Развитие и реализация правовой политики в области государственного оборонного заказа

Е.А.Братухина, кандидат экономических наук

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы и направления развития, реализации правовой политики в области государственного оборонного заказа. Отмечается, что в настоящее время возник ряд острых проблем функционирования промышленных предприятий, порождающих опасность остановки деятельности данных предприятий в части исполнения договоров по государственному оборонному заказу. Ситуация связана с задержкой финансирования и невыполнением договорных условий, влекущих предъявление штрафных санкций, в некоторых случаях по сумме превышающих сумму контракта. Поэтому без глубокого изучения причин невыполнения государственного оборонного заказа невозможно определить меры развития и реализации правовой политики в данной области. В результате выполнение государственного оборонного заказа становится невозможным: не закупаются материалы и оборудование; несвоевременно производится выплата заработной платы работникам; медленно идет процесс модернизации производственных мощностей. Эти и другие причины в ряде случаев ведут к предбанкротному состоянию предприятий. Автором предлагаются изменения действующего законодательства, касающиеся исполнения государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, правовая политика, безопасность страны

 

Предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ страны, принадлежит одна из ведущих ролей в развитии государства, обеспечении его безопасности, поддержании социальной стабильности в обществе. Поэтому к важнейшим задачам современного государства формирование и развитие правовой политики в области государственного оборонного заказа, а основной его целью является формирование условий стабильности функционирования и развития оборонной промышленности, обеспечения безопасности страны.

Однако в настоящее время возник ряд острых проблем функционирования промышленных предприятий, порождающих опасность остановки их деятельности в части исполнения договоров по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ), что связано с задержкой финансирования на срок более трех месяцев, невыполнением договорных условий, влекущих предъявление штрафных санкций, в некоторых случаях по сумме превышающих сумму контракта. Поэтому без глубокого изучения причин невыполнения государственного оборонного заказа невозможно определить меры развития и реализации правовой политики в данной сфере.

В результате выполнение ГОЗ становится невозможным: не закупаются материалы и оборудование; несвоевременно производится выплата заработной платы работникам; медленно идет процесс модернизации производственных мощностей. Эти и другие причины в ряде случаев ведут к предбанкротному состоянию предприятий.

Проведенный нами анализ показал, что причины невыполнения ГОЗ состоят в следующем:
— наличие трудностей по оплате материалов и комплектующих. Так, при наличии большой номенклатуры производимых комплектующих они используются сразу в нескольких головных изделиях по разным государственным контрактам. При новом механизме оплаты с отдельного счета в банке только за изделие по конкретному заказу возникли трудности по оплате материалов и комплектующих из-за малых норм применения и больших партий отгрузок поставщиком, что приводит к замораживанию оборотных средств и увеличению складских запасов;
— в договорах по государственному оборонному заказу головной исполнитель прописывает условие, что отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения поставщиком обязанностей по договору. При этом, а с учитывая то, что ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют уровень кооперации с долей ГОЗ в общем объеме реализации до 90 %, в данной ситуации у них нет возможности обеспечить выполнение договоров по ГОЗ за счет собственных оборотных средств, поскольку они отсутствуют из-за несвоевременного авансирования и увеличения сроков окончательного расчета. Выходом для предприятий по обеспечению своевременных поставок своей продукции — привлечение заемных средств;
— не определен механизм оплаты с отдельных счетов по статьям большей части общепроизводственных, общехозяйственных расходов, приобретения оборудования, проведения ремонтов оборудования, зданий и сооружений.

Отсутствие авансирования государственных контрактов, отсутствие у О предприятий собственных оборотных средств приводит к неисполнению в срок государственных заказов, что влечет наложение штрафных санкций.

Штрафные санкции могут привести к банкротству предприятий, сокращению работников и, соответственно, к социальной дестабилизации региона. Более того, это повлечет за собой невозможность исполнения предприятиями государственных производственных программ.

На основании Федерального закона «О государственном оборонном заказе» |1] и других законодательных актов Российской Федерации создана межведомственная система контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых но ГОЗ. Данная система направлена на обеспечение прозрачности финансовых оиераний но всей цепочке кооперации, участвующей в государственном оборонном заказе предприятий, а также недопущение злоупотребления и нецелевого использования полученных предприятиями бюджетных средств.

Поддерживая в целом создание такой системы, отмечаем, что отдельные положения закона в значительной мере усложняют порядок участия предприятий и организаций в реализации ГОЗ.

Поэтому, в целях обеспечения реализации правовой политики в области государственного оборонного заказа, совершенствования механизмов финансового контроля и разрешения вышеуказанных проблем представляется обоснованным уточнить отдельные нормы закона, предусматривающие:
– открытие головными исполнителями единого счета но ГОЗ в уполномоченных банках с увязкой в единой информапионно-аналитической системе ГОЗ расходов но нему но идентификатору государственного контракта;
– наделение организаций правом и обязанностью реинвестирования с иных счетов на единый счет по ГОЗ собственных и заемных средств с целью полного учета движения денежных средств по каждому государствен ному- контракту, что позволит привести в соответствие раздельный учет затрат но государственному контракту и движение средств но единому счету по ГОЗ (в разрезе субсчетов);
– оптимизацию состава производственной кооперации, ограничив ее организациями, осуществляющими изготовление составных частей изделий но документации заказчика и имеющими лицензию на разработку и производство вооружения, военной и специальной техники и их составных частей. При этом, при расчетах с иными контрагентами (с предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, поставщиками продукции общепромышленного назначения, выбираемыми но результатам конкурентных процедур, иностранными поставщиками, аудиторскими организациями, организациями, оказывающими услуги но поддержанию производственной инфраструктуры, но сертификации продукции, взрывопожароопасных производств и рабочих мест и т. и.) сохранять признак принадлежности средств к бюджетным, путем применения идентификатора контракта.

На основании изложенного считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»:

Статью 3. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить и. 7, изложив его в следующей редакции:

«7) контракт — договор, заключенный в письменной форме … и предусматривающий, в том числе, этапы и сроки исполнения контракта, обязательства сторон и их ответственность».

Пункт 1 статьи 6.1 «Идентификатор государственного контракта» изложить в следующей редакции:
«1. Каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется … содержит следующую информацию:
1) идентификационный код государственного заказчика;
2) способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) год заключения государственного контракта;
4) этапы выполнения государственного контракта;
5) год окончания срока действия государственного контракта;
6) порядковый номер государственного контракта, присваиваемый последовательно …».

Пункт 6 статьи 7. «Основные обязанности государственного заказчика»

«б) включает в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту, с учетом этапов его выполнения, только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, за исключением государственных контрактов в сфере закупок товаров, работ…».

Подпункт «е» п. 2 статьи 8.3 изложить в следующей редакции:
«е) перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта … для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после поэтапного (частичного) полного исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг)».

Подпункт 9 ст. 8.2. «Основные права и обязанности уполномоченного банка. Банковское сопровождение» изложить в следующей редакции: «уведомлять головного исполнителя о получении уведомления от государственного заказчика о частичном (этапе) и полном исполнении государственного контракта».

Пункт 2 ст. 8.5 «Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу» изложить в следующей редакции:

«2. Головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений. К документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся:

2) акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг) или частичного выполнения (этапа), определенного контрактом, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)».

Таким образом, развитие и реализация правовой политики в области государственного оборонного заказа является одним из условий обеспечения безопасности страны, а совершенствование законодательной политики в данной сфере — необходимым условием минимизации рисков для предприятий по выполнению государственных контрактов.

Практика наложения штрафных санкций на предприятия, выполняющие государственные контракты ГОЗ, без анализа и устранения вышеизложенных причин приведет к сокращению выпуска продукции, прекращению деятельности предприятий, результатом чего станет обострение социальных проблем в регионах. Поэтому сложившаяся ситуация требует немедленного вмешательства со стороны государства.

Список литературы:

1. О государственном оборонном заказе : федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ.№ 4 2016

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 176

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code