Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 526 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья содержит легальное (законодательное) определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд <1>. Это определение, построенное по типичной для ГК РФ схеме определений договоров отдельных видов, гласит: по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

———————————

<1> О государственных (муниципальных) контрактах на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд см., в частности: Комиссарова Е.Г. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России: Сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во ТЮИ МВД России, 2003. Вып. 2. С. 29 — 33; Яровой А.В. О соотношении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и предпринимательского договора // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2004. Вып. 4. С. 86 — 90; Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Сборник научных трудов. Юридические и психологические науки. М.: Логос, 2005. Вып. 3. С. 9 — 18.

 

В статье содержится также официальная сокращенная форма термина «государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд», а именно — «государственный или муниципальный контракт». Указанный краткий термин используется в ГК РФ, ряде других законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ содержит общее понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также его легальное определение, согласно которому под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 9). Приведенное определение дополняет характеристику государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

2. Правовая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется следующими основными чертами.

Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, который, в свою очередь, является подтипом договора купли-продажи — типа гражданско-правового договора. Таким образом, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор (а не административно-правовой или межотраслевой, как полагают некоторые исследователи).

Будучи видом договора поставки, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором.

3. Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд;

2) муниципальные контракты на поставку товаров для муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются также в зависимости от того, при каком способе размещения заказа они заключаются (подробнее об этом см. п. 3 комментария к ст. 527 и п. 1 комментария к ст. 528 Гражданского кодекса).

Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд, в свою очередь, подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд;

2) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд субъектов Федерации (или менее официально, но зато более кратко — «для региональных государственных нужд»).

Из государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд выделен ряд видов контрактов по различным основаниям, в частности государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд по оборонному заказу.

4. Важнейшей юридической характеристикой государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является правовой режим государственного (муниципального) контракта, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание контракта и основанных на нем отношений.

Правовой режим всякого государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд определяют положения, общие для всех государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

1) общие положения о сделках, договорах и обязательствах, содержащиеся в части первой ГК РФ;

2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в § 1 гл. 30 Гражданского кодекса РФ;

3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 — 522 § 3 гл. 30 Гражданского кодекса РФ;

4) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в § 4 гл. 30 Гражданского кодекса РФ, в частности в ст. ст. 525 — 528, 531, 533, 534;

5) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и распространяющиеся на все государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности правила, содержащиеся в ст. 9 Закона.

Правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд отдельных видов обладает особенностями. Так, особенности правового режима государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд определяются Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

При применении общих и специальных правил, определяющих правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, следует руководствоваться принципом приоритета специальных правил, который в отношении государственных (муниципальных) контрактов закреплен в п. 2 ст. 525 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

5. Сторонами государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд являются поставщик (исполнитель) и государственный (муниципальный) заказчик.

Поставщиком (исполнителем) потенциально может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любой индивидуальный предприниматель. При этом определение (выбор) поставщика (исполнителя) по конкретному контракту осуществляется не произвольно, а в соответствии с детально регламентируемой процедурой — размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (подробнее см. п. 3 комментария к ст. 527 Гражданского кодекса).

При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель) является правопреемником поставщика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).

Государственным (муниципальным) заказчиком может быть государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также бюджетное учреждение, иной получатель средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). Государственный (муниципальный) заказчик заключает государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

6. Содержание государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется той особенностью, что свобода его сторон в определении условий контракта в значительной мере ограничена по сравнению с обычным договором поставки. Означенные ограничения установлены, в частности, следующими правилами ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона).

При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 6 — 6.1, 6.4 — 6.6 и 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (см. ч. 5 указанной статьи).

В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен на товары субъектов естественных монополий, тарифов на товары организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары организаций коммунального комплекса, цен на товары субъектов естественных монополий (ч. 6.4).

При заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное отделения цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (ч. 6.5 ст. 9 Закона).

В государственный и муниципальный контракты включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона).

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ч. 11 ст. 9 Закона).

В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ч. 12 ст. 9).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code