Статья 472. Срок годности товара

Комментарий к статье 472 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Дореволюционное гражданское право России помимо известных теоретических делений вещей как объектов гражданских прав — на движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляемые, главные и принадлежности и т.п. — знало и деление вещей на «тленные и нетленные», относительно сохранные при нормальных обстоятельствах и подверженные порче <1>.

———————————

<1> См., например: Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3 т. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 33 — 34; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995. С. 109 — 110.

 

Само наличие срока годности — признание «тленности» товара и фактически — информирование покупателей об этом его свойстве.

2. Срок годности — это срок, истечение которого «погашает» любые требования к качеству. После истечения срока годности наличие в товаре недостатков, делающих невозможным его использование по назначению, — признаваемое законом правило, а не нарушение каких-либо обязательств (п. 4 ст. 477 Гражданского кодекса).

С другой стороны, налицо неопровержимая юридическая фикция непригодности, даже не презумпция — фикция, которая не имеет отношения к реальному положению вещей и не интересуется им. Товар может стать негодным значительно раньше; может и оставаться качественным гораздо дольше, но по истечении установленного срока он «считается» непригодным для использования без каких-либо оговорок, исключений или уточнений; передача товара покупателю за пределами срока годности ни при каких условиях не может быть признана надлежащим исполнением обязательства, предусмотренного п. 1 ст. 470 Гражданского кодекса РФ.

3. В то же время до истечения установленного срока годности передача товара в большинстве случаев окажется надлежащим исполнением, поскольку «расчет», предусмотренный п. 2 комментируемой статьи, осуществляет продавец, а не покупатель. Если он докажет, что исходя из имеющейся у него информации (которую он, кстати, иметь не обязан) товар мог быть использован покупателем, расчеты самого покупателя не имеют юридического смысла.

Как известно, при заключении договора купли-продажи продавец может быть «поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара» (п. 2 ст. 469 Гражданского кодекса), т.е. получить (или не получить) от покупателя информацию о том, каким образом последний предполагает использовать купленный товар. Однако ни о необходимости, ни даже о желательности уведомления продавца о том, когда именно, в течение какого срока покупатель намерен использовать товар по назначению, Кодекс не упоминает. Такое уведомление, разумеется, является возможным; однако в п. 2 комментируемой статьи идет речь не о том, что продавец может или должен знать, а о том, на что он вправе «рассчитывать» в отсутствие информации. И если сам такой расчет окажется разумным и обоснованным, продавец не должен нести ни ответственности за несоответствие действительности его результатов, ни даже риска такого несоответствия.

4. Гражданский кодекс РФ не уточняет, на ком лежит обязанность определять срок годности. Это может быть продавец, производитель, контрольно-надзорный орган исполнительной власти, организация саморегулирования. Закон или предусмотренный им порядок должны определить ответственного субъекта в каждом конкретном случае.

Так, например, при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации устанавливать сроки годности обязаны не продавцы и даже не производители, а именно разработчики таких продуктов, изделий или процессов (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

5. Срок годности, как и гарантийный, заменяет собой «разумный срок», предусмотренный п. 1 ст. 470 Кодекса для общего случая.

Суды часто применяют к недостаткам, возникшим в пределах срока годности, норму п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ, говорящую о гарантийном сроке, по аналогии. Эта норма и предусматривает основания ответственности, и устанавливает доказательственную презумпцию. Однако для срока годности в числе факторов «непреодолимой силы» должна учитываться и «тленность» вещи.

6. Помимо гарантийного срока и срока годности федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты предусматривают или допускают установление на различные группы товаров и других сроков: службы, хранения и реализации.

Обязанность изготовителя устанавливать на отдельные виды товаров <1> длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, срок службы предусмотрена п. 2 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей». Исходя из логики Закона срок службы является не чем иным, как сроком годности, нуждающейся в «поддержании» в процессе его течения. Законодатель счел, что определенные группы товаров являются «тленными» и способны приходить в негодность в процессе эксплуатации. Причем приходить в негодность именно в связи с такой эксплуатацией; не случайно срок службы товара может исчисляться не только единицами времени, но и «иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара») (п. 3 ст. 5 Закона). Для таких товаров возможность их использования по назначению может быть восстановлена. На изготовителя данным Законом возлагается обязанность обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы путем обеспечения ремонта и технического обслуживания, а также выпуска в необходимых объеме и ассортименте запасных частей (ст. 6 Закона). Если для товара, включенного в вышеназванный Перечень, срок службы изготовителем не установлен, он принимается равным 10 годам.

———————————

<1> Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720.

 

Представляется, что для целей применения положений ГК РФ срок службы должен признаваться разновидностью срока годности со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

7. Поскольку товар должен быть передан покупателю «с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности» (п. 2 комментируемой статьи), понятие «срок реализации» имплицитно уже заложено в понятие «срок годности». В подавляющем большинстве случаев ограничение срока реализации товара связано не с его качеством, а со сроком действия документов о соответствии, поскольку в отсутствие таких документов продукция в общем случае запрещена к нахождению в обороте и срок реализации может в некоторых случаях устанавливать исключения из этого общего правила. Так, например, табачная продукция допускается к реализации в течение одного года со дня истечения срока действия декларации о соответствии (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»).

Единственным видом товара, для которого вне зависимости от фактического соответствия или его документального подтверждения нормативно установлен «срок реализации», являются семена растений (ст. 31 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве»; п. 7.1 Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного Приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707).

Срок хранения, когда он установлен, фактически выступает полным аналогом срока реализации (см., например, п. 12 ст. 23 Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» и др.). То же самое можно сказать и о «конечном сроке использования» (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и др.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code