Часть 11. Методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с хищениями и последующей легализацией автотранспортных средств

Некоторые особенности назначения и проведения экспертиз по обнаруженным транспортным средствам

С целью выявления факта изменения и установления первоначальных номеров двигателя и кузова назначается экспертиза маркировочных обозначений транспортных средств. Данное название экспертизы (вместо трасологической, транспортно-трасологической) определено специализацией экспертов-криминалистов[1].

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Подвергался ли изменениям идентификационный номер кузова автомобиля, представленного на экспертизу?

2. Если да, то каким способом и каково его заводское (первоначальное) содержание? (аналогичные вопросы ставятся и по изменениям номера двигателя).

3. Производилось ли переоборудование салона и замена агрегатов автомобиля?

Следует знать, что на автомобилях производства Германии и Швеции, в местах, известных эксперту, имеются производственные (внутризаводские) номера, в связи с чем, в постановлении о назначении экспертизы по автомобилям указанных стран  рекомендуется поставить следующий вопрос:

—  Имеется ли в представленном автомобиле производственный номер, если да, то каково его заводское содержание и не подвергалось ли оно изменению?

Кроме того, на всех автомобилях маркируются основные детали и агрегаты, поэтому перед экспертом необходимо поставить вопрос по поводу обнаружения и этих номеров.

В случае положительного ответа, в представительство  завода-автопроизводителя следует направить запрос об установлении идентификационных маркировочных обозначений автомобиля по внутризаводскому номеру, либо номеру отдельной детали или агрегата (см. приложение № 3).

Судебная экспертиза материалов, веществ и изделий (лакокрасочных материалов и покрытий) даст ответ на вопросы:

1. Имелся ли факт перекраски представленного автомобиля в целом или по частям?

2. Если да, то в заводских условиях или кустарным способом она произведена и  каков первоначальный цвет автомобиля либо его части?

В связи с тем, что эксперт не вправе без разрешения следователя  проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов или изменение их внешнего вида (ст. 57 УПК РФ), в постановлении о назначении данной экспертизы следует указать о таком разрешении (например, на производство соскобов,  смывов лакокрасочного  покрытия автомобиля и т.д.).

Для установления подлинности учетно-регистрационных документов на автомобиль (изменение машинописных текстов, оттисков печатей и штампов, способа изготовления документа), проводится экспертиза технического исследования документов, на разрешение которой ставятся следующие основные вопросы:

1. Соответствует ли представленный на экспертизу документ (ПТС,  водительское удостоверение и т.п.) по качеству воспроизведения полиграфических реквизитов, аналогичной продукции  предприятий Гознака?

2. Вносились ли изменения в первоначальное содержание реквизитов и исполненных записей?

3. Если да, то каким способом, и каково первоначальное содержание реквизитов и записей?

По автомашинам производства Федеративной Республики Германия, выпущенным после 1998 года, в случаях, если в территориальных экспертных подразделениях установить первоначальные идентификационные номера не представляется возможным, рекомендуется  обратиться в отдел автотехнических экспертиз ЭКЦ МВД России (см. приложение № 3), для рассмотрения вопроса о назначении повторной экспертизы маркировочных обозначений транспортного средства.


[1] Приказ МВД России от 14.01.2005г.  № 21 «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра их уровня профессиональной подготовки».

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.  Часть 8.  Часть 9.  Часть 10.  Часть 11.  Часть 12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code