Нравственность как философская и правовая категория

А.В.Копылов

Аннотация: статья посвящена исследованию категории «нравственность» и ее пониманию в философии и праве. Приводятся определения нравственности в различные исторические эпохи, а также ее современное толкование, примеры взаимодействия нравственности с правом. Рассматривается отражение нравственных норм в российском законодательстве и влияние нравственности в общем на всю правовую систему. Отмечается, что нравственность может пониматься неодинаково в разных обществах. Актуальность статьи обусловлена тем, что нравственность тесно взаимосвязана с нормами и институтами права и в широком смысле составляет их основу. Она играет значительную роль при формировании правовой системы государства в целом и оказывает влияние на все отрасли права в частности. От уровня защиты нравственности в России зависит ее национальная безопасность, сохранение и повышение общественной нравственности должно стоять в приоритете наряду с обороной и безопасностью в государстве. Цель статьи — изучить нравственность в разные исторические периоды и проанализировать ее влияние на современное российское государство.

Ключевые слова: нравственность, мораль, философия, право, государство.

 

Проблема влияния нравственности на формирование и реализацию правовых норм привлекает внимание ученых уже долгое время. Именно нравственность является социальным ориентиром поведения человека в обществе, от уровня понимания нравственных норм зависит относи шение людей к закону.

При всей своей тесной связи с правом нравственность, будучи элементом общественного сознания, относится к одной из категорий философии. В литературе достаточно часто термин «нравственность» используют как синоним термина «мораль». В нашем видении нравственность неотделима от индивида и содержит в себе систему правил и норм, в соответствии с которыми личность оценивает свои действия. Абсолютность нравственности заключается в том, что она не выражает интересы определенного круга лиц, а присуща любому человеку вне зависимости от его принадлежности к какой-либо социальной группе. Мораль, в свою очередь, — это представление общества о нравственности в конкретный исторический период и в зависимости от общественной формации она может пониматься по-разному. Однако при некоторых различиях в понимании этих терминов, мораль и нравственность всегда лежат в основе любых человеческих отношений и рассматриваются вместе [1, с. 25].

Нравственность и мораль являются мерилом «человеческого в человеке». Уровень нравственности человека показывает, насколько он отличается от животного, насколько он социализирован и «человечен».

Содержание категорий «нравственность» и «мораль» активно развивалось в философских системах на протяжении долгого времени. Любой эпохе развития общества и государства сопутствовали свои понятия добра и зла, морали и нравственности, и на каждом этапе человеческого развития в понимание нравственности привносились некоторые изменения, соответствующие духу эпохи.

Для античных философов основным было понятие «нравственность» как духовное самосовершенствование отдельного человека. Например, величайший философ античности Аристотель в своих трудах следующим образом понимал нравственность: «нравственность — это свойство души, заключающееся в способности человека управлять своими страстями и контролировать свои поступки, полагаясь при этом на свои нравственные устои, основанные на признании приоритета общественного блага над личным» [2].

Древнехристианские богословы, так же как и древнегреческие философы, понимали нравственность как духовное совершенствование индивида. а Согласно Августину, нравственность заключается в том, чтобы оставить волевым усилием зло и остаться в благодати, в направлении любви на достойный объект, т. е. на Бога. Фома Аквинский полагал, что нравственность основана на совести как безусловной этической истине и заповедях Божьих [1, с. 21]. Изучая философию Нового времени, можно прийти к выводу о том, что для нее характерны рассуждения о моральной природе человека. Ж.-Ж. Руссо полагал, что мораль это внутренняя гармония и чувство социальности [3, с. 44]. И, наконец, в историческом контексте понимания нравственности нельзя я обойти вниманием представление о нравственности в тоталитарном обществе, где она (нравственность) четко следовала принятой идеологии. К примеру, под коммунистической нравственностью понималось то, что «формулирует
и утверждает принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно-экономической формации; высшая ступень в развитии щ морали человечества»[4].

Современное толкование понятия нравственности можно найти в толковом словаре русского языка, который определяет ее как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [5].

Очевидно, что каждой эпохе человеческой цивилизации соответствовали свой дух и свои моральные устои. Обобщая понятия нравственности, предложенные учеными и философами разных эпох, можно сформулировать ее дефиницию, из которой следует, что нравственность — это, прежде всего, свойство души, внутренние убеждения, которыми руководствуется человек при совершении поступков, способность человека отличать добро от зла, неотъемлемая часть его совести, то, что делает человека человеком.

Категория нравственности, будучи универсальной, довольно прочно укрепилась в основе человеческих взаимоотношений. Она играет значительную роль при формировании правовой системы государства в целом и оказывает влияние на развитие всех отраслей права. О тесной взаимосвязи права и морали неоднократно говорилось в научной литературе. Отечественные мыслители, такие как И. Ильин, Н. Бердяев, П. Новгородцев, Л. Петражицкий, Б. Чичерин, Н. Алексеев и другие, заявляли, что нравственность, справедливость и свобода являются разумным началом права[6].

В связи с развитием и усложнением государственно-общественных отношений и возрастанием социальной напряженности возрастает потребность строить социальную жизнь на крепком нравственно-правовом основании. Российская Федерация взяла курс на построение правового государства, но оно не может быть реализовано без нравственных начал. Нравственные начала л любой деятельности, отношений людей базируются на общечеловеческих ценностях: гуманизме, справедливости и др. [7, с. 127]. В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в 2012 г. отмечалось, что Закон может о; защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность [8]. Россия, взяв курс на построение правового государства, создает себе нравственную основу путем принятия различных законов и реализации программ, например, Федерального закона № 135 ФЗ от 29 июня 2013 г. «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акры Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» [9]. Данным Законом внесены изменения и дополнения в различные законодательные акты, гс в том числе и в КоАП РФ, установлена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Таким образом государство старается уберечь своих граждан от чуждых нашему обществу явлений, сохранив традиционные нравственные ценности.

Вместе с тем следует учитывать, что нравственность не везде понимается 136 одинаково. Комитет по правам человека ООН отмечает, что понятие нрав ственности складывается на основе многих общественных, философских и религиозных традиций, следовательно, установление ограничений на свободу исповедовать религию или убеждения в целях защиты нравственности не должно основываться на принципах, вытекающих исключительно из одной единственной традиции [10]. Под множественностью традиций в ряде стран понимается одобрение однополых браков, допущение пропаганды непристойного поведения и иных безнравственных и нетрадиционных ценностей. И все это, по мнению многих членов комитета по правам человека ООН, не является безнравственным. Наша страна отстаивает традиционные нравственные ценности, потому что без этого невозможно нормальное развитие общества.

Задача государства состоит в поддержании и защите нравственных устоев общества, поскольку от уровня нравственности в стране может зависеть, например, здоровье населения. Так, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации в и. 6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 1999 г. № 19 «О неотложных мерах но предупреждению распространения ВИЧ-инфекции» призывает исполнительные органы власти субъектов Федерации принять действенные меры, вплоть до лишения лицензий, но предотвращению пропаганды в средствах массовой информации и особенно на телевидении, половых извращений, порнографии, а также передач, направленных на привлечение молодежи к обсуждению вопросов нетрадиционных половых отношений [11].

От уровня защиты нравственности в России зависит ее национальная безопасность, поэтому государство ставит ее в один ряд с защитой интересов в сфере конституционного строя, обороны и безопасности государства. Данное положение закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) [12, с. 4] и свидетельствует о том, что нравственность находит поддержку в праве.

Таким образом, можно охарактеризовать нравственность как уникальное явление, которое существует сразу в нескольких плоскостях: философской и правовой. Множество философов и ученых-правоведов в разное время изучали эту категорию и предлагали свое видение нравственности. Однако из всего различия подходов и трактовок общей идеей нравственности остается неотъемлемость ее от человека, поскольку она пронизывает все общественные отношения и является той характеристикой индивидуума, которая делает его человеком. Будучи одним из регуляторов общественных отношений, она создает и унифицирует нормы поведения в обществе, насыщает гуманизмом правовые нормы. По своей сути нравственность является основой права, придает ему свойство легитимности, формирует и но;поддерживает убеждение граждан в том, что существующие правовые институты являются наиболее адекватными для данного общества.

Список литературы:

1. Сулакшин, С.С. Государственная политика защиты нравственности и СМИ / С.С. Сулакшин, Е.С. Сазонова, Л.И. Хвыля-Олинтср. — М.: Наука и Политика, 2014.- 358с.
2. Курганов, Г. В. Понятие нравственности, нравственной порочности и безнравственности поведения человека в творчестве Аристотеля. URL.: http://xn
7sbbaj7auwnfThk.xn~plai/article/4715 (дата обращения: 04.12.2015).
3. Сулашкин, С.С. Фундаментальный контекст конпепта нравственного государства / С.С. Сулашкин— М.: Научный эксперт, 2013. — 73с.
4. Словарь по этике / иол ред. И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. —430 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка онлайн / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. URL.: http://enc-dic.com/ozhegov/Nravstvennost-18896/ (дата обращения: 04.12.2015).
6. Иеромонах Даниил (Чадаев). Нравственность как аксиологический аспект права. URL.: hUp://\vw\v.bogoslov.ru/text/3631149.html (дата обращения: 11.10.2015).
7. Насонова, И.Л. Субъекты уголовно процессуальной защиты / И.Л. Насанова. — Воронеж: издательство института МВД России, 2010. — 147 с.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 30.11.2014).
9. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты российской федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей : федеральный закон РФ от 29 июня 2013 г. № 135- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 26, ст. 3208,.
10. Замечания общего порядка, принятые комитетом по правам человека ООН согласно пункту 4 статьи 40 Международного пакта о гражданских и политических правах. URL: http://www.hrights.ru/text/b6/Chapter4.htm (дата обращения: 11.05.2015).
11. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 1999 года. URL.: http://docs.cntd.ru/document/901830168 (дата обращения: 04.12.2015).
12. Тасаков, С.В. Нравственные основы уголовно-правовых норм, направленных на охрану личности, ее прав, свобод и законных интересов : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.В. Тасаков. — Екатеринбург: Институт экономики, управления и права, 2010. — 51 с.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ.№ 4 2016

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 126

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code