ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫВОЗА КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Н.Сердюкова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрено международно-правовое регулирование в области инвестиционных отношений. Исследованы этапы развития международно-правовых актов в области инвестирования. Представлены основные документы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов в мире. Изучены исторические факты и обстоятельства, предопределяющие развитие действующей системы контроля и регулирования инвестирования в Российской Федерации. Рассмотрены приоритетные направления и тенденции в развитии законодательной базы поддержки инвестиционных отношений.

Ключевые слова: вывоз капитала, инвестиции, правовое регулирование, иностранные инвестиции, законодательная база вывоза капитала, международно-правовое регулирование.

 

Вывоз капитала в национальной экономике России наблюдается с 1991 г., но сегодня внимание к этой проблеме возросло ввиду увеличения масштабов негативного влияния данного феномена. Утечка капиталов ухудшает экономическую ситуацию внутри страны и негативно влияет на инвестиционный имидж России на мировом рынке капиталов. Таким образом, сложнорегулируемый денежный поток вытекает в общенациональную проблему [1].

Глобальная взаимозависимость международных экономических отношений наиболее доступно определяет процессы, происходящие на современном этапе. Доступные новейшие технологии сократили время и затраты на осуществление сделок, тем самым способствовали развитию торговых и финансовых потоков, убрав один из естественных барьеров. Информационные системы послужили катализатором для международного рынка, изменили его сущность, что не могло не повлиять на развитие инвестиционных отношений в мире.

Стремительно возросшее значение инвестиционных отношений в глобальном трансграничном движении капиталов способствовало прогрессивному развитию экономики государств, и если для решения международно-правовых проблем в сфере международной торговли было отведено значительное место в политике стран, то возросшей роли прямых иностранных инвестиций не было уделено должного внимания. Однако проблема регулирования и контроля прямых иностранных инвестиций существовала и требовала соответствующего решения.

Принятие мировым сообществом многостороннего соглашения в сфере инвестирования мог — ло бы стать ключевым решением в этом вопросе, но, несмотря на необходимость контроля и регулирования денежных потоков, государства до сих пор не договорились. Особенно остро ощущается нехватка надлежащего международно-правового регулирования в настоящее время, когда перемещения капитала через границу становится необъятным, слабоконтролируемым и сложнорегулируемым [2].

Цель статьи заключается в исследовании теоретических и практических международно-правовых аспектов регулирования вывоза капитала, а именно: изучение мнений по поводу классификации и периодизации международно-правового регулирования; исследование основных международно-правовых соглашений, направленных на стимулирование иностранного инвестирования; определение приоритетных направлений и тенденций развития законодательной базы поддержки инвестиционных отношений.

В научной литературе освещается несколько мнений по поводу классификации и разделения международно-правового регулирования иностранного инвестирования на периоды, причем каждое имеет достаточное обоснование. С. И. Крупко разделяет развитие международного инвестиционного права на три периода. Первый период — «Государство и частная собственность» (1-я половина XX в.) — определяется полной национализацией частной собственности, что связано с появлением социалистических государств; иностранные инвесторы оспаривали акты национализации и, считая их незаконными, требовали выплат возмещения, однако этого, как правило, не происходило. Во второй период — «Государство и иностранный инвестор» (1950—1970-е гг.) — были созданы инвестиционные законы и кодексы в государствах, которые принимали капитал с целью обезопасить себя и увеличить инвестиционную привлекательность. За счет этого возросла экономическая независимость стран Латинской Америки, Азии и Африки, наиболее нуждающихся стран — импортеров капитала. Периодически возникали недоразумения и споры в связи с односторонними изменениями в соглашениях или из-за разрыва инвестиционных соглашений. Третий период (первая половина 1980-х гг.): новым толчком в развитии правового регулирования отношений послужило открытие восточноевропейского рынка; государства, вливающие капитал, стали создавать программы по страхованию инвестиций для снижения политических рисков [3].

Д. К. Лабин выделяет следующие периоды в истории международно-правового регулирования инвестиционных отношений: колониальный, постколониальный, период рационализации экономического поведения государств, современный [4]. Во Франции ученые Д. Карро и П. Жюйар выделили три этапа защиты международных инвестиций: первый — утверждение основополагающих принципов защиты международных капиталовложений развитыми странами; второй — протест и непризнание этих общих принципов развивающимися странами; третий — восстановление взаимопонимания между развитыми и развивающимися странами и принятие общих принципов международного права в области защиты международных инвестиций [5. С. 400 — 411]. В работах И. З. Фархутдинова описывается становление международно-правового механизма регулирования инвестиций в процессе исторического развития, где выделяется пять этапов: первый — XIII—XV вв. — средневековый этап; второй — сер. XV — XVII в. — эпоха Великих географических открытий; третий — XVIII—XIX вв. — колониальный; четвертый — XX в. — постколониальный; пятый — рубеж XX и XXI вв. — эпоха глобализации [6].

Также в исследованиях рассматривается развитие международного инвестиционного права через подходы к определению инвестиционного режима: теория «международного минимального стандарта», подразумевающая соблюдение государством минимальных стандартов, установленных международным правом в отношениях с иностранными компаниями; «доктрина Кальво», принцип международного права, согласно которому лица, проживающие в иностранных государствах, при возникновении юридических конфликтов должны обращаться в местные судебные органы; позиция деколонизированных стран Азии и Африки и «социалистическая позиция».

В юридической литературе часто поднимается вопрос о прямой зависимости развития международно-правового регулирования иностранного инвестирования и уровня развития глобализации (Д. К. Лабин [2]).

Поэтому вполне очевидно, что остальные авторы обосновывают классификацию этапов развития правового регулирования инвестиционных отношений развитием процесса глобализации, так как одним из проявлений глобализации является беспрепятственное движение капитала на международном рынке. На современном этапе глобализационного подъема быстро росла международная торговля, а еще быстрее — трансграничная миграция капиталов, что привело к появлению наднациональных валютных рынков. Согласно ленинской теории, в конце XIX — первой половине XX в. капитал преимущественно вывозился из развитых стран в развивающиеся либо слаборазвитые страны с целью максимизации прибыли; наиболее привлекательными в то время являлись горнодобывающая промышленность и плантационное хозяйство. В начале 1960-х гг. многие промышленно развитые страны отказались от валютных ограничений, что повлекло за собой нестабильность мировой валют- но-финансовой системы и заставило страны вернуться к прежней практике.

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. На международном уровне приоритетными являются нормативно-правовые документы, которые способствуют формированию общего инвестиционного пространства для большинства стран. Для эффективного и безопасного циркулирования денежной массы важно наличие единых стандартов, которые дают гарантии и учитывают интересы всех участников международных отношений. По числу участников международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры (Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств); региональные международные договоры (например, в рамках СНГ); двусторонние соглашения (о содействии капиталовложений, об избегании двойного налогообложения).

Подписание международного соглашения дает гарантию для иностранного инвестора и служит дополнительной защитой его интересов, так как прописанные в соглашении права и обязанности сторон приоритетны по отношению к нормам национального права. В области защиты инвестиций особое значение имеют двусторонние и многосторонние соглашения, они обладают рядом преимуществ. Во-первых, государства обеспечивают эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, в ситуации неопределенности и рисков иностранный инвестор повышает защиту и гарантию своего капитала. В-третьих, у инвестора появляется законодательная гарантия для инвестиций вне зависимости от изменений в стране-реципиенте. Как правило, двусторонние инвестиционные договоры заключаются между экономически развитыми государствами (экспортерами капитала) и только развивающимися государствами (импортерами капитала), которые стремятся привлечь капитал.

Действующая в России система контроля и регулирования трансграничного передвижения капитала осуществляется международными и российскими правовыми актами.

Правоотношения, касающиеся иностранных инвестиций, в России регулируются целым комплексом законодательных актов. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) на сегодняшний день является единственным документом, полностью посвященным регулированию инвестиционных отношений в России. Все прочие федеральные законы относятся к источникам правовых норм законодательства об иностранных инвестициях. Они устанавливают специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранными субъектами. Например, Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013).

Российская Федерация — участник ряда двусторонних соглашений о сотрудничестве: в конкретных секторах экономики (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области туризма от 26.06.1986); торгово-экономической сфере (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об экономическом сотрудничестве от 16.02.2005); соглашения по иным вопросам регулирования иностранных инвестиций.

Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в России начала формироваться во времена Советского Союза. В 1986— 1987 гг. (период «перестройки») был принят ряд постановлений, которые определили основные направления изменений внешнеэкономической деятельности. Россия была нацелена на прямой доступ предприятий на зарубежные рынки и переход от торговых отношений к кооперированию производства.

Было признано, что необходимо разработать новую форму участия в международном разделении труда: совместные предприятия, производственная кооперация с иностранными фирмами и пр.

Выделяют конкретные этапы развития законодательства об инвестициях. Начальная стадия — с 1991 по 1996 г. — совпадает с началом проведения экономических реформ и периодом активной приватизации государственной собственности. Для этого периода характерна несформированность законодательного метода регулирования и контроля инвестирования. Инвестор (тогда исключительно иностранный) представляет собой главную цель для привлечения и регулирования. Приватизация проводилась в условиях еще не сформированного финансового рынка и неразвитой законодательной базы.

Второй этап — 1996—2000 гг. — время формирования рыночной структуры портфельных инвестиций, активного развития системы государственного регулирования рынка финансовых услуг, создания институтов рынка. Этот период начинается с принятия Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и утверждения Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Дальше последовало принятие Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федерального закона от 06.23.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Принятие этих законов способ — ствовало формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и притоку иностранного капитала.

Однако, как показало время, ФЗ № 117 носил в основном спекулятивный характер. Сформированная законодательная база не способствовала привлечению стратегических инвесторов, которые были бы заинтересованы в долгосрочном экспорте капитала. В августе 1998 г. именно эти спекулятивные операции с капиталом спровоцировали финансовый кризис.

Третий этап развития законодательства — период с 1999/2000 г. — связан с преодолением последствий финансового кризиса и устранением причин его появления. В конечном итоге основные причины были скрыты в недоработках законодательной базы. С этого времени законодательство, с одной стороны, направлено на развитие института защиты прав инвесторов, а с другой — берет курс на разнообразие форм и методов инвестирования. В первом случае речь идет о Федеральном законе от 07.08.01 № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»», который внес изменения в законодательную базу относительно прозрачности, добавил конкретики для инвесторов и определил полномочия совета директоров. Второе направление законодательства связано с защитой прав инвесторов, так как расширение пространства для маневра в плане выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля.

В ходе развития рыночных отношений были приняты нормативные акты на федеральном уровне, они определили политический и экономический статус страны. Были сформированы принципы и формы управления и формирования экономического пространства. Эти документы только косвенно влияют на инвестиционную деятельность. К ним можно отнести следующие законы: Конституция Российской Федерации (с уче — том поправок), Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 16.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 29.12.2015), Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) и т. п.

Значительный вклад в улучшение условий для инвестирования внесло принятие федеральных законов от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013) и от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014).

Среди федеральных законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, также укажем: от 28.12.2002 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»», от 11.29.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Следует отметить законодательные акты, регулирующие финансовые инвестиции и рынки, деятельность институциональных вкладчиков и документы, создающие новые формы инвестирования в основной капитал, — федеральные законы: от 07.10.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 30.12.2015), от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 30.12.2015), от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 23.07.2013), от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2015), от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015), от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 30.12.2015) и др.

На сегодняшний день законодательная база государственного регулирования трансграничного движения капитала носит противоречивый характер. В первую очередь Российское государство стремится либерализовать международное движение капитала для привлечения иностранных инвесторов. С другой стороны, принимаются меры по ограничению и дополнительному контролю за капиталовложениями в форме прямых импортируемых инвестиций. Это связано с противоречиями интересов национальной экономики и инвесторами. При этом наблюдается закономерность: на протяжении всего периода развития законодательной базы в сфере иностранного инвестирования в меньшей степени регулируется вывоз капитала, чем ввоз капитала в экономику страны. Анализ приводит к выводу о том, что если раньше валютное регулирование в стране было основано на планомерной реализации принципа валютной либерализации и соответствующем снятии валютных ограничений, то в настоящее время основные положения этой системы концентрируются в рамках противодействия утечке капитала, поэтому основные положения современного валютного законодательства направлены на регулирование деятельности дочерних иностранных компаний и их встречных потоков капитала.

Благодарность
Автор выражает благодарность своему научному руководителю Виктору Ивановичу Бархатову за ценные советы и идеи в ходе проведения исследования и написания статьи.

Список литературы

1. Антропов, А. Вывоз капитала — разграбление страны [Электронный ресурс] / А. Антропов // Наследие : информ.-аналит. портал. — URL: http://old.nasledie.ru/oboz/N5-6_01/5-6_20.HTM (дата обращения 09.11.2016).
2. Лабин, Д. К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка : дис. … д-ра юрид. наук / Д. К. Лабин. — М., 2005. — 363 c.
3. Крупко, С. И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором наук : дис. … канд. юрид. наук / С. И. Крупко. — М., 2002. — 215 с.
4. Лабин, Д. К. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений (исторический очерк) / Д. К. Лабин // Право и политика. — 2000. — № 9. — С. 30—37.
5. Карро, Д. Международное экономическое право / Д. Карро, П. Жюйар. — М. : Междунар. отношения, 2002. — 603 с.
6. Фархутдинов, И. З. Становление и развитие международного инвестиционного права в условиях глобализации: основные параметры [Электронный ресурс] / И. З. Фархутдинов // Соврем. право. — 2005. — № 7. — URL: https://www.sovremennoepravo.ru/.
7. Милякина, Е. В. Вывоз капитала: законодательство и практика его применения / Е. В. Милякина // Законодательство и экономика. — 2005. — № 3.
8. Замятин, Д. В. Бегство капитала из России и проблемы формирования государственной экономической политики : дис. … канд. экон. наук / Д. В. Замятин.— М., 2004. — 165 c.
9. Ильина, Е. Финансисты отчитались о ввозе денег, а предприятия об их вывозе / Е. Ильина // Рос. газ. — 2007. — № 4336. — С. 4.
10. Хидиятуллина, М. Н. Сущность, природа и противоречия вывоза капитала в экономической литературе / М. Н. Хидиятуллина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 8 (363). Экономика. Вып. 48. — С. 165—174.
11. Хидиятуллина, М. Н. Использование механизмов валютной политики в государственном регулировании вывоза капитала / М. Н. Хидиятуллина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 12 (367). Экономика. Вып. 50. — С. 89—96.
12. Бархатов, В. И. Проблемы и перспективы устойчивого развития национальной экономики в гло- бализующемся мире / В. И. Бархатов // Устойчивое развитие в неустойчивом мире : сб. аннот. докл. Междунар. междисциплинар. конф., 26—28 июня 2014 г., Челябинск / редкол.: В. И. Бархатов (пред.), Н. Н. Мильчакова, Д. А. Плетнев. — М. : Перо, 2014. — С. 9—10.
13. Бархатов, В. И. Устойчивое развитие национальной экономики России в современных условиях / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 9 (338). Экономика. Вып. 44. — С. 5—11.
14. Сорокин, Д. А. Особенности международного движения капитала в условиях новой индустриализации / Д. А. Сорокин // Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации : сб. тр. Междунар. науч. конф. Симферополь, 6—7 окт. 2016 г. — Симферополь : Антиква, 2016. — С. 103—108.
15. Хидиятуллина, М. Н. Эволюция теории вывоза капитала в экономической литературе / М. Н. Хидиятуллина // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : сб. ст. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Вел. Отеч. войне. Миасс, 24 апр. 2015 г. / под ред. А. Г. Бент. — Миасс : Геотур, 2015. — С. 204—209.

Вестник Челябинского государственного университета.
2016. № 14 (396). Экономические науки. Вып. 55. С. 86—94.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code