ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

И.Н.Князева, М.А.Устинова

Рассматривается проблема эффективности отправления правосудия по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в установленные в действующем законодательстве процессуальные сроки. На основании анализа правовых норм авторы выявляют несоответствие установленных сроков административного судопроизводства общему для административного процесса принципу оперативности и предлагают изменения в законодательство.

Ключевые слова: административное судопроизводство, принципы административного процесса, избирательное право, процессуальные сроки, право на судебную защиту, публичные правоотношения.

 

15 сентября 2015 г. вступил в силу новый федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации1 (далее — КАС РФ), реализующий положения ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 2 ст. 118, ст. 126 Конституции Российской Федерации, принятый в целях дифференциации процесса и учитывающий специфику субъективного материального права, подлежащего судебной защите. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений, ранее регулировавшийся нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящее время сконцентрирован в специальном кодифицированном акте, с тем чтобы повысить качество и эффективность отправления правосудия. Вместе с тем представляется, что при принятии КАС РФ не были в достаточной степени проанализированы некоторые недостатки Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части правового регулирования производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также правоприменительная практика. Двояко воспринимаемые по своей конструкции и в соотношении с другими статьями несовершенные процессуальные нормы в таком же виде существуют и сейчас. Это приводит к отсутствию единого мнения по вопросам применения некоторых положений КАС РФ среди судей и, как следствие, к противоречивой практике, а значит, к возможному нарушению прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Так, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает активное и пассивное избирательные права граждан РФ, а также право на участие в референдуме , в случае нарушения которых гражданин вправе обратиться за защитой в суд в порядке, предусмотренном гл. 24 КАС РФ, что также гарантировано ст. 46 Конституции Российской Федерации.

На практике эффективная реализация данного права осложнена тем, что законодатель при разработке правовых норм о рассмотрении административных дел в первой и апелляционной инстанциях установил, по нашему мнению, чрезмерно длительные сроки, фактически игнорируя общий для административного процесса принцип оперативности, заключающийся в его осуществлении в возможно короткие сроки, установленные законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 141 КАС РФ, по общему правилу административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в первой и апелляционной инстанциях должны быть рассмотрены и разрешены судом в течение двух месяцев, Верховным Судом РФ — в течение трех месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Исключением являются установленные для отдельных видов дел данной категории в ч. 1—6 ст. 241 КАС РФ специальные сроки, сокращенные до минимально возможных. Необходимость такого разграничения длительности сроков вызвана тем, что избирательное право непосредственно связано с осуществлением государственного и муниципального управления, основывающегося на принципах законности, которые могут быть нарушены при несоблюдении избирательного законодательства.

Однако если для административных исковых заявлений, поступивших в суд в период избирательной кампании, установлен пятидневный срок рассмотрения, то для административных исковых заявлений, касающихся решений комиссии о результатах выборов, сокращенные сроки рассмотрения дел не предусмотрены. Указанные заявления должны быть разрешены судом первой инстанции в течение двух месяцев со дня их поступления в суд (ч. 3 ст. 241 КАС РФ). Двухмесячный срок установлен и для рассмотрения апелляционных жалоб на решение суда первой инстанции по административному делу о результатах выборов (ч. 7 ст. 305 КАС РФ).

Рассмотрим более детально порядок и сроки обращения с заявлением об отмене решения комиссии о результатах выборов на различных уровнях власти — федеральном, региональном, местном.

Федеральный законодатель устанавливает возможность обжалования нарушений избирательных прав граждан РФ в гл. X Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»1. В частности, предусмотрен порядок судебного обжалования решений и действий избирательных комиссий, при этом суды обязаны организовать свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (ч. 1 и 11 ст. 75). Статья 77 указанного закона закрепляет правомочие суда отменить решение о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из перечисленных в ч. 2 обстоятельств, нарушающих избирательное законодательство. В их число входят и те, при которых выявить действительную волю избирателей не представляется возможным. В случае установления судом указанных обстоятельств результаты выборов должны быть признаны недействительными. К таким нарушениям избирательного законодательства относятся: а) подкуп избирателей; б) выход за рамки законодательных ограничений в ходе предвыборной агитации; в) использование преимущества должностного или служебного положения кандидатом; г) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата. Перечень нарушений не является исчерпывающим, судам предоставляется возможность самостоятельного определения случаев, при которых результаты выборов могут быть отменены, более того, признаны недействительными. Административное исковое заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов.

На региональном и местном уровне рассмотрим избирательное законодательство на примере Челябинской области. Отдельные положения, а именно ст. 61 и 62 Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» регулируют порядок и сроки обращения в суд по вопросам обжалования решений комиссий о результатах выборов.

Статьи закона, касающиеся оснований отмены решения избирательной комиссии, полностью повторяют сформулированные федеральным законодателем положения. Правовые нормы о сроках обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене решения комиссии о результатах выборов приведены в абсолютное соответствие Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которым установлен трехмесячный срок со дня официального опубликования результатов выборов (ч. 3 ст. 62 Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области»).

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований регулируется Законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области», где предусмотрено право обжалования решений, нарушающих избирательные права граждан РФ. Срок обращения с заявлением об отмене решения комиссии о результатах выборов также составляет три месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации установил сроки подачи административного искового заявления о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, которые составляют по общему правилу три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, законодательства о выборах (ст. 240 КАС РФ). Идентичный срок установлен для подачи заявления после опубликования результатов выборов.

Срок рассмотрения судом первой инстанции дел данной категории, установленный избирательным законодательством Российской Федерации и ее субъектов, составляет два месяца и исчисляется со дня подачи жалобы. Обращаясь к КАС РФ, видим, что в нем установлен тот же срок (ч. 3 ст. 241).

Несмотря на то что анализ правовых норм в результате не выявил противоречий, представляется, что разумность установленных в законодательстве сроков вызывает сомнения, поскольку их определенная длительность может привести к нарушению надлежащей защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Столь длительные сроки рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций административных исковых заявлений об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов и апелляционных жалоб, установленные в ст. 241 и 305 КАС РФ по данной категории дел, могут привести к возникновению достаточно серьезных последствий — невозможности восстановления правового положения, существовавшего до проведения выборов, поскольку отмена решения о результатах выборов депутатов представительного органа власти и признание их недействительными влечет не только отстранение того или иного депутата от занимаемой должности, но и ставит под сомнение законность принятых во время нахождения его на должности решений, нормативных правовых актов.

Путем простого расчета можно определить максимальный срок рассмотрения, разрешения и пересмотра административного дела об отмене решения комиссии о результатах выборов в судах первой и апелляционной инстанций. Так, если срок подачи административного искового заявления составляет три месяца, рассмотреть дело суд должен в течение двух месяцев после подачи заявления, апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ), а на рассмотрение такой жалобы суду предоставлен двухмесячный срок, то общий процессуальный срок разрешения дела составит восемь месяцев. Нельзя исключать, что в этот период Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, представительные органы субъектов и муниципальных образований де-факто могут действовать в незаконном составе. А депутаты, изначально в таком случае не имеющие законного права на осуществление отнесенных к их компетенции полномочий, несмотря на сознательно допущенные при проведении избирательной кампании нарушения, будут являться представителями народа, то есть от имени граждан Российской Федерации осуществлять реализацию предоставленных им властных полномочий.

В течение восьми месяцев представительный орган власти может принять не один нормативный правовой акт, осуществить иные находящиеся в его компетенции полномочия, а если говорить о представительном органе местного самоуправления, то именно им избираются главы муниципального образования и местной администрации (п. 1 ч. 2 ст. 36; ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

На основе принятых представительным органом нормативных правовых актов за время разрешения административного дела об отмене решения комиссии о результатах выборов будет принято значительное количество ненормативных правовых актов, то есть будет осуществляться правоприменительная практика.

Следовательно, в случае удовлетворения заявленных гражданином требований об отмене результатов выборов или признании их недействительными возникает объективная необходимость решения вопроса об оставлении в законной силе принятых с участием отстраненного от должности депутата решений либо их отмене. Без нарушений избирательных прав граждан, как показывает практика, выборы не обходятся. Но если одни существенным образом не влияют на окончательный результат волеизъявления граждан, то другие непосредственно затрагивают фундамент правовой основы процедуры избрания членов представительного органа власти. При таких обстоятельствах если орган законодательной ветви власти действует в незаконном составе, то и результаты его деятельности не могут обладать юридической силой и требуют пересмотра в случае отмены решения о результатах выборов.

Представляется нелогичной и не отвечающей принципам административного процесса позиция законодателя относительно определения сроков рассмотрения дел, касающихся установленных Конституцией Российской Федерации избирательных прав граждан.

На сегодняшний день последствием обозначенной проблемы может являться то, что судьи, разрешая дела об отмене решений комиссии о результатах выборов, фактически будут формировать практику таким образом, чтобы как можно меньше подобных административных исковых заявлений было удовлетворено, несмотря на возможно допущенные, причем достаточно существенные нарушения избирательного законодательства. Не исключено, что под предлогом недоказанности, неубедительности доводов жалобы могут быть признаны законными результаты проведенных с нарушениями выборов, поскольку их отмена негативно скажется на публичной сфере.

До 15 сентября 2015 г. дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматривались и разрешались по правилам, установленным утратившей на сегодня силу гл. 26 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой заявление в суд могло быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Заявление, касающееся решения комиссии об итогах голосования должно было быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд. Сравнив приведенные выше сроки с процессуальными сроками, установленными КАС РФ, видим, что они подверглись изменению, в частности сокращению, однако, по нашему мнению, недостаточному для осуществления административного судопроизводства в возможно короткие сроки, как того требует принцип оперативности.

Установление десятидневного срока подачи и пятидневного срока рассмотрения административного искового заявления и апелляционной жалобы по аналогии с существующим порядком подачи заявлений в период избирательной кампании в целях объективного, правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории позволит избежать затягивания сроков административного судопроизводства и, как следствие, нарушений избирательных прав граждан. Если сейчас последствия принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований в двухмесячный срок рассмотрения такого дела в первой инстанции еще можно устранить при условии подачи административного искового заявления немедленно после опубликования результатов выборов, то в апелляции этот срок увеличивается до восьми месяцев, в течение которых осуществляется непрерывная работа представительного органа. И в случае признания апелляционной инстанцией результатов выборов недействительными все решения, принятые законодательным органом власти, будут подлежать отмене, что представляется непростым для осуществления.

А потому предусмотренные Кодексом административного судопроизводства РФ сроки обжалования результатов выборов затрудняют практическое применение норм материального права и не позволяют судам в полной мере осуществлять защиту избирательных прав граждан, которые де-факто нарушены, но при таких длительных сроках рассмотрения и обжалования под различными предлогами суды вынуждены выносить решения и определения не в пользу граждан.

С учетом вышесказанного представляется необходимым внести изменения в ч. 3 ст. 240, ч. 3 ст. 241, ч. 3 ст. 298, ч. 7 ст. 305 КАС РФ, изложив их в следующей редакции:

«Статья 240. Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

3. После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение десяти дней со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума».

«Статья 241. Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

3. Административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании, а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня их поступления в суд».

«Статья 298. Срок подачи апелляционной жалобы, представления

3. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения».

«Статья 305. Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

7. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об итогах голосования, о результатах выборов, референдума рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления в суд апелляционной инстанции».

Представляется, что посредством сокращения сроков рассмотрения административных дел данной категории увеличится эффективность судебной защиты нарушенных конституционных прав граждан РФ.

Библиографическое описание: Князева, И. Н. Процессуальные сроки в административном судопроизводстве как средство обеспечения охраны избирательных прав граждан / И. Н. Князева, М. А. Устинова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 1. — С. 14—18.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code