К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО

О.И.Шарно, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет
С.А.Фролов, кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ООО «ОП “Уран-1″»

Введение: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования предоставления земельных участков, анализируется порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам, отмена градации целей предоставления земельных участков (для строительства и без такового). С этой целью автор анализирует единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования. Применены в совокупности методы научного познания, среди которых основные – методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: автором проанализирован единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования. Правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства разделены на две группы: по образованию земельного участка из публичных земель и по передаче земельного участка заинтересованному лицу в соответствии с одной из установленных земельным законодательством процедур. Выводы: автор приходит к выводу о преждевременности полноценной оценки земельной реформы в части предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам.

Ключевые слова: земельные участки, строительство, градостроительная деятельность, земли государственной и муниципальной собственности, земельная реформа.

 

Введение
С 1 марта 2015 г. изменилось правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности для целей строительства. Нововведения внедряются в России поэтапно, в отношении регулирования предоставления земельных участков для строительства, предпринятого до 1 марта 2015 г., установлен «переходный период» [12], в течение которого в ряде случаев остались применимы нормы ЗК РФ [7]. Данные обстоятельства обусловили актуальность настоящей статьи.

Основное содержание

Под предоставлением земельных участков для строительства понимаются «общественные отношения, урегулированные нормами земельного права и законодательства о градостроительной деятельности, которые возникают, существуют и прекращаются в связи с образованием земельного участка (в том числе искусственного), последующей его передачей органами государственной власти и местного самоуправления участникам земельных отношений в целях создания на нем зданий, строений и сооружений» [4, с. 13].

С 23 июня 2014 г. вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Нововведения призваны сделать прозрачным процесс приобретения участков в аренду и в собственность. Ранее ЗК РФ предусматривал несколько различных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели предоставления: для строительства (ст. 30, 30.1, 30.2, 31 ЗК РФ) и для иных целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ). С 1 марта 2015 г. утвержден единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования (формулировки целей предоставления «для строительства» и «не связанных со строительством» исключены) [2], то есть объединены предусмотренные ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового с процедурой предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством [21].

Достижение единого порядка предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель вне зависимости от цели их предоставления в доктрине земельного права не оценивается однозначно. Д.С. Железнов отмечает, что в результате изменений «целевые» статьи из ЗК РФ практически полностью исключены [4]. Е.А. Прокошева выделяет [11]: отмену градации целей предоставления земельных участков (на цели, связанные со строительством, и не связанные с таковым), за исключением ряда случаев [7], свидетельствующих, что способ предоставления участка все-таки зависит от целей его использования, поскольку не учитывать конкурентную среду, в которой осуществляется строительство, выступающее как вид предпринимательской деятельности, нерационально; отмену процедур административного санкционирования, связанных с согласованиями и утверждением акта выбора земельного участка [7; 8]. Анализ принятых на региональном уровне нормативных актов [5; 6] позволяет сделать вывод о том, что установленные в них критерии и механизм их определения различны, как отличаются и особенности предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) [3].

Действующим земельным законодательством урегулировано выделение следующих процедур предоставления земельных участков [2]: на аукционе (без предварительного согласования) (п. 2 ст. 39.1, п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ, искл. ст. 39.18 ЗК РФ); без аукциона (с предварительным согласованием) (пп. 1 п. 1 ст. 30, пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ); без аукциона и без предварительного согласования (п. 2 ст. 39.3, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.9, п. 2 ст. 39.10); на аукционе (с предварительным согласованием) (ст. 39.18 ЗК РФ).

Следовательно, правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства включают в себя две группы отношений: по образованию земельного участка из публичных земель (земельного участка), по его передаче заинтересованному лицу в соответствии с одной из установленных земельным законодательством процедур.

Земельные участки для целей строительства предоставляются на территории Волгограда и Волгоградской области в соответствии с утвержденными административными регламентами [9; 10], при этом информирование населения о предоставляемых земельных участках для строительства производится до предоставления земельного участка под строительство [1].

Информация о продаже земельных участков и заключении договоров аренды земельных участков размещается в источниках информирования в соответствии с требованиями ст. 39.11-39.13 и 39.18 ЗК РФ. Относительно предоставления земельных участков в Волгоградской области для строительства определены случаи и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность граждан бесплатно (до 1 января 2019 года).

Правообразующим юридическим составом, влекущим возникновение правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства, является подготовка и утверждение уполномоченным органом власти схемы расположения земельного участка, либо подготовка и утверждение проекта межевания [2]. Юридическим фактом, влекущим прекращение рассматриваемых правоотношений, является вынесение органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ), либо заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования (пп. 2-4 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

При этом в случае необходимости проведения государственной регистрации перехода права или сделки (например, договора купли-продажи земельного участка или договора аренды, заключенного сроком более одного года), прекращение таких правоотношений будет связано с юридическим составом.

Заключение
Законодатель с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков, градостроительного регулирования предпринял попытку унифицировать и минимизировать процедуры предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вовлечение достаточно большого количества участков в гражданский оборот путем упрощения процедур предоставления земельных участков характеризуется органами государственной власти и местного самоуправления положительно, как получение дополнительного дохода. Однако формулировать оценку правореализационным и правоприменительным реалиям земельной реформы в рассматриваемой области, на наш взгляд, пока преждевременно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев, Э. Х. Правовые механизмы обеспечения прав граждан при предоставлении земель для строительства объектов недвижимости / Э. Х. Васильев // Современное право. – 2014. – № 1. – С. 70-74.
2. Железнов, Д. С. Новеллы правового регулирования предоставления земельных участков для строительства в свете ключевых положений ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ / Д. С. Железнов // Аграрное и земельное право. – № 11 (119). – 2014. – С. 43-51.
3. Железнов, Д. С. Особенности предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе / Д. С. Железнов // Аграрное и земельное право. – 2015. – N° 1. – С. 24-31.
4. Железнов, Д. С. Правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства: понятие, структура, элементы / Д. С. Железнов // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 5 (125). – С. 12-16.
5. Закон Белгородской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально- бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» от 3 апреля 2015 г. № 345 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru/. – Загл. с экрана.
6. Закон Волгоградской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально- бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» от 30 июня 2015 г. N° 85-ОД // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. – Загл. с экрана.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // Российская газета. – 2001. – 30 октября (№ 2823).
8. Орешкина, О. В. Правовое обеспечение предоставления и изъятия земель : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Орешкина Ольга Викторовна. – Саратов, 2004. – 24 с.
9. Постановление Администрации Волгограда «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги “Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, в собственность за плату без проведения торгов”» от 22 июня 2015 г. № 862 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?start_search&fattrib=1. – Загл. с экрана.
10. Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области «Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги “Предоставление земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов”» от 15 июля 2015 г. № 17-н // Информационный портал Волгоградской области. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://volgograd.regnews.org/ doc/vq/hf.htm. – Загл с экрана.
11. Прокошева, Е. А. Особенности и некоторые проблемы административного санкционирования при предоставлении земельных участков для строительства в условиях земельной реформы / Е. А. Прокошева // Юридический мир. – М. : Юрист, 2016. – №7- С. 49-52.
12. Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014.- №26 – Ст. 3377.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 4

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 158

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code