ПРОКУРАТУРА РОССИИ: РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

О.А.Тарасова, А.Д.Яровицына

Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы осуществления прокурорского надзора и роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка.

Ключевые слова: прокурор, прокуратура, законность, правопорядок, уголовное судопроизводство.

 

Для уяснения сути и содержания роли российской прокуратуры в укреплении законности и правопорядка в стране, прежде всего, необходимо определиться с понятием «прокуратура». Как правило, под прокуратурой понимают, во-первых, государственный орган, осуществляющий надзор, во-вторых, управомоченное на то должностное лицо1. В приведенном определении исследователи ссылаются на ла-
1 Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. / Гл. ред. О.Ю. Шмидт. – М.: Советская энциклопедия, 1940. Т. 47. С. 218-219; Юридический энциклотинское слово «procurо», которое в латинском языке «procuratio (procurо)» означает «попечение, заведывание, управление», а также должность «прокуратора, прокуратура». Слово же «procurator (procure)» в переводе на русский язык – «заведующий, распорядитель; управляющий, поверенный, представитель, уполномоченный; прокуратор, заведующий доходами императора в провинции». А слово «procuro», в свою очередь, означает «заботиться, ухаживать, совершать, обеспечивать; холить, направлять, заведывать, вести» .

Среди правоохранительных органов прокуратура занимает особое место. Чем же это обусловлено? А тем, что прокурорский надзор в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.01.1992 г. № 22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не относится ни к какой ветви власти: ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной. Это самостоятельная форма государственной деятельности, а прокуратура – независимый правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в государстве. Тогда как, обратившись к историческим источникам, можно увидеть, что в царской России прокуроры, как и судьи, и следователи, были слугами царизма. И этого от народа и истории не могли скрыть ни «специальная бутафория классических фемид, ни «реформы» царского суда» . Подобные правоохранительные органы народ того времени знал и ненавидел, и за помощью к ним старался не обращаться.

В современной России прокуратура выполняет важнейшую роль в защите прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности. Но органы прокуратуры также и отстаивают интересы общества и государства, призванного служить человеку и обществу, не противопоставляя их при этом правам гражданина.

В Конституции Российской Федерации закреплен принцип верховенства федеральных законов на территории РФ, обеспечивающий единство и согласованность всей правовой системы. Органы прокуратуры, действующие под руководством Генерального прокурора РФ, являются инструментом обеспечения данного порядка правовой системы .

Цель прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы органов – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для достижения этой цели российская прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. И, самое главное, действует этот орган от имени государства.

Помимо этого прокуратура выполняет и другие не менее важные функции, включая осуществление уголовного преследования посредством участия прокуроров в рассмотрении дел судами; координацию деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности; выпуск специальных изданий.

Одно из важнейших направлений современной политики нашего государства – предупреждение преступности, в чем российской прокуратуре принадлежит весьма существенная роль.

Прокурор – звучит гордо! Но за громким, красивым названием скрывается сложная, мужественная и очень ответственная профессия. Деятельность прокурора во времена правления Петра I была в чем-то схожей с сегодняшним агентом спецслужбы. Уже тогда в обязанности государственных работников входило осуществление контроля за исполнением указов императора и соблюдением законов.

С позиции истории можно увидеть, что со времен петровской эпохи обязанности прокурора, в целом, несильно изменились. Прокурор ответственен за соблюдение законов в государстве. По-прежнему он является уполномоченным лицом, представляющим обвинение злоумышленникам в суде. Если кто-то нарушит закон, то естественно его обвинят в злодеянии. Когда же дело передадут в суд, прокурор на основе фактов и доказательств будет поддерживать предъявленное следствием обвинение и тем самым доказывать вину преступника .

В 2010 г. прокуратура РФ подверглась очередной реформе: из ее состава был выделен в самостоятельную структуру Следственный комитет Российской Федерации . С этого времени следствия в органах прокуратуры не стало. По мнению автора статьи О.А. Тарасовой (проработавшей более 17-ти лет в должности следователя по особо важным делам прокуратуры Ивановской области), подобная реорганизация является нецелесообразной (но, как бы сказал Леонид Каневский, впрочем, это совсем другая история). Надо отметить, что это частное мнение уже подтверждается жизнью и практикой: так, в настоящее время усиленно муссируются слухи о реорганизации (а возможно, и упразднении) Следственного комитета РФ, как органа в ряде случаев зарекомендовавшего себя с отрицательной стороны и не оправдавшего доверие государства и народа.

На современном этапе прокуратура, самостоятельно не проводя предварительного расследования, тем не менее, осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также оперативно-розыскную деятельность.

Согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление являются активная позиция и профессионализм государственного обвинителя. А это означает, что эффективность работы органов прокуратуры представляет собой ключевой аспект стабильности и незыблемости правовой системы. И, несомненно, наиболее важным направлением данного вида деятельности, как было сказано выше, является участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции, иными словами – поддержание прокурорами государственного обвинения .

Задачи прокуратуры при рассмотрении судами уголовных дел сводятся к следующему: в первую очередь, обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства; и конечно, осуществление надзора за вынесением судами законного, обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу; гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства; своевременное, в соответствии с требованиями закона исполнение приговоров, определений и постановлений, выносимых судом.

Иными словами, в судебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор выполняет две важные функции: выступает в суде в качестве государственного обвинителя и осуществляет надзор за законностью и обоснованностью принимаемых судом решений. В противном случае прокурор соответствующим образом реагирует на выявленное нарушение.

Одним из ключевых принципов уголовного судопроизводства в РФ является его состязательность. Вместе с тем в соответствии со спецификой уголовного судопроизводства предусмотрена не только стадия судебного разбирательства, но и досудебное производство по уголовному делу. В связи с этим возникает сомнение в возможности реализации права состязательности, поскольку для этого потребуется радикально изменить существующую модель предварительного расследования, а именно: ввести судебного следователя, предоставить стороне защиты право на параллельное расследование, наделить стороны равными правами в доказывании и т.д.

Вышесказанное заставляет нас полагать, что в подобных условиях на досудебных этапах уголовного дела равноправие и состязательность сторон являются лишь юридическими фикциями. Что касается состязательности в ходе судебного разбирательства, то и здесь мы наблюдаем сложности, вызванные несовершенством действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ. Провозгласив состязательность в качестве руководящего начала рассмотрения и разрешения уголовных дел и наряду с этим лишив суд права на возвращение дела прокурору на дополнительное расследование, законодатель существенно ограничил инициативу суда в исследовании доказательств. Последний в условиях так называемого состязательного процесса лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15 УПК РФ) . Поэтому представляется целесообразным реформировать существующее законодательство, четко обозначив при этом реальные основы состязательности сторон, что, на наш взгляд, способствовало бы не только повышению эффективности деятельности органов прокуратуры, но и положительно отразилось бы на существующей уголовно-правовой системе.

О прокуратуре можно говорить как о системообразующем, саморегулирующем ядре государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов контролирующими органами, прокуратура одновременно консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

Отведенное прокуратуре место в системе государственно-правовых институтов государства само по себе уже имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности.

Принимая во внимание масштабы нарушений российского законодательства, проблема обеспечения законности и правоворядка в стране до настоящего времени остается актуальной, а с учетом формирования в России правового государства приобретает особое значение.

Единственным предназначением органов прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законов. И фактически единственным государственным органом в Россиийской Федерации, выполняющим эти функции, также выступает прокуратура.

Обладая особым статусом, именно прокуратура в первую очередь должна противодействовать нарушению законов, выявлять всевозможные противоречия в отечественном законодательстве, принимать меры к их устранению, ибо неисполнение правовых актов или неправильное их применение, усиливая дезорганизующие процессы в российской государственно-правовой системе, способствует ослаблению вертикали властных структур.

Обобщая вышесказанное, полагаем подвести итоги и сделать следующие выводы.

Мы не можем согласиться с существующими в литературе суждениями (например, с точкой зрения А.В. Ендольцевой, Н.Х. Са- фиуллина, О.А. Галустьяна и др.) о недопустимости гипертрофирования (преувеличения роли) одной из функций прокуратуры – высшего надзора.

Поддерживая существующие в теории и практике мнения (А.И. Алексеев, В.И. Басков, А.Я. Сухарев и др.) о том, что функция осуществления высшего надзора должна быть сохранена за прокуратурой, полагаем, что, более того, с учетом социально- экономических отношений, складывающихся в государстве, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

Независимо от различных тенденций в развитии законодательства о прокурорском надзоре является бесспорным важнейшее положение о сохранении самой прокуратуры в системе государственного механизма в качестве самостоятельно существующего органа государства, предназначенного для осуществления функций, обозначенных законом.

Следует согласиться с В. Лакиером (1863 г.) о признании «вечного характера» прокуратуры в качестве правового института и правового явления в российской государственности. И в то же время считаем, что объективно необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о прокуратуре, которое бы не только закрепляло, но и обеспечивало бы усиление ее влияния на состояние законности, правопорядка, защиту прав личности, интересов общества и государства.

Прежде всего, представляется, что существует необходимость внесения некоторых изменений в Конституцию РФ.

Во-первых, считаем, что в Основном законе нашего государства прокуратуре должна быть посвящена самостоятельная глава, в которой в общей форме регламентировалось бы назначение прокуратуры, ее задачи, принципы, определялось место прокуратуры в механизме государственной власти и закреплялись ее функции.

Во-вторых, в интересах обеспечения независимости прокуроров субъектов Российской Федерации было бы целесообразно установить порядок их назначения на должности без предварительного согласования кандидатур с органами местной власти.

В-третьих, думается, что следует предусмотреть право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также аналогичные полномочия Генерального прокурора применительно к законодательным органам субъектов Российской Федерации.

В-четвертых, на наш взгляд, было бы обоснованным дополнить ч. 1 ст. 11 Конституции РФ указанием на прокуратуру РФ как одного из носителей государственной власти.

В-пятых, также считаем, что в Конституции РФ следует закрепить положение о принятии в отношении прокуратуры не федерального, а федерального конституционного закона, что явилось бы важным фактором для поднятия престижа прокуратуры как органа надзора за законностью в стране и стабильности законодательства о ней.

Несмотря на особый статус и назначение прокуратуры, при осуществлении надзора и деятельности по укреплению законности и правопорядка на территории России и в регионах возникают определенные проблемы. К основным проблемам, по нашему мнению, относятся формирование устойчивой системы законности, повышение уровня правовой культуры населения, должностных лиц органов государственной власти, ликвидация массового правового нигилизма. Представляется, что в этой связи необходима дальнейшая активизация роли государственных органов во взаимодействии с органами прокуратуры в правотворческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, как в плане помощи по разработке правовых актов, так и в обеспечении контроля за их исполнением.

Обобщив практику деятельности прокуратуры Российской Федерации и Ивановской области по укреплению законности и правопорядка, можно сделать вывод о наличии в данной сфере определенных типичных недостатков. Так, в ряде случаев при исполнении законов органами и должностными лицами допускается произвольное толкование положений закона, ведущее к принятию противоречащего ему правового акта; встечаются факты умышленного искажения смысла закона в правоприменительной деятельности, неправильного выбора того или иного закона, положенного в основу решения вопросов и др.

К основной же причине выявляемых прокуратурой в нормативных правовых актах и их проектах нарушений федерального законодательства, на наш взгляд, можно отнести неверное истолкование их разработчиками правовых норм.

Причины неисполнения законов государственными органами, должностными лицами и гражданами кроются порой в незнании закона или игнорировании его требований, а также в отсутствии должной юридической подготовки и культуры должностных лиц органов власти; отсутствии в органах местного самоуправления квалифицированных юридически грамотных специалистов; недостаточном правовом регулировании той или иной сферы общественных орношений; отсутствии необходимой для работы информационно- справочной системы; стремлении отдельных лиц к получению незаконных льгот и привилегий, достижению иных корыстных целей.

Анализируя особенности организации подготовки и проведения органами прокуратуры проверок соблюдения и исполнения законов, мы пришли к выводу, что в настоящее время отсутствует законодательное закрепление сроков и процедуры проверок. Кроме этого, нигде не предусмотрено положение о завершении каждой проверки, особенно выявившей нарушение законов, конкретным процессуальным решением. Вследствие этого на практике возникают трудности в обеспечении гарантий прав личности, связанных с вторжением в личные и иные конституционные права и свободы граждан, в том числе путем судебной защиты нарушенных прав. Для устранения такой неопределенности представляется целесообразным на законодательном уровне разработать процессуальный порядок проведения прокурорских проверок, их единообразное оформление и установление соответствующей формы решения, принимаемого по ее завершению.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что, несмотря на позитивные тенденции в осуществлении прокурорского надзора, поводов для успокоения нет, поскольку распространенность нарушений закона требует от прокуроров еще большей активности в работе по обеспечению верховенства закона, защите конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

В соответствии с приоритетами, определенными Генеральным прокурором РФ Ю.Я. Чайкой, усилия прокуроров в первоочередном порядке должны быть направлены на обеспечение законности в социальной и экономической сферах, противодействие коррупции и другим опасным проявлениям преступности.

Во исполнение требований Генеральной прокуратуры РФ необходимо, как справедливо заявил прокурор Ивановской области Андрей Викторович Ханько, наращивать результативность, эффективность работы прокуратуры и обеспечивать реальное устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав, максимальную реализацию принципа неотвратимости наказания. И только тогда, на наш взгляд, прокуратура действительно будет оправдывать свое предназначение, а именно: быть государевым оком всегда и во всем.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 19.12.2016 № 7-ФЗ) // СПС ГАРАНТ.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (по состоянию на 25 февраля 2018 г.) // СПС ГАРАНТ.
4. О Следственном комитете: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Российская газета. 2010. 30 дек.
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7.12.2007. № 195 (ред. от 21.06.2016) // СПС ГАРАНТ.
6. Большая советская энциклопедия. В 50-и т. / Гл. ред. О.Ю. Шмидт. – М.: Советская энциклопедия, 1940. Т. 47.
7. Дворецкий И.Ф. Латинско-русский словарь. – М.: Русский язык; Медиа, 2006.
8. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры. Собр. соч. – М., 1967. Т. 4.
9. Настольная книга следователя / Под общ. ред. Генерального прокурора СССР Г.Н. Сафонова. – М.: Юридическая литература, 1949.
10. Око государево. История российской прокуратуры в документах // Прокуратура Санкт-Петербурга. – СПб., 1997.
11. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 1999.
12. Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. / Гл. ред. Ф.Я. Сухарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (64) 2018

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 117

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code