ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ ЖЕРТВЫ И СВИДЕТЕЛЯ

Н.Г.Бойкова

Аннотация. В статье рассматриваются процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, анализируются возникающие проблемы, связанные с другими участниками допроса и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, участники, судопроизводство, законодательство, допрос.

 

Общий порядок производства допроса регламентирован ст. 187190 УПК РФ. Одновременно законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).

В отношении допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых законодатель установил возраст, а именно с 14 лет, а в отношении потерпевших и свидетелей перед следователями (дознавателями) встает вопрос определения возраста, с которого могут быть допрошены эти участники процесса. Л.М. Карнеева отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, т.е. дети до 12 лет . У О.Ю. Скичко несколько другая точка зрения, он условно разделяет всех несовершеннолетних на две большие группы: малолетние (дети до 10-11 лет) и подростки (от 12-13 до 18 лет) . С позиции психологии более верной будет вторая точка зрения, так как граница этого деления характеризуется серьезной психологической перестройкой подросткового возраста.

Однако заслуживает особого внимания классификация несовершеннолетних, которую предлагает Н.И. Порубов: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошольный возраст (от 3 до 7); младший школьный возраст (от 7 до 11); подростки (от 11 до 14-15 лет); старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет) .

С какого же минимального возраста можно допрашивать несовершеннолетнего свидетеля? В решении этого вопроса нет единого мнения, и авторы в научных статьях приводят совершенно различные мнения и доводы. Н.И. Порубов утверждает, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. А по утверждению Е.И. Цым- бала, значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет и детей с дебильностью средней тяжести старше 56 лет. Однако для этого необходимо создание специальных условий при проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку .

Таким образом анализ мнений ученых свидетельствует о том, что вопрос определения минимального возраста, с которого может быть допрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего или свидетеля остается дискуссионным. Возможно, более правильным будет законодательно закрепить возраст, когда малолетнее лицо вправе вступить в уголовный процесс в качестве его участника? Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам других проведенных исследований ученых.

Какова же способность малолетних и подростков давать показания совершенных в отношении их преступлениях или о преступлениях, свидетелями которых стали? Ученые пришли к выводам, что не существует большой разницы в способностях детей и взрослых отвечать «на нейтральные и наводящие вопросы», что дети лучше запоминают детали событий. Л.Л. Ананиан приводит обобщенные результаты современных зарубежных исследований, которые опровергают ранее господствующие представления о том, что дети легко поддаются внушению, фантазируют при даче показаний . Эти же исследования подтверждают, что оказывается способность свидетеля воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию и его добросовестность определяются не только возрастом, а пожалуй, больше его индивидуальными личностными способностями, а также заинтересованностью в деле. Таким образом несколько детей одного возраста в силу своих способностей, личностных качеств могут давать совершенно различные показания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ , с 1 января 2015 г. вступила в силу новая редакция ст. 191 УПК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи особенность процедуры допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля заключается в том, что к участию в этом следственном действии привлекаются третьи лица. Эти лица помогают осуществлять защиту законных прав и интересов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Такими лицами являются: педагог, психолог, законные представители, иные близкие родственники, которые не охватываются понятием законных представителей. Важно, чтобы эти участники заслуживали прежде всего доверие несовершеннолетнего и могли обеспечить соответствующую психологическую комфортную атмосферу допроса, а также оказать помощь следователю в получении информации от допрашиваемого лица.

Законодатель обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля педагога или психолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, но страдают психическим расстройством или отстают в психическом развитии. Вместе с тем в случае достижения шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Закон не указывает образование педагога, его должность предполагает, что им может быть школьный учитель или воспитатель детского дошкольного учреждения в зависимости от возраста допрашиваемого. Следовательно, у педагога должно быть высшее или среднее педагогическое образование.

Зачастую следователь или дознаватель на досудебной стадии процесса приглашает педагога как участника следственного действия лишь только потому, что такой порядок регламентирован нормами УПК РФ. При этом законодатель не прописал четкое понимание цели и задач педагога, участвующего в допросе, его права и обязанности. Чтобы педагог не присутствовал формально при допросе несовершеннолетнего, а принимал участие в нем, следователю необходимо разъяснять педагогу обстоятельства дела, выяснить нет ли обстоятельств, препятствующих участию педагога в допросе, разъяснить процедуру допроса, поставить конкретные задачи и проинформировать педагога о его правах. Педагог оказывает содействие следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний, оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией.

Законодатель не разграничивает участие в допросе несовершеннолетнего педагога или психолога, предполагается, что следователь должен решать этот вопрос самостоятельно, исходя из возраста несовершеннолетнего, его развития, личностных качеств, обстоятельств дела. На наш взгляд, при допросе малолетнего наиболее целесообразным будет присутствие психолога, так как это специалист, обладающий специальными познаниями в данной сфере.

В последнее время все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. Присутствие во время допроса такого специалиста поможет не только следователю, но и самому ребенку адаптироваться в стрессовой обстановке. Считаем, что при допросе несовершеннолетнего целесообразно присутствие именно психолога, специалиста, имеющего психологическое образование.

Психологическое образование отличается от педагогического объектом, предметом и целями своего изучения. Именно психолог исследует внутренний мир человека, его психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение, сознание), психические свойства (характер, акцентуации характера, интеллект, темперамент и др.), психические состояния (эмоции, чувства, тревожность, фрустрацию и т.п.) с учетом возрастных особенностей личности, актуальным развитием личности, а также с учетом нормы и патологическими ее вариантами.

Цель педагога сформировать у обучающегося необходимые знания, компетенции в рамках освоения определенного предмета с учетом методики его преподавания. Цель же психолога, педагога-психолога, детского психолога и т.п. заключается в раскрытии причин проявления дезадаптации личности, проявлении девиантного поведения. Психолог обладает методами и приемами, позволяющими правильно установить контакт с малолетними детьми, подростками с учетом всех возрастных кризисов и особенностями восприятия и переработки информации. Он обладает повышенной рефлексивностью и сензетивно- стей к изменениям во внешних проявлениях участника допроса. Безусловно, самым лучшим вариантом было бы совместное присутствие на допросе несовершеннолетнего школьного психолога и знающего подростка педагога. Сочетание используемых при допросе психолого- педагогических знаний позволит провести допрос без лишнего негативного воздействия и травмирования психики подростка .

Вместе с тем ч. 4 ст. 191 УПК РФ обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля психолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, но страдают психическим расстройством или отстают в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В такой ситуации в силу специфики совершенного преступления показания малолетних и подростков могут быть по своему содержанию очень своеобразны, и возможно их восприятие окажется искаженным и не позволит правильно понять их суть. В таком случае помощь специалиста незаменима. Однако в протоколе допроса следует фиксировать показания и те обороты речи, которые он сам употреблял, максимально дословно. Именно такой подход к допросу позволит получить информацию не только о преступлении, деталях его совершения, обстоятельствах, подлежащих доказыванию, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего), что безусловно позволит правильно оценить данные им показания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ вступила в силу ч. 5 ст. 191 УПК РФ, которая сделала обязательными применение видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших или свидетелей. И этим же Федеральным законом дополнена ч. 6 ст. 281 УПК РФ, согласно которой оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. По мнению Л.В. Брусницына , целью такого процессуального порядка является, прежде всего, избежание повторного эмоционального переживания этими участниками обстоятельств совершенного в отношении их деяния при даче показаний в суде. С учетом временного фактора показания ребенка данные во время следствия имеют гораздо большую ценность, чем те, которые получены в суде, так как еще не забыты многие детали совершенного деяния. Допрос этих лиц стал возможен в качестве исключения по ходатайству сторон или по собственной инициативе суда, о чем суд выносит мотивированное решение.

Новая редакция ч. 1 ст. 191 УПК РФ установила временные границы, за рамками которых проведение допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) запрещено.

Так, допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа и в целом – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более четырех часов в день и более двух часов без перерыва.

А каким по продолжительности должен быть перерыв? Законодатель прямого ответа на данный вопрос применительно к следственным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), не дает. Исходя из соотношения длительности допроса и перерыва совершеннолетнего (четыре к одному), перерыв в допросе несовершеннолетнего должен составлять не менее четверти времени продолжительности непрерывной части допроса. Вместе с тем это мнение только правоприменителя, пока законодатель прямо не установил длительности перерыва в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля).

Библиографический список

1. Ананиан Л. Л. Жестокость в семье. – М., 2000.
2. Брусницын Л.В. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии и в суде // Уголовное право. 2015. № 3.
3. Глушков А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2012. № 12.
4. Карнеева Л.М., Ордынский С.С, Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. – М.: Дело, 1962.
5. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.И. Порубов. – М.: БЕК, 1998.
6. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2005.
7. Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно- практической конференции. – М., 2002.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (62) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code