ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФЕРМЕРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР: ПРАВОВЫЕ КАЗУСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

А.О.Иншакова, доктор юридических наук, профессор, М.С.Ускова

Введение: в нашей стране в настоящее время действует правовой режим государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере аграрного страхования. Однако следует констатировать, что разработанный законодателем механизм правовой реализации указанной государственной гарантии в процессе своего правоприменения порождает юридические казусы. Каковы же варианты их разрешения? Как улучшить традиционную модель агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой? Каким образом стабилизировать и укрепить правовое положение фермера как стороны договора страхования? Читайте об этом в представленной статье. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: выработаны пути разрешения некоторых правовых казусов, возникающих в процессе правоприменения норм права в сфере страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, что создает правовую определенность и совершенствует данный институт страхового права России с целью стабилизации правового положения аграриев. Выводы: в результате теоретико-правового анализа и исследования правоприменительной практики в данной области научного познания выявлено, что имеющиеся пробелы действующего законодательства России в рассматриваемой сфере ослабляют положение фермеров как стороны договора страхования урожая сельскохозяйственных культур. Предложенные авторами пути разрешения выявленных проблем позволяют стабилизировать и укрепить положение аграриев в данных страховых правоотношениях и соответственно расширить сегмент страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

Ключевые слова: договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, государственная поддержка, имущественное страхование, сельскохозяйственный производитель, страховые правоотношения.

 

Введение
На глобальном рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, стабильно функционируют эффективные механизмы государственно-частного партнерства в сфере агрострахования с государственной поддержкой (США, Китай, некоторые страны Европы, Южной Америки). Напомним, что термин «государственно-частное партнерство» в России появился недавно, но сразу занял нишу, востребованную в научных и деловых кругах, а также нормативных актах (например, Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муници- пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ [4]). В науке термин «государственно-частное партнерство» рассматривается как объединение компетенций государства и частного бизнеса с целью возведения их в новое качество взаимовыгодных отношений на основе распределения рисков (функций и обязательств) участников для решения приоритетных национальных задач [6].

После принятия в 2011 г. Федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» сельхозстрахование с государственной поддержкой становится наиболее популярным. Это обусловлено тем, что данный нормативный акт позволил существенно уменьшить финансовую нагрузку аграриев, которые в соответствии с этим законом оплачивают только 50 % от страховой премии при заключении договора страхования, остальные 50 % оплачивает государство [5].

На эти цели заложено выделение средств из федерального и регионального бюджетов. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717, определено, что объем субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в 2013-2020 гг. в области растениеводства составит 45,97 млрд рублей [2].

Однако в нашей стране принятые на государственном уровне законоположения о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования на деле работают не настолько результативно, как предполагалось при их создании. Причиной тому являются коллизии и пробелы, имеющиеся в гражданско-правовом регулировании данного института, не позволяющие сельскохозяйственным производителям в полной мере стабильно и уверенно страховать риски, связанные с полной или частичной утратой урожая сельскохозяйственных культур [1].

К числу данных проблем относится, в частности, ряд не конкретизированных в действующем законодательстве оснований для отказа фермеру в государственной поддержке при страховании им урожая сельскохозяйственных культур. На практике это создает многочисленные проблемы для сельскохозяйственных производителей, столкнувшихся с проблемой отказа в выплате государственных субсидий по таким договорам.

Случаи отказа сельскохозяйственным производителям в государственной поддержке: пути разрешения проблем

Итак, рассмотрим некоторые из существующих проблем государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур.

В силу подп. 9 ст. 2 Федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» обязательным условием предоставления страхователю государственной субсидии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур является то, что страховщик обязательно должен являться членом объединения страховщиков [5].

Однако на какой момент страховщик должен соответствовать данному критерию, закон не регламентирует. Данная ситуация на практике позволяет органам государственной власти принимать решения об отказе сельхозпроизводителям в выплате государственной субсидии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Эта правовая коллизия на практике является существенным препятствием для фермера и минимизирует возможность заключения им в будущем аналогичного договора.
Так, общество с ограниченной ответственностью «Мильман-Агро» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству сельского хозяйства Красноярского края о признании незаконным решения министерства, оформленного уведомлением № 16-27/3188 от 5 августа 2014 г. «Об отказе в предоставлении государственной поддержки», о предоставлении обществу субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемому с государственной поддержкой № СХ/К24-033/14 от 5 июня 2014 г., и об обязании министерства принять решение о предоставлении соответствующей субсидии в размере 8 983 419 рублей 05 копеек. При этом заявитель исходил из того, что указанные министерством основания к отказу (на момент заключения договора страхования компания не являлась членом объединения страховщиков) не соответствовали фактическим обстоятельствам. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г., в удовлетворении заявления отказано. И суд первой инстанции, и суд апелляционной инстанции, указывая на законность действий министерства, ссылаются на отсутствие у страховой компании на момент заключения сторонами договора страхования статуса члена объединения страховщиков. Отменяя состоявшиеся по данному делу судебные акты нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции отметил, что указанный вывод судов является неправомерным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; применительно к договору страхования момент заключения и вступления в силу связан с моментом уплаты страховой премии или первого взноса, если иное не предусмотрено сторонами договора (ст. 957 ГК РФ). Поскольку на момент заключения договора страхования урожая сельскохозяйственных культур (уплаты страховой премии) страховщик являлся членом объединения страховщиков, то в выплате субсидии было отказано незаконно (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2015 г. по делу № А33- 17445/2014) [3].

Рассмотренный случай, думается, наглядно свидетельствует о наличии правовой коллизии. Поэтому для решения данной проблемы, полагаем, обоснованным будет внесение соответствующих изменений в действующее гражданское законодательство, в том числе в Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”».

Выводы
Итак, рассмотренные в настоящей статье проблемы, имеющиеся в гражданско-правовом регулировании института страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, к сожалению, не являются исчерпывающими. В настоящем научном труде мы постарались разработать наиболее приемлемые пути решения для некоторых из них.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Выполнено в рамках гранта РФФИ (проект № 17-03-00136 «Модернизация правового регулирования страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой». Руководитель проекта: Иншакова А. О., исполнители: Ускова М.С., Казаченок О.П., Рыженков А.Я.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадртдинова, И. И. Агрострахование с государственной поддержкой в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития / И. И. Бадртдинова // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Т. 3, № 1. – С. 41-60.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. : утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 окт. 2015 г. по делу № А33-17445/2014. – Доступ из справ.-информ. портала «ГАРАНТ».
4. Федеральный закон «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224- ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Щербаков, В. В. Партнерство государства и бизнеса в страховании сельскохозяйственных рисков: вызовы нового времени и перспективы развития / В. В. Щербаков. – М. : Дашков и К, 2011. – 225 с.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 2

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code