ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОРГАНИЗОВАННОМ СОЦИУМЕ


П.И.Квачева, доктор юридических наук, профессор
С.Д.Багдасарян, кандидат исторических наук, доцент

Введение: государство как политико-правовой институт представляет собой структурно и функционально сложную развивающуюся систему, которой присущи разнообразные регуляторы социальной активности. Причем наиболее сложным и вместе с тем универсальным из них выступает право. При этом в рамках крупной социальной организации неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, различного рода правовых аномалий, требующих своего разрешения, ибо в противном случае возможны дестабилизация и даже распад системы. В целом динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением их социализирующих и регулятивных функций, присутствует в любой из социальных систем, тем более в такой крупной, каковой является социально-государственная система. Однако активные, целенаправленные усилия правоохранительного характера не должны позволять этой возможности переходить в действительность. Отсюда авторы ставят цель рассмотреть роль и место правоохранительной сферы в разрешении правовых и социальных конфликтов общества. Методы: в основе исследования лежат методы историко-правового анализа, объективности, системности при изучении институтов государства, права и общества. Результаты: анализ существующих точек зрения в работе позволяет сделать вывод о необходимости широкого понимания правоохранительной деятельности, которая включает в себя в качестве одного из проявлений и правовую защиту. При этом стоит согласиться с теми исследователями, которые указывают на необходимость выделить в качестве самостоятельной сферы социального пространства область охраны существующего правового порядка. Выводы: исследование места и роли правоохранительной системы в государственно-организованном социуме позволяет подчеркнуть основную тенденцию возрастающего взаимодействия государственных (юрисдикционных) правоохранительных органов и институтов гражданского общества в процессе охраны (защиты) правопорядка, а также выход правоохранительной сферы за рамки национальных государственных границ.

Ключевые слова: правоохранительная сфера, государство, социум, социальная стабильность, институты гражданского общества.

Введение
Правоохранительная сфера социальной организации служит, как нам представляется, во-первых, разрешению правовыми методами и средствами возникающих в обществе социально-юридических конфликтов и соответственно восстановлению правопорядка (в этом проявляется пресекательно-восстановительная роль правоохраны); во-вторых, предупреждению (недопущению) развития социально-правовых конфликтов (поэтому можно вести речь о предупредительной роли правоохраны). Безусловно, к сфере правоохраны следует отнести и деятельность, связанную с оказанием квалифицированной юридической помощи населению и воспитанием в обществе правовой культуры и высокого социального сознания граждан. Но при этом основной задачей правоохраны является пресечение (недопущение) развития социально-юридических конфликтов, а в случае их возникновения — разрешения. В этой связи возникает потребность в рассмотрении проблемы соотношения социальной и юридической составляющих данной категории.
Социальные конфликты нарушают привычные социальные связи, большая часть которых является предметом правового регулирования. При этом необходимо признать, что не всякое проявление социальных противоречий в обществе может затрагивать правовую сферу. Следовательно, понятие социального конфликта значительно шире понятия социально- юридического конфликта: первое соотносится со вторым как целое с частью. С другой стороны, возрастание правового регулирования общественных отношений ведет к широкому распространению конфликтных ситуаций, подпадающих под определение именно социально-юридического или правового конфликта.

Роль правоохранительной системы

С точки зрения юридической науки конфликты могут оцениваться как правовые аномалии, разногласия о правах, правовых интересах, так и правовые споры либо правонарушения. Именно потребность в сохранении социальной стабильности, недопущении перерастания социальных конфликтов до уровня социальной энтропии обусловила уже на ранних стадиях развития общественной организации выделение функции охраны существующего правопорядка в качестве важнейшего направления деятельности. Причем мы исходим из широкого понимания правоохранительной деятельности, которую осуществляют наряду с государственными органами и негосударственные организации, институты гражданского общества и рядовые граждане. Впрочем, нельзя не признать, что именно государству принадлежит ключевая роль в поддержании и упрочении существующего правопорядка. Как верно указывал исследователь Г. Еллинек, государству свойственны «планомерные солидарные акты человеческой жизни [2, с. 259]. С точки зрения авторитетного правоведа, исключительно государству принадлежит развитие и охрана правопорядка, и здесь заслуживает внимания следующая мысль автора: «Способ осуществления правовой цели, — пишет он, — обусловлен, однако, во всяком государстве общим состоянием народа и его международным положением. Правовая цель понимает здесь, конечно, не только существующее, но и будущее законодательство, которое должно соответствовать тем требованиям, которые определенная историческая эпоха вправе предъявлять к правопорядку. Но таким образом право заходит в пределы другой сферы деятельности государства. Право есть не только средство для сохранения существующего порядка, но должно содействовать также созданию нового» [2, с. 261].

Например, переживаемый нами исторический период в полной мере подтверждает правоту исследователя. Речь в данном случае идет не только о влиянии процессов интернационализации и глобализации на развитие и трансформацию институтов государства и права, появлении наднациональных правозащитных институтов, формировании глобального правопорядка, но и о качественном изменении состояния самого общества, которое поднимается на принципиально новую ступень в своем развитии. Развитие институтов гражданского общества выходит за рамки конкретных государств, приводя к возникновению уникального феномена глобального гражданского общества. И здесь вновь будет уместно процитировать слова Г. Еллинека: «…право… есть сила… охраняющая и защищающая. Оно может создавать лишь внешние условия для положительной человеческой деятельности, содержание которой всегда дается только всем конкретным социально-историческим развитием. Правопорядок имеет, правда, и определенную формирующуюся и реформирующую общество силу, которая, однако, может планомерно проявляться лишь в узких пределах. Творческий элемент в праве заключается преимущественно не в его намеренном юридическом, а в его ненамеренно социальном значении» [2, с. 262].

Именно наличие этого творческого элемента в праве не позволяет нам свести правоохранительную деятельность исключительно к деятельности государственных органов, использующих в качестве основного метода метод принуждения. В этой связи будет уместно вспомнить то определение права, которое дал ему один из современных российских правоведов В.С. Нерсесянц: «Право есть математика свободы» [3, с. 187]. При этом мы отнюдь не противопоставляем силовую составляющую правоохранительной деятельности усилиям институтов гражданского общества, его отдельных членов, направленным на утверждение и поддержание правовых начал в жизни общества и государства. Роль государства в правоохранительной сфере есть роль исключительной важности, ибо, как верно указывается в литературе, одной из важнейших функций современного государства, являющегося исключительно многофункциональной системой, является функция охраны, защиты и сохранения целостности, жизнеспособности страны, защиты интересов граждан, оказания противодействия всевозможным негативным воздействиям как внешнего, так и внутреннего характера» [7].

Только при наличии соответствующих современному состоянию общества структур, выполняющих задачи по его защите, могут быть гарантированы стабильность этого общества, его успешное развитие, реализация его целей. Свобода личности, права человека и гражданина могут остаться пустыми словами, если отсутствует надежный и эффективный механизм практической реализации защиты этих прав и свобод. Как показывает практика функционирования общества и государства, при всей активности и самоорганизации народа, значительной роли общественных объединений только государство через специально создаваемые для этого органы и структуры способно обеспечить всестороннее реальное выполнение задач по защите жизни, чести, достоинства, собственности и законных интересов граждан. Указанные структуры должны основывать свою деятельность на законе и осуществлять ее для реализации существующих правовых норм, обеспечения их выполнения и соблюдения всеми гражданами, их объединениями и организациями. Характеризуя правоохранительную сферу, нельзя обойти вниманием вопрос о субъектах правоохранительной деятельности. Анализ современной российской юридической литературы позволяет говорить о существовании множества подходов к данной проблеме.

В частности, К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев выделяют следующие виды правоохранительных органов: судебные органы, органы юстиции, органы прокуратуры, органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, органы и лица, призванные в соответствии с законодательством оказывать юридическую помощь населению (адвокатура, нотариат) [1, с. 15]. Суды же рассматриваются как «вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов» [1, с. 16]. Наряду с указанными институтами правоохраны исследователи называют еще и уполномоченного по правам человека. В.П. Божьев, признавая первенствующую роль судебных органов, выделяет такие виды правоохранительной деятельности, как: 1) осуществление правосудия; 2) прокурорский надзор; 3) расследование преступлений; 4) оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; 5) исполнение судебных решений; 6) охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; 7) оказание квалифицированной юридической помощи; 8) конституционный контроль [4, с. 20, 21]. Ученые-правоведы Российской академии правосудия в работе «Суд и правоохранительные органы Российской Федерации» выделяют в числе судебных органов не только национальные судебные инстанции, но также Европейский суд по правам человека [6, с. 159-176]. В целом к правоохранительным органам помимо судов предлагается относить: органы прокуратуры; органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы налоговой службы; таможенные органы; нотариат; адвокатуру; уполномоченного по правам человека [6, с. 15].

В литературе указывается на существование двух основных взглядов на проблему правоохранительных органов. Одни авторы существенно ограничивают сферу правоохранительных органов, включая в них только органы уголовной юстиции. Другие исследователи значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая судебные учреждения, таможенные органы и т. п. Причем мы солидаризируемся с теми учеными-правоведами, которым второй подход представляется более логичным и последовательным [6, с. 14-15].

В последнее время восторжествовал подход по выведению суда из системы правоохранительных органов [8, с. 97]. По мнению В.Н. Синюкова, позиция о выведении суда из системы правоохраны основана на укоренившемся в нашем правосознании представлении правоохранительных органов как исключительно карательных и обвинительных организаций [5, с. 477]. С точки зрения ученого, все юрисдикционные органы имеют собственную компетенцию в правоохранительной сфере — и суд, и прокуратура и органы охраны общественного порядка, и остальные: «одни — обвинения, другие — расследования и раскрытия правонарушений, суд — правосудия. Но подобное деление не устраняет принадлежности этих органов к единой системе правоохраны, которая эффективна и разумна только при разделении юридической компетенции входящих в нее элементов [5, с. 477-478]. Рассматривая суд в системе правоохранительных органов государства, В.Н. Синюков называет его центральным элементом государственного правозащитного механизма [5, с. 477].

Выводы
Таким образом, правоохранительная сфера выступает одной из важнейших подсистем охранительной сферы жизнедеятельности общества, где посредством специфических правовых институтов, форм и методов обеспечивается функционирование государства и его институтов.

Следовательно, главной целью функционирования правоохранительной системы на современном этапе общественного развития является формирование уважения к правам и свободам личности, создание необходимых условий для их реализации, предупреждение нарушений прав и свобод, их охрана, восстановление и возмещение ущерба.
При этом цели и принципы функционирования правоохранительной системы (национальной, международной) по своей сущности и содержанию являются правовыми. Они находят свое закрепление в международных и национальных правовых источниках, реализуются в рамках правовых институтов посредством отдельных правовых норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. — М. : Зерцало, 2010. — 440 с.
2. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2004.- 752 с.
3. Нерсесянц, В. С. Право — математика свободы: опыт прошлого и перспективы / В. С. Нерсесянц. — М. : Юристъ, 1996. — 160 с.
4. Правоохранительные органы России / под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014. — 381 с.
5. Синюков, В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В. Н. Синюков. — 2-е изд., доп. — М. : Норма, 2010. — 670 с.
6. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. В. В. Ершова. — М. : Юриспруденция, 2010. — 464 с.
7. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 дек. 2015 г. N° 683. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.rg.ru/2015/12/31/nac- bezopasnost-site-dok.html. — Загл. с экрана.
8. Халиков, А. Н. Суд, правоохранительные органы и борьба с преступностью / А. Н. Халиков // Государство и право. — 2007. — № 11. — С. 95-98.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code