Статья 467. Ассортимент товаров

Комментарий к статье 467 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Ассортимент – это отличие в одном или нескольких признаках при сохранении тождества во всех прочих. Это наличие разнообразия в одном товаре, а не в нескольких товарах.

Различные ассортиментные группы товара сами по себе совершенно независимы, каждая из них может быть использована потребителем по прямому назначению данного товара вне какой-либо связи со всеми другими ассортиментными группами. Так, “аналогичный, но иной” товар Гражданского кодекса РФ упоминает в разделе о договорах поставки (п. 2 ст. 504).

2. Поскольку речь идет не только о различии товаров “по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам” самом по себе, но и об “определенном соотношении” таких товаров, совершенно очевидно, что условие об ассортименте, как это и следует из определения предмета договора купли-продажи (ст. 455 Гражданского кодекса), должно предусматривать и количество каждого вида товара. Таким образом, наименование и количество товара в ассортименте должны быть определены договором (или поддаваться определению) по каждой товарной позиции.

Однако для купли-продажи товаров в ассортименте ГК РФ делает важное исключение. Если определено общее наименование всей группы товаров и их общее количество (в противном случае не было бы согласовано условие о товаре (п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса) и договор не был бы заключен вовсе), то и точное наименование каждой товарной позиции, и количественное соотношение разных видов товара могут быть доопределены продавцом на основании дополнительной информации, в ряде случаев – фактически в одностороннем порядке.

3. Спор об ассортименте (о различии в одном или нескольких признаках товара) между сторонами договора купли-продажи может возникнуть только в том случае, если спор о наименовании товара (т.е. в числе прочего о совокупности этих признаков и об их допустимом диапазоне) или уже разрешен, или не возникал вовсе. Поэтому, если “из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте”, неопределенность признаков, наличие изменчивости в которых включено Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 467) в понятие ассортимента (виды, модели, размеры, цвета), не может использоваться как основание для оспаривания факта достижения сторонами согласия о наименовании товара.

Однако, поскольку перечень таких признаков в п. 1 комментируемой статьи включает и “иные признаки”, т.е. является открытым, отнесение спора, касающегося таких “иных признаков”, прямо не упомянутых комментируемой статьей, к той или иной области (спор о наименовании и количестве (п. 3 ст. 455) или же спор об ассортименте (п. 1 ст. 467)) в каждом конкретном случае фактически оставлено Кодексом на усмотрение суда.

4. Из “существа обязательства” (п. 2 ст. 467 Гражданского кодекса) должны вытекать не только сама необходимость передачи покупателю набора “разных” товаров, но также и то их “определенное соотношение”, которое включено законом (п. 1) в само понятие ассортимента. В противном случае продавец вправе руководствоваться собственными представлениями о потребностях покупателя не только в качественной (в части различия по тем или иным признакам), но и в количественной сфере.

Чаще всего продавец исходит из сложившейся деловой практики – истории взаимоотношений с данным конкретным контрагентом или с группой подобных контрагентов. И если условие об ассортименте не было согласовано сторонами в явном виде, то уже покупатель должен будет обосновать не только то обстоятельство, что в данном случае его потребности были другими, но и тот факт, что продавцу было об этом известно, иначе он обязан будет принять и оплатить товар.

Ассортимент, предусмотренный п. 2 ст. 467 Гражданского кодекса РФ, определен не договором, а непосредственно законом (точнее, продавцом на основании закона). Продавец в данном случае реализует (или не реализует) свое законное право. В случае возникновения спора ему необходимо лишь обосновать сам факт наличия у него информации о “потребностях покупателя”, а не степень соответствия этой информации действительности. Поэтому покупатель не вправе возбуждать спор по п. 1 ст. 468 Гражданского кодекса РФ: “условие об ассортименте” не могло быть нарушено, коль скоро оно вообще отсутствовало, по крайней мере не было сформулировано сторонами в явном виде. Таким образом, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора наступить не может. А соответствующий риск последствий “недоопределения” условия договора купли-продажи о товаре несет покупатель.

5. В отличие от качества товара (ст. 469 Гражданского кодекса) простой факт “постановки продавца в известность”, не акцептованный явным образом, т.е. не ставший договорным условием, сам по себе не порождает обязанности продавца непременно передать товары в ассортименте.

6. Правовая норма п. 2 ст. 467 Гражданского кодекса РФ предоставляет право выбора продавцу. Он вправе отказать покупателю в том случае, если последний не доведет до продавца свои потребности. Но даже если и доведет, но договором это непосредственно предусмотрено не будет, то продавец может по своему выбору или учесть такую просьбу покупателя, или отказаться от договора. Даже если у продавца есть необходимая информация, в отсутствие договорного условия Кодекс не возлагает на него безусловной обязанности непременно передать товар в ассортименте, соответствующем “известным ему потребностям” контрагента.

7. В общем случае продавец вправе передать товар в ассортименте исходя из своих представлений о потребностях покупателя, но не обязан этого делать. И в случае его отказа договор купли-продажи действительно будет считаться незаключенным, поскольку условие о товаре не определено и не поддается определению – по крайней мере, по мнению продавца, которому ГК РФ предоставил право в одностороннем порядке руководствоваться этим мнением.

8. В действующем законодательстве термин “ассортимент” употребляется и в другом смысле. Так, Правилами продажи отдельных видов товаров упоминается, например, “ассортимент предлагаемых к продаже товаров”, определяемый продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности (п. 4), или “минимальный ассортимент”, в котором продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (п. 74).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code