К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

К.Ю.Поспеев

Рассматриваются особенности подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию специальной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, территориальные органы МВД России, группировка сил и средств, модель обучения.

Чрезвычайные обстоятельства — обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер . Сопровождаясь целым спектром негативных последствий, эти обстоятельства, с одной стороны, характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой — наличием опасности для жизни, здоровья, чести и достоинства людей, культурных и материальных ценностей, а иногда и окружающей среде.

Все это свидетельствует о значимости грамотных и эффективных действий, а также заблаговременной подготовки группировки сил и средств территориальных органов при возникновении чрезвычайных обстоятельств на конкретной территории [1. С. 50]. На случай возникновения чрезвычайного обстоятельства на той или иной территории в территориальных органах разработаны типовые оперативные сигналы, характеризующие определенный вид ситуации [2. С 67].

В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России обязано принимать незамедлительные действия для ликвидации возникших чрезвычайных обстоятельств на территории России. Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России является одним из основных условий достижения успеха в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах и является составной частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Ответственность за организацию и состояние подготовки органов управления, элементов группировки сил и средств ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах несут руководители МВД России, ГУ МВД России, УМВД России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных массовых беспорядках, социальных конфликтах в регионах, действиях незаконных бандформирований, поисках вооруженных преступников требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение вредных последствий. Нередко это связано с риском для жизни и здоровья людей, нанесением значительного морального и материального ущерба.

Одним из основных элементов при организации работы по планированию действий сил и средств территориальных органов МВД России является определение руководителем органа внутренних дел перечня возможных задач при чрезвычайных обстоятельствах, к решению которых могут быть привлечены сотрудники полиции.

Эффективность действий территориальных органов МВД России при ликвидации чрезвычайных обстоятельств напрямую зависит от успешного выполнения следующих задач:

1. Стремление к недопущению значительного материального и морального ущерба, людских потерь.

2. Ликвидация угроз, которые способны оказать существенное влияние на жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, в частности органов и подразделений МВД России.

3. Привлечение государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий и минимизации ущерба.

4. Создание специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи), формирование функциональных групп, объединяемых в группировки сил и средств.

Для выполнения организованно и четко поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций. Формирование эффективной модели обучения должно осуществляться на основе информационных технологий, способствующих развитию уровня профессиональных и профессионально специализированных компетенций [3. С. 54].

Сотрудники органов внутренних дел, решая оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в чрезвычайных обстоятельствах различного характера, нередко сталкиваются с необходимостью их выполнения в условиях, приближенных к боевым. В этих условиях от аппаратов оперативного управления и личного состава требуется быть готовыми к выполнению не только оперативно- служебных, но и служебно-боевых задач в различных условиях складывающейся обстановки.

Готовность является важнейшей категорией управления в социальных системах, включая и правоохранительную. Ее обеспечение — объективный критерий успешной деятельности органов и подразделений МВД России в особых условиях [4. С 54]. Основными формами и методами обеспечения готовности органов и подразделений МВД России (функциональных групп, пунктов управления, группировки сил и средств в целом) являются: подготовка (корректировка) оперативных планов, подготовка сотрудников (на служебных занятиях, инструктажах, психологических тренингах), слаживание функциональных групп, проведение штабных тренировок, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, оперативных игр, организация системы управления (формирование органов оперативного управления, создание пунктов управления, установление коммуникационных средств связи и управления), отработка алгоритмов действий должностных лиц в особых условиях деятельности, организация информационного обеспечения, налаживание взаимодействия, отработка схем оповещения сотрудников по сигналам и сбора личного состава.

Далее постараемся выделить и рассмотреть проблемы, которые возникают как на этапах подготовки, так и на этапах непосредственного выполнения поставленных задач перед территориальными органами МВД России в чрезвычайных обстоятельствах.
Во-первых, это наличие и реальность планов действий при чрезвычайных обстоятельствах. ГУ МВД, УМВД России по субъектам разрабатывают данные планы, которые носят общий характер действий подразделений и служб территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. В свою очередь территориальные ОВД копируют данные планы действия, без внесения в них соответствующих изменений с учетом особенностей местности и оперативной обстановки на данной территории. То есть данный план носит формальный характер.

Полагаем, что подразделения и службы территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах должны в короткий срок эффективно реагировать на изменение складывающейся обстановки в районе обслуживаемой территории. Этому будут активно способствовать грамотно разработанные оперативные планы, предусматривающие различные ситуации и их изменения.

Необходимо обеспечить готовность личного состава (обучение, выработка психологической, морально-волевой устойчивости), слаживание элементов группировки сил и средств, а также органов управления, знание законов и иных нормативных правовых актов, научить сотрудников пользоваться специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, оружием, выработать умения и навыки принятия оперативных решений в чрезвычайных обстоятельствах, наработать опыт решения актуальных проблем профессиональной деятельности [5. С 54]. Как показывает практика, требования руководства МВД России о подготовке личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах не находят своего отражения в действительности. Это объясняется рядом причин:

1. Слабая заинтересованность личного состава в проведении данных тренировок и учений.

2. Количество времени, которое отводится на данные мероприятия.

3. Отсутствие квалифицированных сотрудников и специалистов, которые должны проводить данные занятия с личным составом.

4. Формальный характер проводимых мероприятий.

Подготовка сотрудников территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах на сегодняшний день не находит должного отражения на практике, но сейчас руководство МВД России уделяет этим вопросам значительное внимание. Это объясняется тем, что в последнее время повышается вероятность возникновения чрезвычайных обстоятельств на территории России.

Мы считаем, что для более эффективной подготовки личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах необходимо:

1. Установить специальные должности, с тем чтобы замещающие их лица проводили подготовку личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

2. Чаще проводить практические отработки различных ситуаций, а не ограничиваться теоретическими знаниями.

3. Устанавливать внеплановые проверки действия личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

4. Проводить анализ данных мероприятий, выделять минусы и принимать меры к их устранению.

Важно отметить и ресурсное обеспечение органов и подразделений ОВД, которое по степени значимости следует сразу за подготовкой личного состава. Рассмотрев данную проблему, мы выделили в ней четыре основных направления:

1. Подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

2. Доставка сил и средств тыла в район действия подразделений.

3. Тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях.

4. Эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений ОВД из района особых условий в район постоянной дислокации.

На сегодняшний день материально-техническая база территориальных органов МВД России не способна в полном объеме обеспечить эффективное выполнение поставленных задач перед ОВД в период чрезвычайных обстоятельств. Вооружение и специальные средства, применяемые ОВД, требуют обновления и принятия на вооружение новых видов и образцов стрелкового оружия. Мы полагаем, что это будет способствовать успешному выполнению различных задач при чрезвычайных обстоятельствах и снижению потерь среди личного состава территориальных органов МВД России.

Следующей проблемой, которая возникает на практике, является организационная готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего). Данная проблема обусловлена в первую очередь тем, что отработка подразделениями ОВД ситуаций, возникающих в период чрезвычайных обстоятельств, практически не проводится и носит формальный характер, как мы уже отметили. Это во многом и способствует неотработанности на практике механизмов взаимодействия различных служб и подразделений ОВД, что приводит к несогласованности и потере контроля над складывающейся обстановкой в районе чрезвычайных обстоятельств.

Для решения данной проблемы следует чаще проводить совместные оперативно-штабные учения территориальных органов и других силовых структур, а также разрабатывать совместные приказы, которые регулировали бы слаженные действия различных государственных и силовых структур, привлекаемых к решению задач в чрезвычайных обстоятельствах.

Последней проблемой, которую мы выделяем в настоящей статье, выступает то, что при подготовке личного состава территориальных органов МВД России для действий в чрезвычайных обстоятельствах не уделяется внимание развитию профессионально-психологических качеств, необходимых для работы в различных условиях складывающейся обстановки (мобилизованность, оперативность и точность мышления, наблюдательность и т. п.). Также следует отметить тот факт, что у некоторых сотрудников нет моральной устойчивости к негативным явлениям, влияние которых может их деморализовать, заставить отказаться от выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в чрезвычайных обстоятельствах. Решением данной проблемы могут стать только проведение указанного выше комплекса мероприятий, направленного на подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Мы считаем, что приведенные нами проблемы существенно снижают уровень готовности сотрудников территориальных органов МВД России к выполнению возложенных на них обязанностей в период чрезвычайных обстоятельств.

Список литературы

1. Громов, М. А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях / М. А. Громов // Тр. Акад. упр. МВД России. — 2012. — № 2 (22). — С. 53 — 56.
2. Долинко, В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения / В. И. Долинко // Тр. Акад. упр. МВД России. — 2012. — № 2 (22). — С. 111 — 114.
К вопросу о проблемах подготовки территориальных органов МВД России. 87 87

3. Поспеев, К. Ю. Инновационная образовательная технология обучения курсантов и слушателей по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка» на примере электронного мультимедийного учебного курса «Тактико-специальная подготовка» / К. Ю. Поспеев // Актуал. проблемы соврем. науки. — 2014. — № 1. — С. 53 — 56.
4. Степанов, А. Г. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и аппаратов управления к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах / А. Г. Степанов. — М. : Акад. упр. МВД России, 2009.

Библиографическое описание: Поспеев, К. Ю. К вопросу о проблемах подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств / К. Ю. Поспеев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 1. — С. 84 — 87.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code