СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Э.Ф.Байбекова, кандидат юридических наук, доцент

Введение: статья посвящена правовому регулированию электроэнергетики в Российской Федерации и Республике Казахстан. С этой целью автором анализируются развитие и пути совершенствования законодательного регулирования отношений, касающихся снабжения потребителей энергией и энергоресурсами, которые возникают в топливно-энергетическом комплексе России и Республики Казахстан. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного и сравнительного анализа, автором было проанализировано законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере электроэнергетики ей для выявления пробелов и недостатков в данной отрасли, так как в настоящее время энергетика является одной из главных составляющих топливно-энергетического комплекса каждого государства. Результаты: сегодня вопросы сферы электроэнергетики приобретают особую значимость как для современной мировой площадки в целом, так и для Российской Федерации. Успешное их решение определяет необходимость перспективного совершенствования правового регулирования отношений в топливно-энергетическом секторе как внутри страны, так и на международном уровне. Выводы: в настоящее время существует множество нормативных правовых актов для правового регулирования сферы электроэнергетики в нашем государстве и Республике Казахстан. В связи с этим необходимы приведение энергетического законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан в единую целостную систему и разработка системы правового регулирования процессов перехода электроэнергетики на инновационный путь развития и повышение конкурентоспособности стран.

Ключевые слова: электроэнергетика, электроснабжение, реформы, государственное регулирование, пути совершенствования, нормативные правовые акты, мировая арена, топливно-энергетический комплекс.

 

Введение
Электроэнергетика в силу своей возрастающей актуальности становится площадкой, которая привлекает внимание не только всего общества, но и многих суверенных государств. Данное обстоятельство объясняется резким изменением стоимости на энергоносители, а также проблемами надежности поставок и задачами по обеспечению энергетической безопасности стран, применению новых источников энергии, ее экономией и экологическими последствиями неправильного обращения с энергоресурсами. Успешное решение вышеуказанных проблем обусловливает необходимость совершенствования законодательного регулирования отношений, касающихся снабжения потребителей энергией и энергоресурсами, которые возникают в топливно-энергетическом комплексе России [7]. Совершенствование законодательства России в энергетической сфере является одной из основных задач и курсов осуществления энергетической стратегии. Любые институциональные, экономические и другие преобразования в энергетике страны, а также построение внутренней и внешней политики в этой области должны базироваться исключительно на положениях нормативных правовых актов Российской Федерации.

Основы правового регулирования сферы электроэнергетики в Российской Федерации

С начала 90-х гг. XX столетия в России возникла настоятельная потребность в создании нормативно-правовой базы в энергетической области, что было определено интенсивным развитием рыночных отношений в таком немаловажном секторе экономики, как энергетика, которая включает в себя электроэнергетику, теплоэнергетику, нефтегазовый комплекс и другие значимые сферы экономики. В связи с этим специальная роль в решении проблемы развития вышеуказанных областей, безусловно, отводится государству в рамках правового регулирования отношений [2].

Основным нормативным правовым актом, в котором было предусмотрено пошаговое реформирование электроэнергетики России, явилось Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ». Данным документом были одобрены существенные направления реформирования электроэнергетики России. Для проведения структурных реформ в электроэнергетике РФ был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые регулировали реформирование всей сферы [4].

Главными нормативными правовыми актами, которые заложили основу реформирования и дальнейшего развития электроэнергетики России, стали Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № Э6-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» [8] и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [9].

С целью создания правовых условий реформирования электроэнергетики Российской Федерации законодателем были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной модификацией стало изменение, внесенное в § 6 («Энергоснабжение») главы 30 ч. 2 ГК РФ (п. 4 ст. 539): «К отношениям по договору энергоснабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное» [1].

Для активизации создания необходимых законодательных норм в энергетической области 23 ноября 2009 г. был принят Федеральный закон N° 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данном законодательном акте закрепились довольно обдуманные требования для обеспечения энергетической эффективности строений, зданий и сооружений, положения, которые касались повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, и другие требования к осуществлению энергосберегающей деятельности [10].

Бесспорно, для исполнения вышеуказанного Закона была необходима его дальнейшая детализация в подзаконных нормативных правовых актах. В настоящее время существует Указ Президента РФ от 13 мая 2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», рассматривающийся как инструмент контроля за реализацией положений об энергоэффективности [5].

Важнейшим фундаментом информационно-аналитического обеспечения формирования российской энергетики стал Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-Ф3 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», который вступил в силу 1 января 2012 года [6]. Его принятие – итог продолжительной работы по устранению противоречий и недостатков в нормативно-правовой базе, вызванных отсутствием системного подхода к правовому регулированию формирования и использования государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса. До вступления в силу закона № 382-ФЗ в законодательстве Российской Федерации отсутствовала необходимая законодательная основа, которая регламентировала бы комплексный подход по обеспечению государственных органов информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

Исполнение закона № 382-ФЗ содействовало системности действий субъектов энергетической политики, а также обеспечению сбора, обработки информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса для ее вовлечения в область государственного управления и социально-экономического прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса. Целью принятия закона № 382-ФЗ являлось формирование законодательных и организационных основ для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

Нормативно-правовая база Республики Казахстан в области электроэнергетики

Что касается Казахстана, то в силу своей еще молодой и независимой истории республика только делает свои первоначальные шаги к достижению стабильного и непрерывного регулирования своего энергетического потенциала.

Природа одарила Казахстан природными ресурсами, в первую очередь энергетическими. За четверть века с момента обретения независимости страна добилась огромного прогресса в топливно-энергетическом комплексе: добыча нефти выросла в три раза и Казахстан надежно закрепил свои позиции на мировом рынке энергоресурсов. Эти достижения вносят огромный вклад в экономическое и социальное развитие страны [3].
Доходы от продажи продукции областей топливно-энергетического комплекса позволяют энергично формировать инфраструктуру Республики Казахстан, реализовывать трансфер передовых технологий, способствовать инновационному развитию экономики, гарантировать занятость значительной части трудоспособного населения, способствовать формированию социальной области.

В Республике Казахстан государство играет центральную роль в поддержке инициатив по повышению энергоэффективности, причем реализуемые при этом функции носят разноплановый характер: это и правовая поддержка, и организация нормативно-правовой базы, и экономическое стимулирование мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности .

Важнейшим органом, который несет ответственность за реализуемую в стране политику в сфере энергетики, является министерство энергетики, принявшее на себя функции регулятора в данной сфере после ликвидации министерства индустрии и новых технологий, при этом отрасль энергоэффективности находится в ведении министерства по инвестициям и развитию. Политика государства, обеспечивающая повышение энергоэффективности, в основном ориентирована на модернизацию разнообразных сфер экономики, где потребляются основные объемы энергоресурсов [3].

Осуществляемая в настоящее время политика сформирована на следующих нормативных правовых актах:
– Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. «Об электроэнергетике»;
– Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 г. «О конкуренции»;
– Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;
– Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 г. «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»;
– Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 г. N° 724 «Об утверждении Концепции развития топливно- энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года».

Сегодня на первый план государственной политики Республики Казахстан выходит разработка и принятие стимулирующих энергосбережение механизмов. Хотя государство и так уже выдает гранты на пилотные и презентационные проекты, избирательно финансирует внедрение энергосберегающих технологий, но возможности для кредитования и предоставления налоговых преференций для поддержки проектов по энергосбережению использованы далеко не полностью.

Для Казахстана важно сохранить поступательное движение в части внедрения стимулирующих механизмов, поскольку действующее законодательство, в целом ориентированное на запреты и ограничения, сдерживает возможности по достижению значительного роста энергоэффективности.

Также необходимо обратить внимание на то, что в электроэнергетике необходимо сделать упор на нормативно-правовую базу по обеспечению надежности электроснабжения и повышению качества поставок электроэнергии (обязательные условия повышения энергоэффективности), включая введение механизма сертификации электроэнергии.

В республике полным ходом идет реализация стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», в рамках которой значительное внимание уделяется альтернативным и возобновляемым источникам энергии. По заявлению президента Нурсултана Назарбаева к 2050 г. на данные виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления. В будущем традиционным источникам энергии составит конкуренцию новый возобновляемый источник, и получит ли он свое развитие или нет, покажут ближайшие годы [3].

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Таким образом, за относительно короткий срок было создано новое российское законодательство об электроэнергетике. Для реализации законов Правительством Российской Федерации было принято более 20 нормативных правовых актов, которые регулируют отношения на конкурентном рынке электроэнергии. В настоящее время для нашего государства становится актуальным поиск национальной модели регулирования энергетических областей с учетом происходящей глобализации отношений в этих отраслях, поэтому важен как национальный опыт регулирования, так и международный.

2. В электроэнергетической сфере Республики Казахстан в дальнейшем необходимо сделать акцент на законодательную базу, в частности по обеспечению надежности электроснабжения и повышению качества поставок электроэнергии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ : (в ред. от 28 марта 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 янв. – № 5. – Ст. 410.
2. Михалев, Д. Н. Система договоров в сфере электроэнергетики / Д. Н. Михалев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2011. – № 2 (15). – С. 238-244.
3. Национальный энергетический доклад «KAZENERDGY». – 2015. – 420 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kazenergy.com. – Загл. с экрана.
4. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики РФ» от 11 июля 2001 г. № 526 : (в ред. от 20 марта 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 3032.
5. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 13 мая 2010 г. № 579 : (в ред. от 14 окт. 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – 17 мая. – № 20. – Ст. 2432.
6. Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 3 дек. 2011 г. № 382-ФЗ // Российская газета. – 2011. – 9 дек. (№ 5654 (278)).
7. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3-4. – Ст. 3426.
8. Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ : (в ред. от 29 дек. 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – 31 марта. – № 13. – Ст. 1178.
9. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 13. – Ст. 1177.
10. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 нояб. 2009 г. № 261 -ФЗ : (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 30 нояб. – № 48. – Ст. 5711.
11. Электроэнергетика России в период до 2030 года: контуры желаемого будущего. – М. : ИНЭИ, 2012. – 327 с.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 3

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 113

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code