КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В.Р.Давтян, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет
З.А.Станкевич, доктор юридических наук, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Введение: настоящая статья посвящена термину «конституционное строительство» и его смысловому содержанию в различные периоды времени в научных трудах ученых, а также современному восприятию. С этой целью автор представляет различные точки зрения ученых относительно указанных дефиниций. С помощью методов научного познания автор определяет понятие конституционного строительства и разграничивает его от таких категорий в отрасли конституционного права, как конституционный строй и государственное строительство.
Результаты: указывается на то, что понятия конституционный строй и государственный строй позволительно отождествлять. Вместе с тем различие может быть обусловлено определенными обстоятельствами. Выводы: автор приходит к выводу о том, что конституционное строительство вправе быть истолкованным как процесс построения конституционного или государственного строя. Между тем не следует отождествлять понятия государственного строительства и конституционного строительства, поскольку государственное строительство чаще всего определяется как процесс появления специализированных кадров, контроль над совместной территорией, лояльность и прочность политических институтов с централизованным и автономным положением, удерживающих монополию на насилие по отношению к населению данного государства. Конституционное строительство выступает как способ организации государства, при котором государство подчиняется правам и свободам человека, регламентированным в определенных нормативно-правовых актах.

Ключевые слова: конституционное строительство, конституционный строй, государственный строй, государственное строительство.

 

Введение
Многочисленные источники и литература свидетельствуют о том, что конституционное строительство представляется сложным и неоднозначным понятием. Как правило, конституционное строительство в самом общем виде определяют как процесс создания конституций на всем историческом развитии государства [9, с. 30], либо отождествляют его с процессом проектирования конституционного строя в государстве [10, с. 124], или смешивают со способом совершенствования общественно-политических систем государства [2, с. 76]. В этой связи приходится констатировать, что точное представление о сущности конституционного строительства в настоящее время отсутствует, а его содержание и смысловая нагрузка могут быть поставлены в зависимость от различных правовых и социальных явлений.

Между тем, учитывая потребность в целостном восприятии такого понятия, как конституционное строительство, необходимо обратиться к устоявшимся точкам зрения некоторых авторов.
Рассмотрим позиции ученых относительно понятий «конституционное строительство», «конституционный строй» и «государственный строй».

Так, американский ученый К. Сайнстейн в 2001 г. определил конституционное строительство как способ разрешения внутренних конфликтов (этнических, религиозных и т. д.), с помощью определенных гарантий прав человека, демократизации общества, а также привлечения максимально возможного числа участников в политическом процессе определенного государства [11, с. 239]. Очевидно, что подобная формулировка объясняется характерным стремлением развитых европейских государств и Соединенных Штатов Америки в частности внедрить демократизацию во все сферы общественной жизни.

В России годами ранее обосновывалась позиция, согласно которой конституционное строительство – это построение системы социальных, экономических, политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами [10, с. 126]. Примечательно, что данное определение имеет схожие черты с определением конституционного строя. Вместе с тем конституционный строй представляет собой систему социальных, экономических, политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства [8, с. 332]. Таким образом, конституционный строй определяется как явление в статике (невзирая на то, что в конституцию могут быть внесены определенные правовые нормы, изменяющие конституционный строй в целом). Конституционное строительство представляет собой явление в динамике, поскольку имеется в виду сам процесс построения, то есть перенос установленного конституцией конституционного строя на фактические общественно-политические отношения.

С Р. Чеджемов в авторской статье подразделяет данное понятие на две составные части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть – это политико-правовые идеи и учения о праве и государстве, в том числе и об общих принципах конституционализма, а практическая часть – это непосредственно конституционное строительство [10, с. 125].

Вызывает также интерес и ретроспективный взгляд А.С. Смыкалина, который в своей научной работе определяет конституционное строительство в СССР как особую веху в истории отечественного конституционализма. Он также утверждает, что все советские конституции представляют собой взаимосвязанный процесс советского конституционного строительства [9, с. 32]. Это означает, что четыре конституции советской эпохи составляют конституционное строительство советского периода.

Учитывая изложенное, представляется возможным заключить, что применительно к Российской Федерации конституционное строительство должно подразумевать ряд предшествующих конституций советского периода, а также действующую Конституцию РФ.

При этом, если конституционное строительство, как уже было определено выше, – это процесс построения конституционного строя, то позволителен ли вывод о том, что конституционное строительство может рассматриваться и как процесс построения государственного строя?

Государственный строй, по мнению В.В. Лазарева, – это совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства. Помимо этого, автором указывается, что государственный строй является общим понятием, объединяющим суть, содержание и форму государства [6, с. 29].

Юридическая энциклопедия определяет понятие «государственный строй» через отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статус личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в данном государстве).

Таким образом происходит отождествление понятий государственный строй и конституционный строй.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государственный строй симметрично проектирует: 1) отношения между государством, обществом и личностью; 2) методы осуществления народовластия и государственной власти; 3) форму правления государства; 4) форму государственного устройства; 5) экономическую, политическую и идеологическую основы государства; 6) роль права и закона в организации и деятельности государства [6, с. 28].Что касается понятия «конституционный строй», то оно обладает двумя сущностными характеристиками: 1) это способ организации государства – совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.); 2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями (где основную роль играет конституция), за рамки и пределы которых государство выходить не должно [4, с. 30].

Учитывая изложенное, следует, что конституционный строй – это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции [4, с. 29].

Выводы
Из выше рассмотренного можно сделать вывод, что понятия «конституционный строй» и «государственный строй» позволительно отождествлять. Вместе с тем различие может быть обусловлено определенными обстоятельствами, к примеру, наличием писанной конституции в каком-либо государстве и приданию ей высшего юридического значения либо ее отсутствием (в первом случае – это конституционный строй, а во втором – государственный строй). При этом приведенный пример не является уникальным.

Примечательно, что сравнение данных понятий напоминает компаративный анализ таких дефиниций как конституционное право и государственное право. Как объясняет М.В. Баглай, принципиальных отличий между выбором конституционного или государственного права нет, чаще всего это обусловлено традицией, устоявшейся в определенных государствах. Например, в США и во Франции используется термин «конституционное право», а в Германии тоже в демократическом правовом государстве – «государственное право» [1, с. 20].

Принимая во внимание изложенное, представляется возможным сделать вывод о том, что конституционное строительство вправе быть истолкованным как процесс построения конституционного или государственного строя. Признавая тождественность конституционного и государственного строя, следовало бы предположить возможность отождествления понятий государственного и конституционного строительства. Между тем, по нашему мнению, такое предположение было бы неверным, поскольку государственное строительство чаще всего определяется как процесс появления специализированных кадров, контроль над совместной территорией, лояльность и прочность политических институтов с централизованным и автономным положением, удерживающих монополию на насилие по отношению к населению данного государства [5, с. 1]. Конституционное строительство, как уже упоминалось ранее, выступает как способ организации государства, при котором государство подчиняется правам и свободам человека, регламентированным в определенных нормативно-правовых актах.

Будучи поставленным в зависимость от различных факторов (географических, социальных, политических и экономических), термин «конституционное строительство» справедливо определять через процесс проектирования основ конституционного строя на реальные фактические общественно-политические отношения. Помимо этого, конституционное строительство должно находиться в тесной взаимосвязи с основными принципами устройства государства, установленными в конституции, которые одновременно с их провозглашением должны являться непосредственно действующими в самом государстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 784 с.
2. Ваславский, Я. И. Конституционные условия для демократии. Сравнительный анализ : монография / Я. И. Ваславский ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. сравнит. политологии. – М. : МГИМО – Университет, 2008. – 192 с.
3. Государственный строй // Энциклопедия Юриста. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://eyu.sci-lib.com/article0000438.html. – Загл. с экрана.
4. Катков, Д. Б. Конституционное право России : учеб. пособие / отв. ред. академик РАЕН Ю. А. Веденеев ; Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго. – М. : Юриспруденция, 1999. – 288 с.
5. Конституционный строй // Академик. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_law/1044. – Загл. с экрана.
6. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
7. Робская, С. А. Государственное строительство как политический процесс (направления исследований) / С. А. Робская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регио- новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2012. – №2. – С. 223-228.
8. Румянцев, О. Г. Энциклопедия для юриста. / О. Г. Румянцев. – [Б.м.], 2005.
9. Смыкалин, А. С. Конституционное строительство России: Вехи истории / А. С. Смыкалин // Сайт Информационно-аналитического вестника Уральской академии государственной службы «Чиновник». – 2003. – № 6 (28). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1150105). – Загл. с экрана.
10. Чеджемов, С. Р. Конституционное строительство в конце XX века в СССР и РФ: к проблеме суверенитета / С. Р Чеджемов. – Владикавказ : Изд-во Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова, 2010. – С. 124-130.
11. Sunstein, C. Designing democracy: What constitutions do / C. Sunstein. – N.Y. : Oxford University Press, 2001. – 239 р.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 4

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 404

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code