СОВРЕМЕННАЯ ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В.Е.Натуев, кандидат юридических наук

Анализируется теоретико-правовая доктрина правового государства в настоящее время. Определяется роль правового регулирования и теоретических положений в развитии правового государства. Приводятся некоторые результаты анализа состояния построения правового государства в России. Высказываются предложения по совершенствованию законодательства, а также теоретическое обоснование правового государства.

Ключевые слова: правовое государство, конституция, принципы правового государства, сущность государства, разделение властей, развитие России.

 

Одной из основных проблем понимания правового государства в отечественной науке является то, что содержание правового государства ученые рассматривают исходя из факта обязанности власти соблюдать и исполнять собственные законы [1]. Подобное понимание сущности правового государства характерно для западной политико- правовой мысли, имеет множество сторонников и в России. Данный подход к пониманию правового государства в начале XX в. был весьма популярен в отечественной дореволюционной теоретико-правовой мысли [2]. Можно предположить, что в настоящее время указанное понимание правового государства сохранилось в полной мере.

Для более подробного толкования сущности правового государства применительно к теме работы следует проанализировать конституционные основы правового государства в России.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. по итогам всероссийского референдума, закрепила конституционные основы развития государства и общества, а также перспективы их развития.

Особенное место Конституции РФ в системе законодательства обосновывается рядом особенностей. Первой особенностью является характер регулируемых правоотношений, которые по своей природе являются базовыми, конституционно- правовыми и в значительной мере первичными. Особое значение имеет высшая юридическая сила Основного Закона России. Конституция характеризуется значительным уровнем правового обобщения. Она обладает прямым действием. Также характеризует Основной Закон специфический порядок его принятия и внесения изменений.

Конституция РФ определяет основные общественные ценности, находящиеся в основе формирования демократической государственности в нашей стране. Тезисы, содержащиеся в Основном Законе, являются исходным пунктом для их понимания и развития во всем законодательстве. Главные нормы основывают предпосылки для целенаправленного регулирования общественных правоотношений, в том числе конституционного строительства и государственного управления.

Конституцией РФ закреплен принцип равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Закреплена обязанность органов власти всех уровней неукоснительно соблюдать фундаментальные и законодательные нормы (ч. 2 ст. 15). Президент РФ является гарантом Конституции РФ, гарантом прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 80). Правительство РФ реализует направления деятельности по обеспечению закона, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Конституция РФ обладает организующим влиянием на правовую систему, является основой действующего законодательства. К основным источниками законодательства Конституция РФ относит федеральные конституционные законы, федеральные законы, различные подзаконные нормативные правовые акты Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ, ратифицированные международные нормативные правовые договоры, а также конституции (уставы) субъектов РФ.

Также к источникам права в России относятся государственные правовые договоры, акты органов местного самоуправления. На конституционном уровне преобладает принцип приоритета Конституции как единого, централизованного и непротиворечивого акта, занимающего главенствующее место в иерархии нормативных правовых, правоприменительных актов. В Основном Законе закреплены и установлены границы, этапы и основные направления процесса законотворчества (гл. 4 — 5).

Конституция РФ имеет решающе значение в регулировании нормативного правового содержания законов. Нормативные акты, принимаемые в России, должны обладать ценностно- нравственными ориентирами, признаваемыми российским обществом или его значительной частью. Органы государственной власти РФ признают, соблюдают и защищают права и свободы человека и гражданина. На парламентские органы в России наложен правовой запрет принимать нормативные акты, которые отменяют либо в какой-то степени ущемляют права и свободы на территории нашего государства.

Следует отметить определяющее значение Конституции РФ для предписания и правового регулирования любых правоотношений. Также следует отметить значительный правовой потенциал Основного Закона России. В содержание Конституции РФ не должны вноситься изменения, регулирующие сиюминутную ситуацию, необходимо понимать, что это база для всей существующей правовой системы. Недопустимо изменять принципиальные конституционные положения, регулирующие основы конституционного строя и основы федеративного устройства России. Вместе с тем изменения в сфере организации органов государственной власти, которые будут способствовать более эффективному осуществлению государственных функций, могут быть приняты.

В частности, гл. 4 и 5 Конституции РФ были подвергнуты изменениям путем внесения поправок, касающихся увеличения срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и предоставления ряда контрольных полномочий последней.

Конституция РФ обладает созидающей ролью. Основной Закон является центром юридической системы и содержит принципиальные, исходные положения. Сказанное предопределяет наивысшую правовую силу Конституции РФ, ее прямое действие на территории всей России. Положения Конституции обладают всеместным характером, что означает ее действие во времени и пространстве. Конституция содержит базовые принципы и институты законодательства и права.

Основной задачей правового государства является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права являются для государства высшей ценностью.

Базой взаимоотношений между государством и личностью является уважение достоинства личности и гарантированность равенства всех перед законом и судом. Только в случае реального обеспечения и гарантированности прав и свобод можно говорить о том, что правовое государства реально существует, а основу демократического государства составляет правовое содержание функционирования органов власти государства.

К базовым признакам правового государства относятся организационно-функциональные признаки, посредством которых выражаются явления правового государства. Данные признаки позволяют реально достичь правового идеала. Главное место среди организационно-функциональных признаков принадлежит принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В ст. 5, 10, 11, 12 Конституции РФ заложены основы государственной власти и разделения властей. Конституция РФ, признавая теорию народного суверенитета, закрепила указанные институциональные требования. Принцип разделения властей направлен на децентрализацию органов государственной власти, на невозможность узурпации властных полномочий в государственном механизме и политической деятельности.

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение достоинства личности, наличие гражданского общества являются следствием подлинно демократического государственного механизма. Взаимосвязь демократических начал и указанных принципов построения правового государства была отмечена еще в Средневековье, в период буржуазных революций XVII — XVin вв. Например, во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. (ст. XVI) вполне определенно сказано, что если в обществе не установлено разделение властей, то оно «вовсе не имеет конституции» [4].

При демократии обязательными признаками являются независимая судебная власть и независимое правосудие. В условиях политических и социально-экономических реформ в России была сформирована самостоятельная судебная ветвь власти.

При отправлении правосудия судебные органы обеспечивают защиту лица от незаконного
и необоснованного обвинения, осуждения. Суды, являясь государственным институтом, рассматривают правовые споры. Судебные решения отвечают критериям законности, обоснованности и справедливости. Только при наличии указанных условий устанавливается необходимый уровень правового порядка, отвечающий интересам общества.

Одним из базовых признаков правового государства является верховенство закона. Конституция РФ провозглашает данный принцип в ч. 2 ст. 4, ст. 15, 90, ч. 1 ст. 115. Верховенство права является основой правопорядка и конституционного устройства демократического государства. Противоположностью верховенства права являются произвол и беззаконие [3].

Верховенство права можно считать базовым принципом правовой системы, который означает особенную роль закона. Можно утверждать, что правовое регулирование общественных правоотношений невозможно на условиях государственного произвола. В праве содержатся не только нормы, а базовые, первичные установления, которые имеют прямое действие и распространяются на все государство.

Еще одним базовым принципом является законность. Этот принцип правового государства обусловлен потребностями общества, действует в целях обеспечения прав и свобод граждан. Демократическое государственное устройство и твердый правовой порядок внутри страны, как и новый цивилизованный имидж России на международной арене, невозможны без создания и соблюдения понятных и стабильных общеобязательных правил поведения, прежде всего законов, обращенных ко всем субъектам права.

Всеобщий (универсальный) характер законности предполагает: а) единство государства и правовой системы (ст. 1, 3, 4, 10, 11); б) единство судебной системы (ст. 118); в) единство экономического пространства (ст. 8, 9); г) прямое действие Конституции РФ и закона (ч. 1 ст. 15); д) осуществление требования соблюдения основных и законодательных норм (ч. 2 ст. 15); е) гарантированность законов, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 17, 18, 19); ж) связанность судов законодательными нормами (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

Законность — это конституционный принцип деятельности государства и его аппарата. Все государственные институты, организации, учреждения связаны основополагающими (первичными) предписаниями, имеющими высшую юридическую силу, действуют в их рамках [5].

В заключение следует сделать вывод, что Конституция и система законов — это важнейшие основы и предпосылки желаемого порядка общественных отношений, складывающихся в процессе их реализации. Законность выступает как существенный (но не единственный) стабилизирующий фактор общественного развития, обеспечивая упорядоченность социальных связей в государстве и в определенной степени утверждая идеи гуманизма и справедливости. Очевидно, что законность жизненно необходима для развития народовластия, становления цивилизованного гражданского общества и правового государства.

Список литературы

1. Большой словарь иностранных слов : А — Я : более 24 000 слов / сост. А. Ю. Москвин. — М. : Центрполиграф, 2005. — C. 538.
2. Избранные конституции зарубежных стран : учеб. пособие / отв. ред. Б. А. Страшун. — М. : Юрайт, 2011. — C. 201.
3. Латынина, Ю. Карательная операция «Вертикаль» / Ю. Латынина // Новая газ. — 2012. — 16 марта.
4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. — СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012. — C. 250 — 264.
5. Котляревский, С. А. Власть и право. Проблемы правового государства / С. А. Котлярев- ский. — СПб. : Лань, 2001. — C. 28 — 48.

Библиографическое описание: Натуев, В. Е. Современная доктрина правового государства / В. Е. Натуев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 3. — С. 7—10.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code