Неконтролируемая миграция: криминологический аспект

Т.М.Лопатина, д-р юрид. наук, профессор кафедры уголовного права Смоленского филиала Международного юридического института

Аннотация. В статье рассмотрены криминологические аспекты миграции. Миграционный процесс рассмотрен с позиции необходимой консолидации усилий общества и государства, поскольку незаконная миграция имеет определенный криминогенный потенциал. Обозначена проблема криминальной миграции.

Ключевые слова: миграция, глобализация, криминальная миграция, управляемая миграция.

 

Современная миграция является следствием процесса глобализации, когда объединяются экономические, политические, информационные, экологические пространства разных государств. В этой связи мигрант выступает своеобразным интегратором междисциплинарных знаний и межотраслевых правовых норм по причине особенностей правового поля и многоаспектности правового статуса. Нами разделяется определение миграции, сформулированное М. Тюркиным, как «определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса» . В связи с чем, миграционный процесс нами рассматривается с позиции необходимой консолидации усилий общества и государства по разрешению комплекса возникающих в процессе миграции вопросов. Проблема миграции имеет две противоположные стороны: с одной стороны, стремление государства привлечь иммигрантов-профессионалов, бизнесменов и инвесторов, а с другой – оградить страну от въезда нежелательных категорий мигрантов, в частности, нелегальных. «Согласно прогнозам Росстата России, в 2020 г. в России будет находиться не менее 29 млн. нелегальных мигрантов» . Это огромный трудовой ресурс, который необходимо рационально использовать под целенаправленным государственным контролем, что «позволит свести к минимуму негативные последствия стихийных переселений и усилить положительный эффект миграционного движения» .

Принятой 13.06.2012 г. Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определена следующая классификация миграционных процессов:
«а) академическая мобильность – международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
б) временная миграция – международные или внутренние перемещения, которые совершаются на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется в целях работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и т. п.;
в) долгосрочная миграция – международные или внутренние перемещения, которые совершаются на длительный период (не менее 1 года);
г) краткосрочная миграция – международные или внутренние перемещения, которые совершаются на непродолжительный срок (менее 1 года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
д) миграция на постоянное место жительства – международные или внутренние перемещения, предполагающие смену постоянного места жительства;
е) образовательная (учебная) миграция – перемещения в целях получения или продолжения образования;
ж) сезонная трудовая миграция – вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;
з) трудовая миграция – временные перемещения в целях трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг)» .

В данной классификации не предусмотрена нелегальная миграция, участники которой могут преследовать гуманитарные цели. В условиях, когда Европейская демократия, провозгласив идею толерантности, наделила мигрантов правом льготного проживания на своей территории, миграционный поток нелегалов представляется нескончаемым. При этом не учитывается тот факт, что при переселении тождественность цивилизаций не утрачивается. Более того, находясь в агрессивной социальной среде, мигранты испытывают культурный, религиозный и этнический дискомфорт, что обусловливает возникновение социального конфликта, который может быть использован в своих интересах террористическими и криминальными группировками. При этом питательной средой выступает не религиозная или криминальная идея, а отсутствие жизненной перспективы и нереализованность социального ожидания.

Учитывая криминогенный потенциал неконтролируемой миграции, который привносится в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь общества, существует необходимость отнесения миграции к сфере особого правового регулирования. Все чаще можно услышать объяснение вредности миграционных процессов через якобы имеющуюся зависимость между возросшей гуманитарной миграцией и интенсивностью террористических актов.

Совершенно справедливо утверждение о том, что активизация процесса глобализации увеличила миграционные потоки, которые пополняют не только рынок труда, но и вербовочные лагеря террористических групп. В миграционной среде немало людей, раздраженно настроенных против граждан государства, живущих в достатке. За небольшое денежное вознаграждение мигранты готовы исполнить многое. Они втягивают в террористическую среду новых мигрантов, создавая базы перемещения, предварительной подготовки с последующим их продвижением в цепочку международного терроризма.

Мигранты не обязательно могут быть перехвачены агентами террористических организаций непосредственно в момент их прохождения в страну. Вначале они могут оказаться в благополучной обстановке. Но впоследствии у иммигранта-нелегала с низкой профессиональной квалификацией невысока перспектива социального роста. При этом высок риск угодить в сферу криминальной экономики, криминального бизнеса и террористической деятельности.

Одним из мировых достижений глобализации является формирование информационного пространства. Можно с уверенностью говорить о том, что «современный терроризм не мог бы разрастись до международного масштаба, стать сетевым и иметь мобилизационные возможности высокого уровня, если бы не современные информационные технологии. Мощь информации используется не только для координации усилий из единого центра, но и для активизации интеграционных возможностей сил и средств, в том числе и людских ресурсов миграции.

В связи с этим нельзя не затронуть вопрос о так называемой «управляемой» миграции. В миграционной среде идеологическая «информационная» обработка ориентирована не только на пополнение живой силы террористов, но и на увеличение числа сочувствующих. Возникновение международных форм преступности, завязанных на торговле оружием, наркотиками, людьми, является самостоятельным результатом современных информационных технологий. Нелегальная миграция порождает не только экономические, социально- политические, межэтнические проблемы жизнедеятельности принимающих государств, но и насильственную преступность.

Большое значение при этом приобретает массированное, целенаправленное воздействие на сознание граждан государств – объектов агрессии посредством глобальной сети Интернет. Информационные ресурсы стали одним из самых эффективных видов оружия. Широкое их использование позволяет в считанные дни раскачать ситуацию в стране изнутри. Все это дополняется военными мерами скрытого характера, в том числе помощью экстремистским и террористическим организациям. К открытому применению силы переходят только в крайнем случае, как правило, под видом миротворческой деятельности и кризисного урегулирования.

Таким образом, непрямые и асимметричные действия и способы ведения гибридных войн позволяют лишить противоборствующую сторону фактического суверенитета без захвата территории государства.

Процесс нелегальной миграции и международный терроризм находятся в устойчивой взаимосвязи: оживление социальных вызовов, увеличение количества регионов с военными конфликтами генерируют рост нелегальных миграционных потоков, на которые, в свою очередь, откликаются террористические группировки, придавая им устойчивость и наполняя религиозным содержанием.

По сути, незаконная миграция обладает криминогенным потенциалом, поскольку мигранты не только совершают преступления на территории принимающего государства, но и сами являются жертвами преступных посягательств в силу своей уязвимости. Более того, в криминологии появился термин «криминальная миграция», под которой понимается процесс перемещения в целях совершения преступлений, что объективно влияет на состояние криминальной обстановки в принимающем государстве.

Криминальная миграция характеризуется латентностью, поскольку с субъективной точки зрения движущими мотивами территориального перемещения является желание совершения преступлений.

С точки зрения социально-экономической криминальная миграция является неотъемлемой частью криминального бизнеса. С политической точки зрения криминальная миграция является средством обеспечения устремлений отдельных групп, государств, которые используются для достижения определенных целей. С национально-этнической точки зрения криминальная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане. С точки зрения социально-демографической криминальная миграция нередко «сливается» с естественной миграцией.

В числе объективных факторов выделяются: экономический (криминальный бизнес), демографический (естественная миграция). Связь естественной миграции с миграцией криминальной прослеживается по ряду направлений: криминальный характер самой миграции (депортация, «перекачка» рабочей силы принудительно); маскировка криминальных мигрантов под беженцев и вынужденных переселенцев; «очистка» крупных городов от нищих, бродяг, попрошаек (что ставит людей на грань выживания и является, следовательно, криминогенным обстоятельством); переселение в мегаполисы представителей криминалитета, разбогатевших на криминальном бизнесе; миграция в сельскую местность лиц, освободившихся из мест лишения свободы; транзитная миграция иностранцев через Россию; нелегальная миграция иностранцев в Россию.

Таким образом, гуманитарная миграция тесно связана с криминальной миграцией: первая выступает своего рода фоном второй, которая, в свою очередь, повышает криминальность миграции как таковой и способствует криминализации миграции в целом.

Криминальной миграции присуща массовость. В настоящее время речь идет о целых потоках лиц, перемещающихся в самых различных направлениях в огромном пространстве (вплоть до межконтинентального) в целях совершения преступлений.

Подводя итог, можно сказать, что криминальная миграция – это социальное, относительно массовое общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий через территориальные границы.

С позиции криминологии сущность криминальной миграции определяется субъективным фактором: стремлением совершить преступление или осуществить преступную деятельность. По субъективному признаку криминальная миграция отличается, с одной стороны, от гуманитарной и трудовой миграции, с другой – выходит за рамки чисто социально-демографического процесса.

Разновидностью криминальной миграции является нелегальная экономическая миграция, которая представляет собой неконтролируемое государством перемещение мигрантов, преследующих различные цели, в том числе осуществление незаконной преступной экономической деятельности, контрабанды, корыстных преступлений.

С учетом вышеизложенного криминальная миграция рассматривается нами как разновидность неконтролируемой миграции, имеющей целевую направленность криминального характера.

Неконтролируемая миграция создает точечные плацдармы на территории Евросоюза, Российской Федерации и других государств. Она значительно снижает шансы окончательной ликвидации угрозы международного и внутригосударственного терроризма и экспансии криминальной миграции.

Политика управляемой миграции востребована политическим истеблишментом и успешно эксплуатируется международными внутригосударственными террористическими формированиями.

Данная ситуация обусловливает необходимость использования общественной инициативы в деле противодействия неконтролируемой миграции. Задача государства видится в установлении разумного контроля над миграционными процессами, направление их в русло закона в сочетании с мобилизацией гражданского общества в его поддержку.

Библиографический список

1. Бобырев В. В. Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией // Право и безопасность. 2007. № 1-2 (22-23).
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Принята 13.06.2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/ (дата обращения: 30.05.2017).
3. Проблемы неконтролируемой миграции в контексте международной безопасности и борьбы с терроризмом //Актуальные проблемы расширения Шанхайской организации сотрудничества: Материалы Международной конференции (форума): «На втором треке. Роль гражданского общества и общественной дипломатии в дальнейшем развитии и расширении Шанхайской организации сотрудничества» (Институт стран СНГ). – M., 2016.
4. Рыльская М. А. Проблемы противодействия незаконной миграции (экспертная оценка) // Вестник Финансового университета. 2016. № 6 (96).
5. Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 183

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code