Нормы права, подлежащие применению при разрешении споров, связанных с причинением вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных происшествиях

Д.В.Воробьев

Ежедневно на дорогах России совершается около сотни дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом любое ДТП неотвратимо влечет за собой вредные последствия в виде причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц. Отсюда с неизбежностью возникает вопрос о возмещении потерпевшему ущерба, включающего расходы на оплату восстановительного лечения, ремонт поврежденного имущества. С целью справедливого решения в РФ осуществляется регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью человека при ДТП, нормами права.

Ключевые слова: причинение вреда жизни и здоровью при совершении ДТП, разрешение споров при ДТП, защита прав потерпевшего при ДТП.

 

Статья 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашает право каждого на жизнь. Обязательность установления такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и обеспечения в случае болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, предусмотрена ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах . Положения названных международных актов отражены и в Конституции РФ.

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2 и 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции РФ).

В развитие положений Конституции РФ приняты соответствующие законодательные акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья .

Отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью в результате ДТП, регулируются прежде всего Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в частности гл. 2 «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав» и гл. 48 «Страхование». Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда».

При разрешении споров, возникших вследствие причинения вреда жизни или здоровью в результате ДТП, применяются как общие положения гл. 59 ГК РФ, так и специальные правила, установленные ст. 1079 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих», поскольку любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека, в том числе и управление транспортным средством, является источником повышенной опасности. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяются ст. 1085 ГК РФ. В случае смерти

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2010. № 3. С. 11-12.

потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также иные лица, указанные в п. 1 ст. 1088 ГК РФ. Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, исчисляется в соответствии со ст. 1089 ГК РФ.

Общественные отношения в области безопасности дорожного движения в настоящее время регулируются комплексом нормативных правовых актов, центральное место среди которых занимает Закон «О безопасности дорожного движения»1. В нем впервые сформулированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, частично решены сложнейшие вопросы разграничения компетенции между РФ и ее субъектами, в общем виде определены требования, предъявляемые к органам и структурам, осуществляющим управление в соответствующей сфере деятельности. Данный закон распространяет свое действие только на общественные отношения, которые складываются в сфере дорожного движения, он не может применяться в сфере движения других видов транспорта, например водного или воздушного.

В ст. 3 Закона «О безопасности дорожного движения» с одноименным названием содержатся основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения:

1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Данный принцип соответствует ст. 2 Конституции РФ, которая рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Конституция РФ закрепляет взаимоотношение государства и личности и тем самым выводит на первое место личность человека. Уважение человека и гражданина и защита их прав являются неотъемлемым требованием конституционного строя, его обязанностью;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http:// base.garant.ru/10105643/

В данном случае речь идет о том, что государство несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения в лице какого-то органа или должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Данная ответственность первостепенна по отношению к ответственности гражданина как участника дорожного движения .

Государство обеспечивает ремонт дорог, установку дорожной разметки и знаков; обязанность гражданина — соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и правил пользования автомобильными дорогами . Если на дороге образовался провал, произошла авария теплосетей, сошла снежная лавина, идет ремонт дороги и т. п., органы, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД РФ, дорожные службы и т. д.), должны выставить запрещающие знаки дорожного движения или перекрыть участок дороги для транспортных средств и прохода пешеходов. Поскольку обеспечение безопасности дорожного движения является в первую очередь обязанностью государства, ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения приоритетна перед ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении [1];

3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Интересы граждан должны рассматриваться в неразрывной взаимосвязи с интересами государства и общества, которые состоят в незыблемости конституционного строя РФ, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного сотрудничества при обеспечении безопасности дорожного движения [3];

4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Данный принцип предполагает комплексный подход к решению проблемы и нашел свое практическое воплощение в федеральных целевых программах «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» , а также «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» . Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. Задачи указанной стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной стратегии — повышение безопасности дорожного движения.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, к которым, кроме водителя относятся еще пешеходы и пассажиры, являются ПДД.

Указанные правила устанавливают единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, водное и т. п.).

Другие нормативные акты — это, например, правила перевозки крупногабаритных или опасных грузов, инструкции по эксплуатации каких- либо транспортных средств. Все подобные документы в части, касающейся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им.

Вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортных средств, регулируются Законом об ОСАГО4. Указанным законом введена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств [4]. Целью Закона об ОСАГО является создание юридических основ для реальной защиты прав пострадавших от ДТП на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Страховщики, а не участники аварии, согласно закону, должны рассчитываться за последствия ДТП. В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Законом об ОСАГО определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [2]. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 мая 2005 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» также высказал позицию о том, что указанный закон направлен прежде всего на защиту прав потерпевшего .

Проблемы реализации потерпевшим права на возмещение ущерба от ДТП поднимались и обсуждались на страницах печати представителями правовой науки достаточно часто на протяжении всего периода действия Закона об ОСАГО. Действия, направленные на качественное изменение сложившейся негативной ситуации как в области правового регулирования, так и в сфере правоприменительной деятельности судов, были предприняты лишь в последнее время.

Первое событие, положившее начало указанным кардинальным изменениям, затронуло сферу применения судами законодательства о возмещении ущерба от ДТП и ознаменовалось принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» .

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С. Н. Шевцова» // Вестн. Конституц. Суда Рос. Федерации. 2005. № 4.

Данным актом впервые вводилось положение о том, что к отношениям, вытекающим из договора страхования (в том числе ОСАГО) с участием гражданина, могут быть применены общие правила Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», такие как взыскание морального вреда, штрафа, альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины . Ранее страховые споры были выведены из сферы действия этого закона. Позднее, в 2014 г., данное положение законодатель закрепил в ст. 16.1 Закона об ОСАГО .

Разрешение судьям при рассмотрении дел о возмещении ущерба от ДТП прибегать к Закону о защите прав потребителей существенно изменило ситуацию и заставило страховщиков всерьез задуматься о досудебном урегулировании споров с потребителями.

При практической деятельности по отправлению правосудия у судебных органов периодически возникают вопросы, требующие своего разрешения. Иногда такие вопросы касаются применения положений гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина [5]. Преследуя цель обеспечить единство судебной практики и законности, конкретные рекомендации по рассмотрению и разрешению гражданских дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью в результате ДТП, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» .

Еще одно значимое событие в совершенствовании судебной практики применения законодательства об ОСАГО связано с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данный правовой акт предоставил подробные разъяснения и способствовал обеспечению единства практики применения судами законодательства об ОСАГО. В частности, судам четко разъяснен порядок применения п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, устанавливающего штраф за неисполнение страховой компанией в добровольном порядке требований потерпевшего. В п. 63 Постановления № 2 отмечается: «…наличие судебного спора о взыскании страхового возмещения указывает на неисполнение страховщиком обязанности по уплате его в добровольном порядке, в связи с чем удовлетворение требований потерпевшего в период рассмотрения спора в суде не освобождает страховщика от выплаты штрафа» . Отмечается, что страховщик уже не сможет просто «отмахнуться от штрафа» выплатив потерпевшему сумму основных требований в период рассмотрения дела судом.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью в результате ДТП, закреплен Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

В целях повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества ДТП, а также снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них в РФ осуществляется также комплексный подход к решению проблемы, который нашел свое практическое воплощение в федеральных целевых программах «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» , а также «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» .

Таким образом, законодатель не оставил без внимания ситуации, связанные с причинением вреда жизни и здоровью в результате ДТП, тем самым приравнивая права на жизнь и охрану здоровья к числу основных прав и свобод человека.

5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2015. № 1. С. 2-8.
6 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.

За последнее время были предприняты действия, направленные на качественное улучшение ситуации как в области правового регулирования, так и в сфере правоприменительной деятельности судов. Эти события, безусловно, должны способствовать повышению эффективности судебной практики.

Кроме того, принятые правовые акты предоставили судьям как более однозначные формулировки норм, так и более четкие разъяснения по их применению, что повысит эффективность решений, принимаемых судами по делам о возмещении ущерба от ДТП.

Список литературы

1. Васина, А. Н. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о возмещении ущерба от дорожно- транспортных происшествий / А. Н. Васина // Науч. альм. — 2016. — № 7, ч. 2 (21). — С. 85-93.
2. Кулиш, М. В. Обязательное страхование автогражданской ответственности / М. В. Кулиш // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. — 2015. — № 1-2 (57-58). — С. 43-47.
3. Молчанов, П. В. Принципы обеспечения безопасности дорожного движения / П. В. Молчанов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 25 (380). Право. Вып. 45. — С. 76-81.
4. Милосавлевич, В. Д. Практика рассмотрения гражданских споров по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью в результате ДТП / В. Д. Милосавлевич // Законность. — 2015. — № 1 (963). — С. 28-32.
5. Шонин, С. В. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» / С. В. Шонин // Советник юриста. — 2010. — № 4. — С. 25-30.

Библиографическое описание: Воробьев, Д. В. Нормы права, подлежащие применению при разрешении споров, связанных с причинением вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных происшествиях / Д. В. Воробьев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 83 — 88.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 285

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code