Конституция России и реформа государственного управления

В.А.Винокуров, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: статья посвящена осмыслению некоторых итогов проводимой в Российской Федерации с 2004 г. административной реформы в части системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Толчком к проведенному исследованию послужила статья, опубликованная в газете «Ведомости», в которой комментируется письмо Председателя Правительства РФ с предложением главе государства создать комиссию по совершенствованию системы государственного управления. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти современного периода; предлагаются к дискуссии некоторые суждения, гарантирующие соблюдение интересов государства и общества в с вопросах государственного управления в стране.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина; административная реформа; государственное управление; федеральные органы исполнительной власти; федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство; государственная штатная комиссия.

 

Взяться за исследование некоторых вопросов, касающихся неудовлетворительного государственного управления в стране, заставила статья, опубликованная 22 апреля 2016 г. в газете «Ведомости» под «кричащим» заголовком «Владимир Путин согласен на комиссию» [1].
С принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации и построением в связи с этим Российского государства на новых принципах, полномочия по решению вопросов системы и структуры органов исполнительной власти в конечном итоге были переданы главе государства — Президенту Российской Федерации [2].

За период с 1992 по 2004 гг. система федеральных органов исполнитель – ной власти менялась четыре раза, а их структура (перечень) за период с 1992 по 2012 г. в целом, не считая внесения отдельных изменений, — тринадцать раз. Действующая в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти со дня ее утверждения в 2012 г. [3] менялась уже 17 (!) раз.

В результате в настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [4] систему федеральных органов исполнительной власти составляют: 1) федеральные министерства, призванные вырабатывать государственную политику в установленной сфере деятельности и осуществлять в этой сфере нормативно-правовое регулирование; 2) федеральные службы, образуемые для осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности; 3) федеральные агентства, которые должны в указанной сфере деятельности оказывать государственные услуги, ¦§
управлять государственным имуществом и осуществлять правоприменительные функции, кроме функций по контролю и надзору, т. е. издавать индивидуальные правовые акты, вести реестры, регистры и кадастры. Что касается структуры (перечня) федеральных органов исполнительной власти, то, с учетом изменений от 5 апреля 2016 г., в нее входят: 21 федеральное министерство, 29 федеральных служб и 23 федеральных агентства, т. е. всего 73 федеральных органа исполнительной власти .

Следует отметить, что все изменения в системе и структуре государственного управления, начавшиеся в 2004 г. и с определенной периодичностью осуществляющиеся до настоящего времени, были обусловлены административной реформой, которую предполагалось провести в 2003—2004 гг. Однако административная реформа продолжается и, на наш взгляд, будет продолжаться все время существования государства; завершить административную реформу невозможно, поскольку дальнейшее развитие общества, государства, его институтов будет ставить все новые и новые задачи, решая которые придется модифицировать и совершенствовать систему федеральных органов исполнительной власти. Незавершенность административной реформы регулярно отмечается российскими учеными, но при этом выражается надежда на то, что эта реформа будет осуществляться и дальше [5-7]. На наш взгляд, следует согласиться с мнением А.В. Клименко о том, «что оптимизация государственных функций должна быть не разовой, а постоянной задачей исполнительной власти»[8].

Однако если исходить из того, что административная реформа — процесс постоянный, то о промежуточных результатах следует, вероятно, судить по итогам определенных ее этапов. Так, по итогам этапа, начавшегося в 2004 г., т. е. по прошествии почти 12 лет после начала работы федеральных органов исполнительной власти в новом качестве, председатель правительства Дмитрий Медведев делает вывод о том, что «система государственного управления во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации и работает по инерции» [9]. Но в этом ли причина, что существующая система не справляется с поставленными задачами? Ведь, если обратиться к советскому опыту, на который до сих пор пеняют, то с задачами, поставленными Коммунистической партией Советского Союза, система справлялась, да еще в меньшем по числу органов количестве.

Посмотрим, каким количеством министерств справляются с вопросами  государственного управления развитые страны мира. Так, во Французской Республике насчитывается 20 министерств, в США — 15, в Федеративной Республике Германии — 14, а в Итальянской Республике — всего 13. Разумеется, механически переносить западный опыт на российскую землю занятие неблагодарное, поскольку практически ничего из того, что позаимствовано и не адаптировано, не произвело ожидаемого эффекта. Однако с стоит задуматься о том, что гораздо меньшим числом органов исполнительной власти эти государства достигают гораздо больших результатов. Поскольку действующая в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти не отвечает тем требованиям, которые были заложены в Конституции РФ, попробуем предложить вариант ее реформирования.

В первую очередь, следует «распрощаться» с федеральными министерствами, являющимися, по сути, территориальными органами Правительства РФ: Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа. С одной стороны, на указанных территориях существуют территориальные органы большинства федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, глава государства наделил высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и не столько за исполнением другими органами государственного управления своих функций, сколько за исполнением законов, постановлений, правил, стандартов и других нормативных актов, существующих для того, чтобы права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации не нарушались1.

Определенной гарантией сохранения федеральных органов исполнительной власти в рабочем состоянии должна послужить государственная организационно-штатная комиссия, призванная рассматривать все вопросы, связанные со штатами этих органов, их увеличением (при появлении или передаче новых функций) или сокращением (при передаче имеющихся функций другим органам, сокращении объема или ликвидации функций, которые должно регулировать государство в лице соответствующих органов).

По нашему мнению, организационно-штатную комиссию следует образовывать при Председателе Правительства РФ, под непосредственным руководством которого она должна работать.

Основными задачами указанной комиссии должны стать разработка предложений по усовершенствованию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, определение их оптимальной численности, включая численность федеральных государственных служащих различных групп и категорий, не допуская не- о оправданного увеличения как количества федеральных органов исполнительной власти, так и их штатов.

В результате реализации предложенных мер, на наш взгляд, в большей степени будет соблюдаться баланс интересов многонационального народа и некоторой его части, осуществляющей государственную власть от имени а Российской Федерации.

Безусловно, данная статья носит дискуссионный характер. Однако всякий научный спор, выявляющий причины, снижающие работоспособность федеральных органов исполнительной власти, формулирующий конкретные предложения по улучшению их системы и структуры, будет способствовать дальнейшему развитию нашего государства как демократического и правового, в котором высшей ценностью является человек, его права и свободы.

Список литературы:

1. Стеркина, Ф. Владимир Путин согласен на комиссию / Ф. Стеркина, Е. Мереминская, А. Прокопенко // Ведомости. — 2016. — 22 апр.
2. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон РФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 51, ст. 5712.
3. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 19, ст. 2338.
4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 11, ст. 945.
5. Вишняков, В.Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции // Законодательство и экономика. — 2011. — № 7. — С. 5—17.
6. Губарева, Т.И. Административная реформа в России: проблемы и промежуточные итоги // Административное право и процесс. — 2012. — № 10. — С. 29—32;
7. Петров, М.П. Опыт эволюции публичного управления в России и актуальные задачи административной реформы на современном этапе // История государства и права. — 2010. — № 8. — С. 34-39.
8. Клименко, А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы [Электронный ресурс] // Чиновникъ. — 2005. — № 5. — URL: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2005/05/12 (дата обращения: 25.04.2016).
9. URL: http://forum-msk.org/material/news/11702778.html (дата обращения: 10.10.2016).
10. Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 27, ст. 2730.
11. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2000. — № 20, ст. 2112.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ.№ 4 – 2016

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 146

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code