Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 529 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья целиком посвящена регламентации заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, который до того был упомянут единственный раз в п. 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ. Прежде чем приступить к разъяснению правил заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, важно уяснить его правовую природу и основные характеристики, что и делается далее в п. п. 2 — 5 комментария к данной статье.

2. Правовая природа договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется следующими основными чертами.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд тесно связан с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд в том смысле, что первый жестко обусловлен вторым. Эта связь проявляется прежде всего в том, что:

во-первых, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд всегда заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

во-вторых, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд направлен на дополнительное договорное регулирование поставки товаров, предусмотренной государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-третьих, содержание договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд во многом обусловлено содержанием государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-четвертых, правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд частично может быть определен условиями государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-пятых, поставка товаров во исполнение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд одновременно является поставкой товаров во исполнение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен договор поставки;

в-шестых, исполнение, изменение и расторжение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд влияют (могут повлиять) на исполнение, изменение и расторжение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не является видом государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, как, впрочем, и наоборот (подробнее об этом см. п. 5 комментария к ст. 525 Гражданского кодекса). Это означает, что на договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд нельзя автоматически распространять признаки и характеристики государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, включая легальное определение последнего, содержащееся в ст. 526 Гражданского кодекса РФ. В то же время оба названных договора могут обладать и обладают одинаковыми свойствами. Например, и тот, и другой направлены на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, который в свою очередь является подтипом договора купли-продажи — типа гражданско-правового договора. Таким образом, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор.

Будучи видом договора поставки, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором. Исходя из изложенного и с учетом того обстоятельства, что ГК РФ не предусматривает легального определения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, может быть сформулировано следующее доктринальное определение анализируемого договора.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд — это договор поставки, который заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, направлен на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и имеет особенности правового режима.

3. Важнейшей юридической характеристикой договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание договора и основанных на нем отношений.

Правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд определяют:

1) общие положения о сделках, договорах и обязательствах, содержащиеся в части первой ГК РФ;

2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в § 1 гл. 30 Гражданского кодекса РФ;

3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 — 522 § 3 гл. 30 Гражданского кодекса РФ;

4) правила о договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в ст. ст. 525, 529, 530, 532, п. 3 ст. 533, ст. 534 § 4 гл. 30 Гражданского кодекса РФ.

При применении общих и специальных правил, определяющих правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд следует руководствоваться принципом приоритета специальных правил, который в отношении договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд закреплен в п. 2 ст. 525 Гражданского кодекса РФ.

Говоря о правовом режиме договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, нелишне обратить внимание на то, что правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в ГК РФ, а также правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, не распространяются на договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и, следовательно, не определяют его правовой режим. Однако, поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, необходимо учитывать функциональные связи между правилами о договорах указанных видов. К сказанному следует добавить, что Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ не содержит норм о договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

4. Сторонами договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд являются поставщик (исполнитель) и покупатель.

Поставщиком (исполнителем) является то же самое лицо, которое выступает поставщиком (исполнителем) по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен данный договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, поставщик (исполнитель) по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и поставщик (исполнитель) по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд совпадают в одном лице. Данное обстоятельство существенно ограничивает свободу перемены поставщика (исполнителя) в договоре поставки, тем более если учесть, что согласно ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя), за исключением случаев, когда новый поставщик (исполнитель) является правопреемником поставщика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Покупателем может быть некоммерческая организация, иное юридическое лицо, являющееся потребителем (получателем) товаров, поставка которых предусмотрена государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

5. Содержание договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется той особенностью, что оно во многом предопределяется содержанием государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен данный договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также выдаваемым на основании указанного контракта извещением о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Тем самым свобода сторон договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в определении его условий существенно ограничена по сравнению с обычным договором поставки.

6. Согласно п. 1 комментируемой статьи если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Из приведенных правил следует, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд может быть заключен только при наличии государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и только если в последнем предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Наличие в государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд условий о том, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, влечет за собой обязанность заказчика не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного (муниципального) контракта направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Последствий невыполнения заказчиком обязанности направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) законом не установлено. Однако указанный пробел в правовом регулировании, думается, может быть восполнен на основании п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ путем применения по аналогии правил ст. 530 Гражданского кодекса РФ, поскольку последние регулируют сходные отношения. Исходя из сказанного, если заказчик по истечении 30-дневного срока со дня подписания государственного (муниципального) контракта не направил поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), последний вправе потребовать от заказчика извещения о прикреплении к покупателю. Заказчик в этом случае должен либо выдать извещение о прикреплении к поставщику (исполнителю) покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары. При невыполнении заказчиком указанных действий поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика.

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное заказчиком в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, по своей юридической природе является односторонним юридическим актом гражданско-правового характера (а не административным актом, как считают некоторые исследователи). Юридическое значение извещения о прикреплении состоит в том, что оно служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Последнее утверждение бесспорно, так как опирается на п. 1 комментируемой статьи.

В извещении о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) как минимум указываются сведения о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым выдается извещение о прикреплении, о наименовании поставщика (исполнителя) и покупателя, а также о товаре (предмете поставки).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) является обязательным для поставщика (исполнителя), что следует из п. 5 комментируемой статьи, предусматривающего возможность понуждения поставщика (исполнителя) к заключению договора, и не обязательным для покупателя, поскольку тот вправе отказаться от заключения договора (п. 1 ст. 530 Гражданского кодекса).

В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд заказчиком может быть выдано как одно извещение о прикреплении, так и несколько (по числу покупателей). Сообразно этому в соответствии с одним контрактом может быть заключен один или несколько договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

7. Согласно п. 2 комментируемой статьи поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Из данного пункта следует, что по общему правилу, носящему диспозитивный характер, обязанность подготовки проекта договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и направления его контрагенту лежит на поставщике (исполнителе). Иной порядок может быть установлен в государственном (муниципальном) контракте, в соответствии с которым выдано извещение о прикреплении. Условиями контракта может быть предусмотрено, например, что проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд разрабатывает покупатель и направляет его поставщику (исполнителю), а также определен срок направления контракта, который может и не совпадать с 30-дневным сроком, установленным в п. 2 комментируемой статьи.

Но даже если государственным (муниципальным) контрактом не предусмотрены обязанность или право направить поставщику (исполнителю) проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, покупатель вправе представить проект договора поставщику (исполнителю) в силу п. 2 комментируемой статьи. По его смыслу если поставщик получил от покупателя проект договора до направления своего проекта (по договоренности с покупателем или без таковой), то поставщик рассматривает проект договора, представленный покупателем.

8. Согласно п. 3 комментируемой статьи сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Комментируемый пункт предусматривает два варианта действий стороны, получившей проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора и при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора.

При первом варианте (т.е. при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. Эти действия означают акцепт предложения заключить договор (оферты). В момент получения стороной, направившей оферту, ее акцепта договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд признается заключенным.

При втором варианте (т.е. при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, также подписывает его, но при этом составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне. Эти действия означают отказ от акцепта и в то же время направление новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий.

9. Согласно п. 4 комментируемой статьи сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий; должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Комментируемый пункт предусматривает четыре варианта действий стороны, получившей подписанный проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд с протоколом разногласий при отсутствии возражений по протоколу разногласий при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий; при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий; при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту.

При первом варианте (т.е. при отсутствии возражений по протоколу разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, извещает другую сторону о принятии договора в ее редакции. Эти действия означают акцепт новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий. В момент получения стороной, подписавшей проект договора с протоколом разногласий, извещения о принятии договора в ее редакции договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд признается заключенным.

При втором варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае полного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются урегулированные разногласия. С момента подписания указанного протокола признается заключенным договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

При третьем варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае частичного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются как урегулированные, так и неурегулированные разногласия. Неурегулированные разногласия передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

При четвертом варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае неурегулирования разногласий ни по одному пункту извещает другую сторону об отклонении протокола разногласий. Разногласия по проекту договора передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

10. Согласно п. 5 комментируемой статьи если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Приведенный пункт закрепляет обязательность для поставщика заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в то время как покупателю закон (п. 1 ст. 530 Гражданского кодекса) дает право не заключать такой договор.

Комментируемый пункт рассчитан прежде всего на случаи, когда:

— поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, не направляя покупателю проект договора в 30-дневный срок со дня получения извещения от заказчика и не реагируя на проект договора, разработанный по этой причине самим покупателем и представленный им поставщику (исполнителю);

— поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, не реагируя на проект договора, разработанный и представленный поставщику покупателем по своей инициативе или во исполнение обязанности, предусмотренной государственным (муниципальным) контрактом на основании п. 2 комментируемой статьи.

Покупатель при обращении в суд с требованием (иском) о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора должен доказать факт уклонения поставщика (исполнителя) от заключения договора, а также приложить к исковому заявлению извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) и проект договора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code