НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ

С.Х.Абдурахманов

Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с практической реализацией норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и оказывающих самое непосредственное влияние на эффективность деятельности профессиональных субъектов банкротных отношений. С этой целью автор изучает трудности, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования опубликования сведений по делам о банкротстве. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного анализа, установлено, что сведения по делам о банкротстве являются доступными неопределенному кругу лиц, которые вправе следить за движением дела должника, ознакомляться с судебными актами и отчетами управляющего. Изучаются порядок и характер сведений, подлежащих обязательному опубликованию по делам о банкротстве.

Результаты: указывается на то, что опубликование сведений о банкротстве в официальном издании — газете «Коммерсантъ» и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве является императивно закрепленной волей законодателя, нарушение которой влечет за собой юридическую ответственность арбитражного управляющего. Перечисляются сведения, подлежащие обязательному опубликованию в газете «Коммерсантъ» и на сайте ЕФРСБ.

Отмечается, что сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть размещены также в иных средствах массовой информации, к которым относятся республиканские, краевые, областные газеты, печатные издания муниципальных образований. Установлено, что система опубликования сведений о банкротстве далека от совершенства и не выполняет своего функционального назначения. На примере судебной практики рассмотрены трудности практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве. Выводы: предлагается разработать Единый правовой портал несостоятельности (банкротства), который будет единственным правовым источником для опубликования сведений о банкротстве. Как специализированное средство массовой информации портал обеспечит возможность всем заинтересованным лицам своевременно и из одного источника получать официальную информацию. Доказано, что разработка подобного рода системы существенно снизит уровень расходов на публикации сведений о банкротстве и упростит поиск информации заинтересованными лицами.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), хозяйствующий субъект, процедура банкротства, должник, кредитор, арбитражный управляющий, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, Единый правовой портал несостоятельности (банкротства).

Введение
Проблемы и недостатки практической реализации норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (далее — Закон о банкротстве), которые возникают у профессиональных субъектов бан- кротных отношений, существенно снижая эффективность их деятельности. Обратимся к проблеме, относящейся к основным неурегулированным вопросам в действующем российском законодательстве, устранение которых, на наш взгляд, способно оказать существенное влияние на качество деятельности, осуществляемой субъектами банкротных отношений.

К такого рода проблемам относятся трудности, связанные с правовым регулированием опубликования сведений по делам о банкротстве. Последние являются доступными неопределенному кругу лиц, которые вправе следить за движением дела должника, ознакомляться с судебными актами и отчетами управляющего. Данная информация является общедоступной с целью недопущения нарушений прав третьих лиц. Выявление кредиторов, должника и уведомление их о введении процедуры банкротства происходят, в частности, путем опубликования сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и официальном издании, определенном Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий [2]. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р и заключенным с ФРС РФ договором № 25 от 1 августа 2008 г. газета «Коммерсантъ» [3] получила статус официального издания для публикации сведений, предусмотренных Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)». АО «Коммерсантъ», являющееся редакцией и издателем газеты «Коммерсантъ», получило право размещать такие сообщения в газете «Коммерсантъ».

Порядок и характер сведений, подлежащих обязательному опубликованию по делам о банкротстве

Норма, предусматривающая опубликование сведений о банкротстве в официальном издании и ЕФРСБ, является императивной, поэтому неопубликование обязательных сведений является нарушением, что в свою очередь порождает юридическую ответственность арбитражного управляющего. Большинство сведений для опубликования управляющий дублирует в официальном издании — газете «Коммерсантъ» и на ЕФРСБ. В «Коммерсанте» обязательному опубликованию подлежат следующие сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявления третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных выше сведений и/или содержащих указанные сведения судебных актов; иные сведения. В настоящее время цена за публикацию сообщения в газете «Коммерсантъ» составляет 200,16 рублей (включая НДС 18 %) за квадратный сантиметр.

К сведениям, обязательным для опубликования на сайте ЕФРСБ, относятся: введение процедуры в деле о банкротстве (п. 6 ст. 28 ЗоБ); прекращение производства в деле о банкротстве (п. 6 ст. 28 ЗоБ); завершение процедуры в деле о банкротстве (п. 6.1 ст. 28 ЗоБ); утверждение, освобождение или отстранение арбитражного управляющего (п. 6 ст. 28 ЗоБ) (в случае утверждения арбитражного управляющего при введении процедуры сведения об утверждении публикуются в сообщении о введении процедуры); удовлетворение заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника (п. 6 ст. 28 ЗоБ); уведомление о проведении собрания кредиторов (ст. 13 ЗоБ); проведение собрания кредиторов (ст. 12 ЗоБ); проведение оценки имущества должника (п. 5.1 ст. 110 ЗоБ); сведения о получении требований кредитора (п. 2 ст. 100 ЗоБ); проведение инвентаризации имущества должника (п. 2 ст. 99 ЗоБ); проведение торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 9 ст. 110 ЗоБ); результаты проведения торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 15 ст. 110 ЗоБ), если торги состоялись; результаты проведения торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 15 ст. 110 ЗоБ), если торги не состоялись; заключение договора купли-продажи по итогам проведения торгов (п. 7.8 приказа МЭР № 54). Стоимость одного сообщения, размещаемого в ЕФРСБ, составляет 805 рублей 00 копеек, включая НДС.

Помимо указанных источников опубликования сведений о банкротстве сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть размещены наряду с опубликованием в официальном издании и в иных средствах массовой информации. К иным средствам относятся республиканские, краевые, областные газеты, печатные издания муниципальных образований [2].

На наш взгляд, данная система опубликования сведений о банкротстве далека от совершенства, так как перенасыщена информацией и очень запутана. Трудности применения ее на практике связаны также с финансовой стороной вопроса. Перечисленные проблемы практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве, мешают выполнению ей своей прямой функции.

Трудности практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве

Так, например, на основании решения суда от 5 июля 2010 г. ООО «Вектор-Элизхан» было признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства. Объявление о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано 10 июля 2010 г. в газете «Коммерсантъ». 15 марта 2013 г. в суд в электронном виде от общества «Спектр» поступило требование о включении в реестр кредиторов ООО «Вектор-Элизхан». Кредитор в своем заявлении ссылался на то, что он не был уведомлен конкурсным управляющим о введении процедуры конкурсного производства в отношении должника. Суд пришел к выводу об обоснованности требования ООО «Спектр» и включил данные требования в третью очередь реестра требований кредиторов должника [4].

Следовательно, помимо обязательного опубликования сведений о банкротстве в официальном издании, ЕФРСБ обязательным является уведомление каждого выявленного и потенциального кредитора посредством почтового отправления. Все это увеличивает и так немалые расходы, которые возмещаются за счет имущества должника или при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, за счет заявителя.

Не стоит забывать, что целью, например, конкурсного производства является максимально возможное соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, однако во многих случаях имущества должника хватает только на возмещение судебных расходов по делу о банкротстве. Одна публикация в газете «Коммерсантъ» может обойтись должнику в 100 000 рублей, что в три раза больше месячного вознаграждения конкурсного управляющего.

Выводы
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Предписания об обязательных публикациях в официальном издании и ЕФРСБ рассредоточены по всему Закону о банкротстве, что вызывает трудности среди участников банкротных отношений, прежде всего у арбитражных управляющих.

Пропуск срока очередной публикации в связи с неисполнением арбитражным управляющим обязанностей, установленных Законом о банкротстве, влечет в соответствии с ч. 3 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тысяч до 50 тысяч рублей. В свою очередь многочисленные жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего увеличивают нагрузку на суд.

На наш взгляд, в целях соблюдения прав участников банкротного процесса законодателю необходимо утвердить постановлением Правительства Российской Федерации единый перечень сведений, подлежащих опубликованию в ЕФРСБ и официальном издании, со сроками, необходимым набором требований, составом информации, а также с приложением разработанных шаблонов сообщений, подлежащих опубликованию. Ввиду того, что цена публикаций в газете «Коммерсантъ» устанавливается из расчета 200,16 рублей за квадратный сантиметр, при включении управляющим в сообщение ненужной информации стоимость публикации увеличивается в несколько раз. В связи с этим разработка и установление определенных шаблонов публикаций позволят сократить произвол в деятельности недобросовестных управляющих, которые публикуют сведения без нужного сокращения информации.

2. Количество публикаций с каждым годом только увеличивается, что видно из приведенной ниже диаграммы.


Сравнение количества публикаций в газете «Коммерсантъ» за 2014-2016 гг. [1]

Однако увеличиваются и цены за публикации, с 13 февраля 2016 г. обязательная публикация в газете «Коммерсантъ» увеличилась на 25 %. С 1 апреля 2016 г. стоимость публикаций в ЕФРСБ вновь увеличилась до 805 руб. 00 коп. за одно сообщение. Ранее одна публикация обходилась управляющим в 713 рублей.

Тенденция к удорожанию стоимости публикации продолжается. Следует заметить, что в 2015 г. управляющих обязали публиковать еще больше информации. Например, сведения о поступлении новых требований в процедуре внешнего управления или конкурса включаются арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти дней с даты их получения. Таким образом, если кредитор подал требование о включении в реестр требований кредиторов должника, управляющий обязан его опубликовать, несмотря на то, включит его суд в реестр или нет. А если таких требований 15, 20? Полагаем, несение таких расходов нецелесообразно. Также законодатель обязал публиковать протоколы комитетов, утвержденные положения кредиторов по залогу. В свою очередь добавились публикации от должников и банков, которые намереваются подать их на банкротство. Также необходимо учитывать и рост цен на почтовые расходы.

Следовательно, получается одна организация банкротства, два официальных и обязательных источника опубликования, дополнительный источник опубликования и уведомление почтовым направлением. На наш взгляд, такая система относительно эффективна, но столь завышенные затраты идут вразрез с целями банкротства.

В связи с этим можно рекомендовать разработать Единый правовой портал несостоятельности (банкротства), который будет единственным правовым источником для опубликования сведений о банкротстве. Он же будет выступать как специализированное средство массовой информации, предоставлять возможность всем заинтересованным лицам своевременно и из одного источника получать официальную информацию. Те публикации, которые обязательны для опубликования в официальном источнике, будут автоматически опубликованы и в специализированном печатном издании портала, избегая двойного опубликования и двойного несения расходов. Разработка подобного рода системы существенно снизит уровень расходов на публикацию сведений о банкротстве и упростит поиск информации заинтересованными лицами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вестник государственной регистрации. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// www.vestnik-gosreg.ru/info_k/ (дата обращения: 09.04.2016). — Загл. с экрана.
2. Коваленко, Е. Г. Информационный аспект деятельности арбитражного управляющего: правовая характеристика / Е. Г. Коваленко // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016.- №> 1-7. — С. 40-45.
3. Коммерсантъ. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/917599 (дата обращения: 05.04.2016). — Загл. с экрана.
4. Электронное правосудие. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/ Card/af752141-8ed6-4969-a131-5dbc6cbcf068 (дата обращения: 06.04.2016). — Загл. с экрана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code