Решение ФАС России от 30.05.2017 по делу N К-660/17

Суть жалобы: Документация об аукционе содержит ограничения поиска и копирования фрагментов текста, не содержит указания на соответствующий вид работ по организации строительства, на допуск к которым участнику закупки необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации, инструкция по заполнению заявки не позволяет сопоставить, какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Решение: Жалоба признана обоснованной, так как действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 13 ст. 34, ч. 8 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N К-660/17

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу О. (далее – Заявитель) на действия “М” (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией “М” (далее – Единая комиссия), ГУП “А” (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в помещениях административного здания “М” (номер извещения 0173100009517000076) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Документация об Аукционе содержит ограничения поиска и копирования фрагментов текста.
  2. Документация об Аукционе не содержит указания на соответствующий вид работ по организации строительства на допуск к которым участнику закупки необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации.
  3. Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Единая комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.05.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 77 177 457,76 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 26.05.2017;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;

8) победителем Аукциона признано ООО “Г” с предложением о цене контракта 76 019 795,89 рублей.

  1. Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.

В целях реализации положений части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 “О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок” утверждены правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Согласно подпункту “л” пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать, в том числе возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.

На заседании Комиссии установлено, что размещенная в ЕИС документация об Аукционе содержит ограничения поиска и копирования фрагментов текста.

Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС документацию об Аукционе, содержащую ограничения поиска и копирования фрагментов текста, не соответствуют части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, пункту 14 Правил и нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 11 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: “наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по организации строительства”.

На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит указания на соответствующий вид работ по организации строительства на допуск к которым участнику закупки необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации, а именно на вид по организации строительства: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом требования к участникам закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в составе заявок участников закупки, представлены свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием вида работ: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно требованиям к первой части заявки на участие в Аукционе участнику закупки необходимо в своей заявке указать согласие на выполнение работы и конкретные показатели используемого при выполнении работ товара.

Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлены, в том числе следующие правила заполнения заявки:

“Если в наименовании и описании объекта закупи устанавливаются несколько показателей, относящихся к объекту закупки, и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой и (или) знаками “и”, “,”, “;”, “/”, участником должен быть предложен товар, с точно такими же значениями, сопровождаемые союзом и (или) знаками: “и”, “,”, “;”, “/”, соответственно, если иное не установлено инструкцией” (далее – Правило N 1).

“В случае перечисления показателей характеристики через символ “/”, участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору” (Правило N 2).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при указании значений показателей в отношении знака “/” следует руководствоваться положениями Правила N 2.

При этом Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, что указанные положения инструкции препятствуют заполнению заявки на участие в Аукционе.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлены, в том числе следующие правила заполнения заявки:

“Используемые в описании материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, требованиям технических регламентов, сводов правил, ГОСТов (ГОСТ Р 55818-2013, ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 28013-98, ГОСТ Р 52146-2013)”.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.

Также, Комиссией установлено, что в пункте 4 технического задания документации об Аукционе указанию в первой части заявки подлежат, в том числе излишние показатели товаров, такие например, как (Пункт 13) глубина проникновения грунтовки более 0,5 мм, (Пункт 31) допустимый радиус изгиба кабеля при прокладке – не менее 7,5 Dh”.

Комиссия приходит к выводу, что требования к товарам и материалам, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров и материалов. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников Аукциона не отклонялись.

  1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что условие о сроке действия банковской гарантии указано в приложении N 2 к информационной карты документации об Аукционе “Примерная форма банковской гарантии” и должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

На заседании Комиссии установлено, что разделами 3, 7 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрены порядок сдачи-приемки работ и окончательной оплаты выполненных работ, положения которых, по мнению Комиссии, не позволяют определить сроки приемки и окончательной оплаты выполненной работы, а следовательно, не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии (при условии выбора победителем Аукциона такого способа обеспечения исполнения контракта).

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении об Аукционе надлежащим образом срок действия банковской гарантии, нарушают часть 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

На заседании Комиссии установлено, что разделами 3, 7 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрены порядок сдачи-приемки работ и окончательной оплаты выполненных работ, положения которых, по мнению Комиссии, не позволяют определить срок приемки и окончательной оплаты выполненной работы.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом сроки приемки и окончательной оплаты выполненной работы, не соответствуют требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу О. обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, части 8 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.05.2017 N К-659/17, по данному делу предписание не выдавать.
  4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 30.05.2017 N К-659/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 138

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code