ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Е.Ю.Маликов, кандидат юридических наук, доцент

Введение: формирование правовой культуры граждан – важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе и необходимый элемент создания правового государства. Важнейшей функцией правовой культуры является ценностно-нормативная функция, которая позволяет оценить состояние законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования и пр. Оценке подвергается как любая юридическая ситуация, так и правовая система в целом. Правовая культура непосредственным образом связана с правосознанием и правовым воспитанием. В свою очередь все эти факторы оказывают влияние на процесс добросовестного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Цель исследования: проанализировать влияние правового воспитания, правосознания и правовой культуры на формирование добросовестного осуществления субъективных гражданских прав и исполнение обязанностей. При проведении исследования использовались общенаучные методы (логический, системный, функциональный); частноправовые методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Результаты: анализируются позиции ученых по вопросам формирования правовой культуры, правового воспитания, формирования высокого правосознания. Устанавливаются этапы формирования, формы, методы и способы. Исследуется взаимосвязь указанных факторов. Выводы: обосновывается, что добросовестное осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей зависят от уровня правовой культуры, как индивидуальной, так и общественной. Выделяются факторы, влияющие на формирование правовой культуры. Устанавливается зависимость уровня правовой культуры от различных аспектов, в том числе правового воспитания и уровня правосознания. Обосновывается, что в категории правосознания следует выделять интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Выделяются четыре основные формы правового воспитания. Доказывается, что правосознание индивида формируется и развивается под воздействием различных объективных и субъективных факторов, устанавливается их перечень.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, осуществление субъективных прав, исполнение обязанностей.

 

Введение
Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России невозможны без высокой правовой культуры, отсутствие которой не позволит в полной мере реализовать такие фундаментальные ценности, как верховенство закона, неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, обеспечение надежной защиты интересов всех членов общества.

Сегодня в условиях бурного изменения законодательства возрастает значимость исследования теоретических и практических аспектов формирования правовой культуры [4, с. 177].

Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества. Она охватывает все правовые ценности. Чем выше уровень правовой культуры граждан, тем эффективнее функционируют как правовая, так и политическая и экономическая системы общества. От уровня правовой культуры зависят гражданская позиция и активность граждан, их непосредственное участие в управлении государственными, общественными делами, уровень осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей.

При этом решающую роль для формирования правовой культуры играет не принуждение и навязывание правовых знаний и ценностей, а воспитание осознания того, что законы необходимо знать и не нарушать. Правовая культура способствует утверждению основополагающих правовых принципов, формированию правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества.

Виды и функции правовой культуры

Правовая культура – часть культуры общества или личности. Она непосредственно связана с политической, нравственной и другими видами культуры.

Ученые рассматривают правовую культуру как сферу человеческой деятельности, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм [6, с. 213; 9, с. 234], либо систему правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважении к действующему законодательству, его неукоснительном соблюдении [1, с. 20; 10, с. 134].

«Норма права, как и право в целом, определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Таким образом, норма права является критерием правомерности поведения субъектов» [3, с. 92]. Правовая культура отражает не только знание индивидом правовых норм, но и понимание их, отношение к ним, способность и готовность применять эти нормы в практической жизни.

Таким образом, правовая культура выражается в правовых установках и ценностных ориентациях индивида и связана не только с его уровнем грамотности, но и его воспитанием, отношением к праву, дисциплине, уважением закона, прав других субъектов.

Важнейшей функцией правовой культуры является ценностно-нормативная функция, которая, на наш взгляд, должна характеризоваться двумя аспектами. С одной стороны, она связана с созданием и закреплением в нормах права правовых и нравственных гарантий таких ценностей, как справедливость, добросовестность, свобода. С другой стороны, она позволяет оценить само право с позиции нравственных ценностей, всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов.

Ценностно-нормативная функция позволяет оценить состояние законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования и пр. Оценке подвергается как любая юридическая ситуация, так и правовая система в целом.
В науке выделяют следующие виды правовой культуры: правовую культуру общества, правовую культуру личности и правовую культуру различных групп населения (это может быть профессиональная культура, культура отдельных социальных слоев и др.) [5; 7, с. 33].

В контексте настоящего исследования нас в первую очередь интересует правовая культура личности, ведь именно она является основой для осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей. Именно ее уровень позволяет говорить о надлежащем, разумном и добросовестном пра- воосуществлении.

При этом необходимо помнить, что «поскольку любой человек всегда существует в конкретной среде: семьи, трудового коллектива, населенного пункта, государства – общественное для него является естественной и по сути единственной средой его бытия… Но все общественное имеет в своей основе политику и предопределяется политической реальностью. Политическое формирует все мировоззренческие, культурные, духовные, психологические, социальные и хозяйственные установки, на которых основывается любой человеческий коллектив» [2, с. 99].

Правовую культуру личности следует характеризовать пятью аспектами. Первый – это, конечно, знание основных положений действующего законодательства и понимание их сути и назначения. Второй – соблюдение, исполнение или грамотное использование законов. Третий, крайне важный, характеризует как уровень правосознания, так и уровень правовой культуры личности: положительное отношение к законам, убеждение в необходимости их существования. Четвертый – осознание своих прав и обязанностей, ответственности, а также наличия таких же прав, обязанностей и ответственности у других граждан, умение находить баланс между осуществлением своих прав и ненарушением прав других субъектов. Пятый – активная деятельность, направленная на пресечение коррупционного поведения и других правонарушений, содействие поддержанию правопорядка, преодоление правового нигилизма в обществе.

Таким образом, правовая культура включает в себя не только высокоразвитое правосознание, основанное на положительной оценке права и его применения, но и правомерную активную правовую деятельность, добросовестное осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей, непричинение вреда другим лицам в результате осуществления субъективных прав.

От того, насколько у отдельной личности сформирована правовая культура, зависит в конечном итоге уровень правовой культуры всего общества. Необходимо выделить шесть факторов, влияющих на формирование правовой культуры в обществе. Во-первых, это высокий уровень правосознания большинства граждан. Во- вторых, наличие развитой системы законодательства, в том числе относительно прав и свобод граждан, их гарантий. В-третьих, эффективная работа всех ветвей власти, что в равной степени относится к законодательной, судебной и исполнительной власти.

В-четвертых, сюда следует отнести неуклонное соблюдение, исполнение и использование норм права и основных принципов. В-пятых, это состояние законности и правопорядка в обществе. В-шестых, активная деятельность государства и большинства граждан, направленная на пресечение правонарушений, содействие поддержанию правопорядка, преодоление правового нигилизма в обществе.

Мерами, направленными на формирование высокой правовой культуры, выступают: наличие правовой идеологии; правовое воспитание; формирование и развитие гражданского правосознания; повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; создание стройной и непротиворечивой системы законодательства; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, и многие другие.

Формы правового воспитания детей и молодежи

В свете данного научного анализа нас в первую очередь интересуют правовое воспитание и формирование развитого правосознания, которые являются основополагающими факторами, влияющими на процесс осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей.

Важно уже в раннем возрасте заложить основы правовых знаний, сформировав четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности, воспитывать в духе неукоснительного соблюдения положений закона. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание права и его роли в жизни общества, его ценность и необходимость.

Отсутствие правовой грамотности может оказать серьезное негативное влияние на общественное правосознание и правопорядок, лишает возможности эффективно участвовать в принятии важных государственных решений.

Следует выделять четыре основные формы правового воспитания:

Первая – правовая пропаганда. Сюда относится выработка идеологии (создание идеалов, поддерживаемых большинством населения и позволяющих сохранять в обществе высокий уровень толерантности, сплоченности, уважения к праву, законопослушности); популяризация идеологии (проведение научных мероприятий: конференций, круглых столов, лекций, консультаций и пр.; издание просветительских книг и брошюр; выступления, аналитические обзоры в средствах массовой информации; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.). Важное значение здесь имеет просветительская и консультационная деятельность различных общественных организаций, оказывающих, в том числе, и бесплатную юридическую помощь, деятельность уполномоченных по правам человека (омбудсменов), правозащитных организаций.

Вторая – правовое обучение (формирование знаний, навыков и умений в образовательных организациях разного уровня (школах, училищах, колледжах, высших учебных заведениях, организациях дополнительного образования и пр.). Важным фактором в правовом воспитании выступает система юридического образования, обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права, его принципах, правотворческой и правоприменительной деятельности; развитие навыков грамотного применения норм права на практике, способствующее формированию чувства уважения к праву, активной гражданской позиции.

Любые ошибки в правотворческой, правоприменительной деятельности негативно отражаются в общественном сознании, формируя, в том числе, и отрицательное отношение к праву, его значению. Неквалифицированное, неправильное толкование тех или иных правовых норм порождает неверные правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, что выражается в скептическом отношении к ним.

Высокий уровень юридического образования стимулирует правомерное поведение граждан, формирует позитивное общественное мнение по вопросам права, минимизирует возможность неправомерного поведения.

Третья – юридическая практика, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, присяжного и др.; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и др.).

Четвертая – самообразование (самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности).

Главная цель правового воспитания – формирование у гражданина высокого уровня правосознания. Речь идет о воспитании человека, знающего и уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому нигилизму, коррупционному поведению и прочим негативным явлениям в обществе.

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, научным, философским и прочими. Правосознание отражает то, как человек понимает право и как он к нему относится. Поэтому, полагаем, в правосознании следует выделять интеллектуальную и эмоциональную составляющие.

Интеллектуальная составляющая показывает знание и понимание правовых норм, принципов права, законности, правопорядка, правотворчества и пр. Эмоциональная составляющая отражает отношение субъекта к тем или иным нормам права и другим правовым явлениям с точки зрения их справедливости или несправедливости, совершенства или несовершенства, достоинств или недостатков. Эмоциональная оценка может быть разной не только у различных субъектов, но и у одного человека. Это может быть одобрительная оценка одних правовых норм и отрицательная реакция на другие.

Правосознание формируется у каждого человека. И у каждого человека оно разное. Неразвитое или деформированное правосознание является почвой для правонарушений, антисоциального поведения. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане имели развитое правосознание, в основе которого лежит знание и понимание законов, общее положительное отношение к праву и его применению.

Правосознание формируется в детстве, при этом основную роль здесь играют родители и педагоги. От уровня правосознания последних зависит формирование индивидуального правосознания ребенка. Правосознание индивида формируется и развивается под воздействием различных объективных и субъективных факторов.

Среди объективных факторов значение имеют сложившиеся в обществе экономические отношения, политическая ситуация, уровень социального развития общества, образования и другие обстоятельства. В качестве субъективных факторов, воздействующих на индивидуальное правосознание, выступает уровень общего интеллектуального развития личности, ее психологический склад.

Правовое сознание тесно связано с нравственным сознанием. В праве заложены многие моральные нормы: справедливости, добросовестности, незлоупотребления и пр. Поэтому в правосознании переплетаются как юридические, так и этические нормы.

Структуру правосознания составляют два элемента: идеология и психология.

Идеология – это система правовых идей, взглядов, воззрений. Идеология – это фундамент, на котором формируется правосознание. Чем человек грамотней в области права, чем больше он знает, тем сильнее его идеология. Психологическая составляющая правосознания – это отношение индивида к праву, его чувства и переживания, связанные с восприятием права и его применением им самим, другими субъектами, в том числе государством, правоохранительными органами.

При этом психологическое отношение может быть не только индивидуальным, но и массовым. Это может быть возмущение каким-либо тяжким преступлением, тем, что преступник не пойман и не привлечен к ответственности, или чувство удовлетворения тем, что справедливость восторжествовала и законность восстановлена.

Общественное правосознание играет определенную роль при совершенствовании действующего законодательства, например, при введении уголовной ответственности за те или иные деяния; установлении пенсионного возраста (как известно, отрицательное отношение населения к его увеличению уже несколько лет препятствует принятию закона, направленного на увеличение пенсионного возраста).

Развитие правосознания порождает добросовестное осуществление прав и исполнение обязанностей. Однако развитое правосознание формируется не у каждого индивида. Под воздействием различных факторов возможно искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, установок и т. п.

В научной литературе выделяют виды деформированного правосознания: правовой инфантилизм (недостаточность правовых знаний при уверенности в хорошей юридической подготовке); правовой дилетантизм (небрежное отношение к юридическим ценностям); правовой нигилизм (отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона) [5, с. 567].

Государству очень важно бороться со всеми проявлениями деформированного правосознания. Для этого необходимо повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и нравственного сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений; упрочение законности и правопорядка; уважение и защита прав личности; правовое просвещение и воспитание; подготовка высококвалифицированных юридических кадров; создание правовой идеологии и активная ее пропаганда и др.

Выводы
Добросовестное осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей зависят от уровня правовой культуры. Она отражает знание субъектом правовых норм, понимание их, отношение к ним, способность и готовность применять эти нормы в практической жизни; выражается в правовых установках и ценностных ориентациях индивида и связана не только с его уровнем грамотности, но и его воспитанием, отношением к праву, дисциплине, уважением закона, прав других субъектов.

Важнейшей функцией правовой культуры является ценностно-нормативная функция, которая, с одной стороны, фиксирует в праве нравственные ценности, такие как справедливость, добросовестность, разумность, свобода. С другой стороны – внешней – позволяет оценить само право с позиции нравственных ценностей.

Устанавливая зависимость правовой культуры от различных факторов, следует считать, что основными являются: уровень правосознания, наличие развитой системы законодательства, эффективная работа всех ветвей власти в области правоосуществления, добросовестное осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей, превенция правонарушений.

Считая важнейшим элементом формирования правовой культуры правовое воспитание, надлежит выделить четыре основные формы правового воспитания, которые необходимо реализовывать в совокупности для достижения положительного эффекта.

В научной категории правосознания следует выделять интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная показывает знание и понимание правовых норм, а эмоциональная отражает отношение субъекта к тем или иным нормам права и другим правовым явлениям. Правосознание индивида формируется и развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. К основным объективным факторам, влияющим на осуществление субъективных гражданских прав и исполнение обязанностей, следует относить сложившиеся в обществе экономические отношения, политическую ситуацию, уровень социального развития общества, образования. В качестве субъективных факторов выступает уровень общего интеллектуального развития личности, ее психологический склад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев, В. А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева // Юридический мир. – 2015. – N° 11. – С. 19-23.
2. Грачев, Н. И. Политика и экономика в онтологии современного государства / Н. И. Грачев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2016. – №2(31).- С. 93-100.
3. Дерюгина, Т. В. Пределы осуществления прав собственника на жилое помещение: коллизионные аспекты правового регулирования / Т. В. Дерюгина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2015. – № 3 (28). – С. 92-96.
4. Епифанов, А. Е. Рец. на кн.: Павленко, Е. М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации [Текст] : монография / Е. М. Павленко. – М. : Права человека, 2016. – 216 с. / А. Е. Епифанов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2016. – № 2 (31). – С. 177-179.
5. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Собр. соч. В 10 т. Т. 4 / И. А. Ильин. – М. : Русская книга, 1994. – 654 с.
6. Малько, А. В. Цели и средства в праве и правовой политике / А. В. Малько, К. В. Шундиков. – Саратов : [Б. и.], 2003. – 294 с.
7. Матузов, Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики / Н. И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2000. – № 8. – С. 33-46.
8. Мелехин, А. В. Теория государства и права / А. В. Мелехин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – 545 с. – Подгот. для системы «КонсультантПлюс».
9. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 715 с.
10. Теория государства и права / А. И. Абрамова, С. А. Боголюбов, А. В. Мицкевич [и др.]. – М. : Городец, 2003. – 544 с.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code