ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ЖАЛОБ И ХОДАТАЙСТВ В СУД

М.Г.Янин
Освещены проблемные аспекты понимания института обжалования в современном уголовно-процессуальном праве, а также вопросы практики применения конкретных норм Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Ключевые слова: обжалование, обжалование процессуальных действий и решений, институт обжалования.

 

Институт обжалования является уникальным по своей природе, основан на принципах гуманизма и демократии. Как было отмечено нами ранее, в предыдущих публикациях, необходимость существования института обжалования вытекает из невозможности избежать ошибок в любой судебной системе. Роль института обжалования — предупредить и исправить ошибки для достижения судебной истины. Институт обжалования, на наш взгляд, существовал всегда, начиная со времен античности и до наших дней. Он проистекает из философии права, и поэтому его эволюция восходит к развитию политических институтов.

Судебные органы, часто рассматривавшиеся в качестве инструментов власти, стремились также стать инструментами свободы граждан. Обжалование выступает в качестве неотъемлемого элемента правового государства. Можно сказать, что самим существованием права на обжалование, способов и условий его осуществления измеряется степень развития права. Исторические корни принципов и проблем, связанных с обжалованием, ассоциируются с совершенствованием законодательной техники с целью создания нынешней, известной нам системы, что доказывает, насколько позитивное право в данном правовом вопросе имеет глубокие исторические корни.

Необходимость обжалования вытекает из принципа достижения судом материальной истины и из очевидной потребности по возможности предотвратить судебные ошибки, к сожалению, неизбежные в деле уголовного правосудия, но тяжело ложащиеся на отдельных лиц и противоречащие государственным интересам. С другой стороны, начало непоколебимости процессуальных решений и необходимость по возможности освободить процесс от всего, что может задерживать постановку и исполнение судебных решений, приводят к выводу о желательности строгой регуляции обжалования, при которой было бы затруднено затягивание дел неосновательными жалобами.

В данной статье особое внимание хотелось бы уделить требованиям, предъявляемым к методике составления жалоб и ходатайств в суд, так как именно от правильного составления документа зависит успешность самого процесса. Иллюстрирующими являются данные статистики. По состоянию на 30 сентября 2015 г., меньше 10 % (816 из 9217) жалоб против России, находящихся на рассмотрении в Европейском суде по защите прав человека (ЕСПЧ), считались явно неприемлемыми или вызывающими серьезные сомнения в приемлемости (то есть были отнесены к жалобам VI и VII категорий по смыслу Правил определения очередности рассмотрения жалоб), больше четверти жалоб (2637) считались весьма высокоприоритетными (I — III категории), треть (3152) — более или менее обоснованными, хотя и не приоритетными (IV категория), и еще больше четверти жалоб (2612) приходилось на дела-клоны, то есть жалобы на типичные для страны нарушения, практика ЕСПЧ по которым уже устоялась, в том числе за счет вынесения пилотных постановлений (V категория).

За пять месяцев 2017 г. было зарегистрировано 7733 новых жалобы против России. Причем применительно к жалобам VI—VII категорий указанная скорость не соблюдается лишь в 150 случаях. Из чего следует, что остальные 666 остающихся на рассмотрении жалоб этих категорий поданы менее года назад. Таким образом, если жалоба против России подана более года назад и ни признана неприемлемой, ни коммуницирована, то с вероятностью 60:1 она не считается ЕСПЧ явно неприемлемой.

Общие требования к жалобе следующие: в ней должны быть указаны адресат (кому жалоба адресована), лицо, ее подающее, приговор суда, который обжалуется. Необходимо указать на неправильность этого приговора, определения кассационной инстанции и просьбу подающего жалобу лица; привести перечень прилагаемых письменных материалов. Особенности методики составления жалоб находят свое отражение в объеме и содержании этих жалоб.

Писать следует кратко, но емко, необходимо перечислить ключевые факты и решения, указать, каким образом были нарушены права человека. Не следует описывать историю вопроса и малосущественные факты. Также считается неэффективным приводить длинные цитаты из решений — достаточно приложить нужный документ и сослаться на него.
Факты и жалобы должны быть изложены в отведенных для этого разделах формуляра таким образом, чтобы суд мог определить суть дела, не обращаясь ни к каким другим материалам. Данная информация в отношении конкретного дела имеет первостепенное значение для быстрого и эффективного рассмотрения жалобы. Она должна быть изложена на страницах, отведенных для этого в формуляре жалобы, а не в приложенных документах. Факты, нарушения и информация о соблюдении условий приемлемости должны быть ясно и кратко изложены, легко читаемы.

Следует внимательно относиться к подробностям, но при этом указывать не все, а только те, которые имеют отношение к делу (по аналогии с подачей жалобы в Европейский суд по защите прав человека).

При необходимости дополнительная информация и пояснения могут быть изложены в отдельном документе в виде приложения к жалобе. Это не означает, что жалоба становится неким сочинением на «свободную тему», скорее — подробным изложением фактов. В этом дополнении нельзя излагать новые жалобы. Дополнение должно использоваться только для обоснования жалоб, уже изложенных в первоначальной жалобе.

Спорным остается вопрос о том, насколько объемными и подробными должны быть излагаемые в жалобе факты, поскольку возражение составляется именно на основе приведенных доводов. Таким образом, следует сделать вывод, что надлежащим образом оформленная жалоба дает возможность суду в полном объеме ее рассмотреть, а второй стороне — подготовиться к процессу.

Всегда следует указывать точные даты в хронологическом порядке. Если жалобы касаются разных предметов (например, разных судебных процессов), следует описать каждый из них отдельно. Особое внимание необходимо уделить документам (копии решений или иные документы: например, решение о выселении или депортации). Необходимо также представить письменные доказательства своих утверждений, в том числе документы, подтверждающие имущественное право, медицинские заключения, свидетельские показания, протоколы заседаний, постановления о задержании или содержании под стражей. Если невозможно получить копию того или иного документа, необходимо объяснить причины, по которым не имеется возможности это сделать.

В соответствии со ст. 389.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интере- сы . Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Хотя этот перечень существенно расширяется по сравнению с тем, который предусмотрен ч. 4 и 5 ст. 354 УПК РФ, он также не является исчерпывающим.

Так, ст. 444 УПК РФ прямо предусматривает право на апелляцию лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, а также его защитника, законного представителя или близкого родственника.

В апелляционном порядке подлежит рассмотрению жалоба допущенного к участию в деле законного представителя несовершеннолетнего осужденного или потерпевшего, которым к моменту проверки дела в суде второй инстанции исполнилось 18 лет, а также жалоба лица, указанного в ч. 2 ст. 49 УПК РФ, допущенного судом первой инстанции в качестве защитника наряду с адвокатом.

Обеспечение права на апелляционное обжалование судебного решения обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица.

Перечислить в законе всех таких лиц невозможно. При решении этого вопроса следует исходить из принципиальных положений о том, что правом на апелляционное обжалование обладают все лица, права и законные интересы которых затрагиваются принятым судебным решением, независимо от того, принимали ли они непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Изучение характера и содержания подаваемых жалоб свидетельствует о следующем.

В зависимости от субъекта обжалования и опротестования:
— сторона защиты всегда подает большее число жалоб — до 75 % от общего количества (в интересах подозреваемого, обвиняемого, подсудимого);
— сторона обвинения в лице государственного обвинителя и (или) вышестоящего прокурора — до 53 % от общего количества.

В зависимости от вида обжалованного, опротестованного судебного решения:
— судебное решение по вопросам, связанным с исполнением приговора,— более 63 % от общего количества обжалованных, опротестованных судебных решений;
— итоговое судебное решение — менее 35 % от общего количества обжалованных, опротестованных судебных решений.

Таким образом, в результате процессуальной активности стороны обвинения суд апелляционной инстанции только в каждом четвертом случае приходит к выводу о необходимости исправления судом первой инстанции допущенных правовых нарушений. Если рассуждать от обратного, то во всех остальных трех случаях представленные апелляционные жалобы были необоснованными, и в большей степени (655 поданных апелляционных представлений) претензии о необоснованности адресованы профессиональному участнику уголовного судопроизводства — государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору.

Библиографическое описание: Янин, М. Г. Особенности составления жалоб и ходатайств в суд / М. Г. Янин // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 79 — 81.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 91

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code