Статья 530. Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 530 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Основное юридическое значение комментируемой статьи состоит в том, что она устанавливает необязательность заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд для покупателя, между тем как для поставщика (исполнителя) заключение этого договора является обязательным. Необязательность для покупателя заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд влечет за собой и необязательность для покупателя извещения о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

В приведенном пункте речь идет о полном или частичном отказе покупателя от товаров по номенклатуре (ассортименту) и (или) количеству на стадии заключения (а не исполнения) договора поставки. Отказ от части товаров, указанных в извещении о прикреплении, производится покупателем путем составления протокола разногласий, если проект договора разработан и направлен ему поставщиком (исполнителем), либо путем частичного включения товаров в проект договора, если последний разработан покупателем и направлен поставщику (исполнителю). Полный отказ от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и соответственно от заключения договора может осуществляться покупателем путем письменного уведомления об этом поставщика (исполнителя).

Решение покупателя об отказе от товаров и заключения договора может быть направлено поставщику (исполнителю) сразу после получения от заказчика извещения о прикреплении или после получения от поставщика (исполнителя) проекта договора.

О полном или частичном отказе покупателя от товаров поставщик (исполнитель) обязан уведомить заказчика. Одновременно с этим поставщик (исполнитель) вправе (но не обязан) потребовать от заказчика извещения о прикреплении к другому покупателю, причем как при полном, так и при частичном отказе покупателя от товаров. Реализуя указанное право, поставщик (исполнитель) может просить заказчика выдать извещение о прикреплении к другому покупателю не на все товары, от которых отказался прежний покупатель, а только на их часть.

Отсутствие со стороны поставщика (исполнителя) требования к заказчику о выдаче ему извещения о прикреплении к другому покупателю не означает, что заказчик не может выдать такое извещение (подробнее об этом см. п. 3 комментария к данной статье).

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственный или муниципальный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При этом выбор одного из перечисленных вариантов осуществляется заказчиком по своему усмотрению.

Если заказчик выдал извещение о прикреплении к поставщику (исполнителю) другого покупателя, то поставщик (исполнитель) заключает с этим покупателем договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 529 Гражданского кодекса РФ. В этом случае поставка товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд одновременно является поставкой товаров по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен договор поставки.

Если заказчик направил поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, то договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не заключается, а поставка товаров осуществляется на основании только государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и товар отгружается в адрес получателей товаров, указанных в отгрузочной разнарядке.

Если заказчик сообщил поставщику (исполнителю) о своем согласии принять и оплатить товары, то договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не заключается, а поставка товаров осуществляется на основании только государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и товар отгружается в адрес заказчика.

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи при невыполнении государственным или муниципальным заказчиком обязанностей, предусмотренных п. 2 этой же статьи, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

Из приведенного правила следует, что невыполнение заказчиком ни одной из обязанностей, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, влечет за собой прекращение обязанности поставщика (исполнителя) по заключению договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. При этом государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд сохраняет силу. Его дальнейшая юридическая судьба будет зависеть от действий поставщика (исполнителя), о которых речь пойдет ниже.

Кроме того, по прямому указанию п. 2 комментируемой статьи у поставщика (исполнителя) возникает право:

1) либо потребовать от заказчика принять и оплатить товары;

2) либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика.

По смыслу комментируемого пункта поставщик (исполнитель) может не делать ни того, ни другого, т.е. вообще не поставлять товары, например, в случае, когда они еще не произведены или не закуплены.

Выбор одного из трех перечисленных вариантов действий осуществляется поставщиком (исполнителем) по своему усмотрению.

Если поставщик (исполнитель) потребовал от заказчика принять и оплатить товары, то поставка товаров осуществляется на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и товар отгружается в адрес заказчика. В случае отказа заказчика от товаров отношения сторон регулируются ч. 1 ст. 534 Гражданского кодекса РФ.

Если поставщик (исполнитель) решил воспользоваться правом реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика, то:

— предусмотренные государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд условия (обязанности) по поставке товаров не подлежат исполнению (прекращаются);

— законодательство о поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд к отношениям поставщика (исполнителя) и заказчика применяется главным образом в части предусмотренного п. 3 комментируемой статьи отнесения на заказчика разумных расходов, связанных с реализацией товаров;

— невостребованные заказчиком товары реализуются поставщиком (исполнителем) самостоятельно по договорам с покупателями товаров.

Если поставщик (исполнитель) решил вообще не поставлять товары (например, по той причине, что товары еще не произведены или не закуплены), то:

— предусмотренные государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд условия (обязанности) по поставке товаров не подлежат исполнению (прекращаются);

— законодательство о поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд, регламентирующее исполнение государственного (муниципального) контракта, к отношениям поставщика (исполнителя) и заказчика не применяется.

Положение п. 3 комментируемой статьи об отнесении на заказчика разумных расходов, связанных с реализацией товаров поставщиком по своему усмотрению, не отличается ясностью. Прежде всего неясно, что следует понимать под разумными расходами, связанными с реализацией товаров поставщиком.

Означенная неясность анализируемого положения, думается, может быть компенсирована общей его направленностью, которая состоит, надо полагать, в том, что заказчик, отказавшись от товаров, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, должен возместить поставщику его расходы (убытки), обусловленные отказом заказчика от товаров.

Исходя из этого наличие расходов, связанных с реализацией товаров поставщиком по своему усмотрению, следует определять путем сопоставления стоимости товаров, реализованных поставщиком по своему усмотрению, и стоимости этих товаров, рассчитанной по ценам государственного (муниципального) контракта. Если стоимость товаров, реализованных поставщиком по своему усмотрению, оказалась меньше стоимости этих товаров, рассчитанной по ценам государственного (муниципального) контракта, то следует признать наличие расходов, связанных с реализацией товаров поставщиком.

Расходы, связанные с реализацией товаров поставщиком по своему усмотрению, следует признать разумными, если товары реализованы поставщиком по рыночным (не заниженным) ценам. Для определения уровня рыночных цен могут быть использованы принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, предусмотренные ст. 40 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code