Правотворчество и правотворческая политика Республики Казахстан: постановка проблемы

Л.Т.Назаркулова, кандидат юридических наук, доцент Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова

Аннотация: статья посвящена исследованию правового регулирования правотворчества в Казахстане, выявлению основных проблем в сфере действующего права и обоснованию необходимости выработки правотворческой политики Республики. Проанализированы основные нормативные правовые акты, направленные на развитие правотворческого процесса в Казахстане. Рассмотрены такие проблемы правотворчества и действующего права Казахстана как недостаточно эффективное планирование и прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов, влекущее внесение изменений, дополнений либо отмену этих актов сразу после их принятия, а также неоправданная поспешность подготовки проектов некоторых важнейших правовых решений (в том числе и кодифицированных актов), что приводит к недостаточной согласованности, системности правовых норм между собой.

Ключевые слова: правотворчество, правовая политика, правотворческая политика, нормативный правовой акт, действующее право.

 

Одним из важнейших направлений совершенствования правовой системы Республики Казахстан является развитие правотворчества и его правовое обеспечение. Определение для Казахстана амбициозной пели — вхождения к 2050 г. в число 30 самых развитых государств мира, а также вхождения в иные передовые рейтинги — предъявляет высокие требования к национальной правовой системе. Эта задача также актуализируется заинтересованностью страны в привлечении инвестиций, внедрении новых технологий: как известно, конкурентоспособная правовая система привлекает под свою юрисдикцию больше инвестиций, способствует реализации смелых и передовых идей. Поэтому сегодня в Республике ставится задача создания такой правовой системы, которая была бы способна на равных конкурировать в вопросах удобства применения и надежности защиты прав с правовыми системами других развитых стран мира 11 ].

Одной из острых проблем действующего права Республики Казахстан (далее — РК) является недостаточно эффективное планирование и прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов, влекущее внесение изменений, дополнений либо отмену этих актов сразу после их принятия, а также неоправданная поспешность подготовки проектов некоторых важнейших правовых решений (в том числе и кодифицированных актов). Прежде всего, это касается конституционного законодательства, и в первую очередь — Конституции РК, которая должна быть основой незыблемости конституционного строя. Однако за 25 лет независимого развития было принято две Конституции, и в действующий Основной закон было внесено значительно количество поправок тремя законами. Это касается также таких важнейших правовых актов, как Уголовный кодекс (УК РК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Налоговый кодекс, процессуальные кодексы. К примеру, УК РК был принят 1б июля 1997 г., затем, 3 июля 2014 г. принимается новый УК РК, в который в скором времени также активно стали вноситься изменения и дополнения. КоАП был принят 30 января 2001 г., 5 июля 2014 г. принимается новый Кодекс, в который буквально через несколько месяцев (7 ноября 2014 г.) и далее неоднократно (2 августа 2015 г., 29 марта 2016 г. и т. д.) были внесены изменения и дополнения. Ныне готовится целый блок поправок в КоАП. Налоговый кодекс был принят 12 июня 2001 г., и 10 декабря 2008 г. принимается новый, в который также внесено огромное количество поправок. В скором времени планируется внесение новых кардинальных поправок в НК РК.

Похожая ситуация и с иными кодексами, не говоря уже о законах и подзаконных актах РК. Это свидетельствует о бессистемности и хаотичности их разработки, недостаточной юридической и содержательной проработке проектов с точки зрения прогнозирования последствий, учета динамики и потребностей развития общества в перспективе, принятии их без соответствующих экономических, финансовых, экологических обоснований, без общественного обсуждения и анализа прогнозов их эффективности. Все это приводит к недостаточной согласованности правовых норм между собой. Несмотря на наличие коллизионных норм, механизм профилактики таких противоречий сформирован пока еще недостаточно.

Долгосрочные последствия такой практики выражаются в снижении престижа закона, идеи его общеобязательности, развитии в обществе нигилистического отношения к праву и государству. Это также является препятствием для планирования бизнеса хозяйствующими субъектами, вызывает недоверие к правовой системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных.
Значительную угрозу единству правового пространства Казахстана представляют противоречия правовых актов нормам Конституции РК. Ярким примером тому выступает Конституционный закон РК «О Международном финансовом центре “Астана”» от 7 декабря 2015 г. (далее — Закон), а также ряда подзаконных актов, принятых в его исполнение. Согласно ст. 4 данного закона «действующее право Центра основывается на Конституции О Республики Казахстан и состоит из: 1) настоящего Конституционного закона; 2) не противоречащих настоящему Конституционному закону актов В Центра, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах о права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров (курсив наш. — Л.Н.), принимаемых органами Центра в пределах В предоставленных настоящим Конституционным законом полномочий». Далее устанавливается, что «порядок разработки, регистрации, введения в действие, опубликования, внесения изменений, дополнений, а также прекращения действия актов Центра определяется постановлениями Совета а по управлению Центром».

Данные нормы входят в прямое противоречие с Конституцией РК. Это связано со следующим. Во-первых, указанным Конституционным законом на территории Международного финансового центра «Астана», который является частью территории РК (более того, «сердцем» страны), легализуются принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса и (или) стандарты ведущих мировых финансовых центров, путем принятия актов Центра его органами. Кроме того, порядок их разработки, регистрации, введения в действие, опубликования, внесения изменений, дополнений, а также прекращения действия предполагается иной, чем это предусмотрено для других правовых актов. Тем самым актам Центра придается сила самостоятельного элемента действующего права РК.

Однако в ст. 4 Конституции РК четко установлено, что все нормативные правовые акты должны быть основаны на Конституции РК, ее принципах.

Кроме того, согласно ст. 4 Конституции РК, где перечисляются элементы действующего права, акты Центра не рассматриваются как самостоятельный элемент действующего права РК. Не ясно и их место в иерархии правовых актов РК, что может вызвать трудности при коллизиях между актами Центра и действующим правом РК, которые непременно будут возникать ввиду принадлежности правовых систем РК, Англии и Уэльса к разным правовым семьям. Имеют место и иные явные и грубые противоречия норм указанного О Закона Конституции РК.

Возможно в последующем, учитывая обоснованность, необходимость принятия данного Закона, для его легализации потребуется внести соответствующие изменения в Конституцию РК. Однако, не подвергая анализу вопрос обоснованности принятия данного Закона, отмстим, что уже сам факт его принятия (вразрез с конституционными нормами), создание «антиправового» прецендента, когда сначала принимается закон, а потом под него меняется Конституция, порождает недоверие как к Конституции РК, так и к данному Закону и, более того, ко всей правовой системе.

Указанные и иные проблемы ставят на повестку дня вопрос о необходимости системного подхода к совершенствованию правотворчества, а именно — разработки и утверждения правотворческой политики РК. На сегодня в РК разработана и действует Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858). Однако, как справедливо отмечают известные российский правоведы, правотворческая политика есть особая разновидность правовой политики. Так, «правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосудраственных структур, направленная на создание необходимых условий для выработки и реализации стратегии и тактики правового развития общества» 12, с. 5. При этом правотворческая политика определяется как «особая разновидность правовой политики, выражающейся в научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных структур и субъектов гражданского общества, направленной на формирование и реализацию стратегии и тактики правотворчества в целях повышения его эффективности и, как следствие, создания непротиворечивой и целостной системы права» |2, с. 5|. Поэтому наряду с правовой политикой РК, определяющей общие ориентиры правового развития общества, важно путем привлечения ведущих правоведов, общественных деятелей, различных субъектов правотворчества, институтов гражданского общества, а также путем изучения передового зарубежного опыта разработать и утвердить правотворческую политику РК, исходя из согласования объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном этапе.

Список литературы:

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года : утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858). URL: http://online.zakon.kz/Document/.
2. Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект). — М., 2011. URL: См.: http://igpran.ru/niials/.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ.№ 4 2016

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 238

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code