ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Ю.С.Гусакова
В.Ю.Туранин

Введение: в данной статье обобщены вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России. С этой целью авторами рассмотрено понятие социальной защиты, механизм реализации социальной политики, а также обозначены и структурированы я основные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства. С помощью методов научного познания и, прежде всего, метода системного анализа, установлено, что социальная защита основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства. Результаты: сейчас можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации: федеральном и региональном. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», то есть определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке. Выводы: вся действующая система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно-правовых форм. В России сложилась многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой.

Ключевые слова: социальная защита населения, правовое обеспечение, нормативно-правовые акты, социальное обслуживание.

Введение
В современной России спектр социальных услуг в социальных учреждениях вырос, появились новые направления в работе, изменились цели и задачи социальных подразделений. Коллективы учреждений выросли, добавилось много внешних функций, в том числе взаимодействие с государственными и региональными органами власти, смежными учреждениями и общественными организациями, деятельность которых направлена на решение социальных проблем общества.

Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

Понятие социальной защиты населения и уровни правового обеспечения социального обслуживания в Российской Федерации

В свою очередь социальная защита населения функционирует сегодня как социальный институт. Фактически это комплексная система, формируемая для решения социальных проблем, помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения.

В.И. Жуков указывает, что социальная защита – это система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни [3, с. 283].

По мнению И.Г. Тарента, это также и совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, прежде всего, его социально уязвимых групп и слоев [4, с. 7].
На наш взгляд, сейчас можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации: федеральном и региональном. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», то есть определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социальной защиты населения.

Правовые основы системы социальной защиты населения

В целом в России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так, в Конституции РФ Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб» (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).
С 1995 г. органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения [5, с. 28].

По нашему мнению, современную нормативно-правовую базу социальной защиты населения в Российской Федерации составляют:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации;

2. Федеральные законы:
– от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 250-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования»;
– от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015 № 388-Ф3) «О государственной социальной помощи»;
– от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017 № 104-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
– от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 29.07.2017 № 235-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации»;
– от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от
28.12.2016 № 509-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
– от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
– от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 01.01.2015 г. за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону);
– от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от
01.07.2017 № 148-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и других.

Важно также отметить Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, который изменил более 150 действующих нормативных актов, в том числе по вопросам социальной защиты. Целью его принятия явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти.

Основными положениями данного закона в области реформирования системы социальной защиты являются:

1) разделение льготников на «федеральных» и «региональных» в соответствии с полномочиями и расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов;

2) «монетизация льгот», то есть замена льгот в натуральной форме «федеральным» льготникам на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);

3) предоставление «федеральным» льготникам набора социальных услуг стоимостью 450 рублей в месяц, в состав которого входит: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний (400 рублей) и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения (50 рублей).

Сумма средств, предусмотренная на «социальный пакет», удерживается из состава начисления ежемесячной денежной выплаты (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 г. N° 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»).

Организационно-правовая характеристика деятельности социального работника

Нельзя не сказать, что организация и координация социальной работы с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной защите, осуществляется на основании Кодекса профессиональной этики работников органов социальной защиты (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2013 г. № 792 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»).

Отметим основные положения данного нормативного акта, регулирующие правовое положение работников социальных служб:

1) поведение и облик социального работника (сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии);

2) этические обязательства социального работника по отношению к клиентам (сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи);

3) этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам (социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость, должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей);

4) этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации (сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации);

5) этические обязательства социального работника перед своей профессией (социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии, вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии);

6) этические обязательства социального работника перед обществом (сотрудник социальной службы должен содействовать развитию благосостояния общества) (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2013 г. № 792 «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»).

Выводы

Итак, как отмечено в Кодексе этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, социальный работник – представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник – связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся (Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания).

Вся действующая система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно-правовых форм. В России сложилась многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя нередко они функционируют в неполную силу из-за нерешенности ряда теоретических и организационных проблем [5, с. 76].

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются: государственное социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; организация занятости населения; обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами [4, с. 27].

Отмечается, что дальнейшее развитие системы социальной защиты населения в России должно быть направлено на:
– активизацию разработки теории и практики социальной защиты, теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, дальнейшее формирование правовых норм деятельности в данной сфере;
– совершенствование социальной политики в области социальной защиты населения за счет принятия конкретных политических решений в области помощи и поддержки социально уязвимых групп населения и, прежде всего, семьи и детей;
– обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей- инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
– совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационное обеспечение;
– создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
– концентрацию материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения гарантированных Конституцией и законами социальных норм, осуществления социальных гарантий на всех уровнях жизнедеятельности российского общества;
– поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида;
– повышение качества социальных услуг;
– формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами [4, с. 29].

Таким образом, вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны. Принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот. Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для социально незащищенных категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маяцкая, И. Н. Экономические основы социальной работы : учебник для бакалавров / И. Н. Маяцкая. -М. : ИТК Дашков и К, 2013. – 264 с.
2. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок. – 10-е изд., испр. и доп. – М. : ИТК Дашков и К, 2015. – 592 с.
3. Социальная защита / под ред. акад. РАН В. И. Жукова // Современная энциклопедия социальной работы. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд-во РГСУ, 2008. – С. 412.
4. Тарент, И. Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации : учеб. пособие / И. Г. Тарент, С. А. Юдников. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ногинск : Ногинский фил. РАНХиГС, 2015. – 160 с.
5. Холостова, Е. И. Генезис социальной работы в России : учеб. пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2015. – 230 с.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 4

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 219

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code