влекущие привлечение к гражданско- правовой, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также действия, способствующие их совершению, в число которых входит:

1. Использование служебных полномочий при решении разных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

2. Обеспечение не предусмотренных законом преимуществ при поступлении на государственную или муниципальную службу, а также продвижении по «карьерной лестнице»;

3. Содействие различного вида субъектам в предпринимательской деятельности путем оказания предпочтений в предоставлении публичных услуг;

4. Применение информации, не подлежащей официальному распространению, полученной при выполнении служебных обязанностей служащим;

5. Получение от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законом;

6. Нарушение процедур рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

7. Передача подарков и предоставление неслужебных услуг должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.

Кроме того, к ним могут относиться, например, подготовка и принятие нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы, которые способствуют при определенных условиях совершению коррупционных правонарушений со стороны государственных служащих.

Содержание коррупционных отношений определяет формы коррупционных проявлений – проступки и преступления коррупционного характера. Формы коррупционных проявлений, предусмотренных российским законодательством:

1) получение взятки, дача взятки – наиболее опасный, высокого уровня латентности и наиболее распространенный вид коррупционных преступлений;

2) коммерческий подкуп;

3) сокрытие, неправомерное присвоение, удержание или иное нецелевое использование средств или имущества, если соответствующему лицу известно, что эти средства или имущество получено незаконным путем;

4) мошенничество – противоправное корыстное поведение посредством преступной манипуляции информацией по прямому умыслу и с использованием служебного положения: обман, предоставление заведомо ложных или неполных сведений, злоупотребление доверием, сокрытие обстоятельств;

5) служебный подлог – искажение истины в корыстных интересах, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих смысл документа, изготовление фиктивного (поддельного) документа, изменение содержания подлинного документа.

Переходя к анализу видов коррупции, стоит отметить, что в настоящее время ее рассматривают, не ограничиваясь только рамками совершения уголовно наказуемых преступлений. Коррупция в широком понимании включает в себя действия коррупционного характера, не содержащие состава преступления.

H. В. Селихов в собственном диссертационном исследовании выделяет несколько классификаций коррупции:

1. Исходя из характера воздействия на право: правонарушения и злоупотребления публичным правом. Автор отмечает, что к числу коррупционных правонарушений следует относить коррупционные преступления, административные проступки, гражданско-правовые правонарушения и дисциплинарные проступки, которым свойственны признаки коррупции. Все другие нарушения, не относящиеся к правонарушениям, считаются злоупотреблениями публичным правом и связаны с нарушением предписаний юридических норм;

2. По субъективному признаку: элитарная (политическая) коррупция и коррупция должностных лиц;

3. По объекту воздействия в структуре государственного механизма: коррупция в органах законодательной власти, коррупция в органах исполнительной власти и коррупция в судебной власти;

4. По национальному составу участников коррупционных отношений: транснациональная (международная) и внутригосударственная коррупция .

Следует также выделить классификацию коррупции, предложенную Л.В. Сердюком. Автор осуществляет классификацию по следующим критериям:

1. По статусу субъектов: коррупция в органах власти, коррупция в частном секторе, политическая коррупция;

2. По уровням: низовая, верхушечная, вертикальная;

3. По степени общественной опасности: коррупция-проступок, коррупция-преступление .

На базе анализа российского законодательства и мнений отечественных научных деятелей, изучающих сущность и виды коррупции, С.В. Сапронов проводит классификацию коррупции, исходя из степени ее общественно опасных последствий:

1. Коррупционные уголовные преступления – предусмотренные УК РФ общественно-опасные деяния, посягающие на интересы госвласти, государственной и муниципальной службы и выражающиеся в противоправном получении служащим определенных благ имущественного характера или в предоставлении последним этих благ;

2. Коррупционные правонарушения, в состав которых входят коррупционные гражданско-правовые деликты, коррупционные дисциплинарные проступки, коррупционные административные правонарушения .

Обобщая вышесказанное, следует, что коррупция – различного рода обстоятельства, когда государственный или муниципальный служащий принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а сам служащий получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Для такой ситуации характерны ряд признаков: наличие решения, нарушающего закон или общественные нормы, действие сторон по обоюдному согласию, с получением при этом противозаконной выгоды или преимущества, а также сокрытие своих действий. Формы проявления коррупции достаточно многообразны, и приведенные выше формы лишь частично отражают наиболее часто встречающиеся в современный период. Более того, их разнообразие зависит от конкретных социально-экономических условий жизни определенного периода.

Библиографический список

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228; СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4169.
2. Буравлев Ю.М. Коррупция в государственном аппарате как системное явление. Проблемы противодействия // Юридический мир. 2012. № 12.
3. Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. 2014. № 6.
4. Гостева С.Р. Противодействие коррупции – важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. 2013. № 1.
5. Евстифеев В.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2011. № 4.
6. Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2013. № 4.
7. Коваль А.В. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. 2014. № 10.
8. Короткова О.И. Коррупция как кризис управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5.
9. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понимании коррупции // Современное право. 2012. № 6.
10. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. 2012. № 24.
11. Максимов В.К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2005.
12. Марьян А.В. Административно-правовые аспекты предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. 2012. № 2.
13. Пиджаков А.Ю. Классификация коррупции и ее исследование // Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты: Межведомственный научный сборник. Т. 2. – М., 2010.
14. Поляков М.М. Научно-теоретический анализ видов и форм деяний, имеющих коррупционное содержание // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1.
15. Попов М.Ю. Коррупция как форма элитной девиации // Общество и право. 2011. № 5.
16. Проява С.М. Экономическая коррупция. Механизм противодействия: Монография. – М.: ЮНИТИ, 2008.
17. Сапронов С.В. Исследование особенностей и классификации видов коррупции в органах государственной власти // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 1.
18. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
19. Сердюк Л.В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. 2013. № 2.
20. Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX-XIX вв.: исторически-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 7.
21. Сухаренко А. Коррупция вне закона // ЭЖ-Юрист. 2016. № 32.
22. Шевелевич А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2008.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 271

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code