Часть 1. Методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с хищениями и последующей легализацией автотранспортных средств

С постоянным в течение последних 15 лет ростом автопарка, незаконное завладение транспортными средствами представляет собой одну из наиболее острых проблем, стоящих перед правоохранительными органами.

Изменения политической и экономической ситуации в нашей стране поставили преступный автобизнес в ряд наиболее доходных направлений противоправной деятельности. В настоящее время эти преступления совершаются хорошо организованными, профессиональными преступными формированиями, имеющими межрегиональные и межгосударственные связи, налаженные каналы легализации и сбыта похищенных автомашин.

Анализ криминогенной обстановки и результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел свидетельствует  том, что работа по данному направлению остается неудовлетворительной.

Динамика хищений транспортных средств в 2000-2004 годах свидетельствует о постоянном их количественном росте. Если в 2000 году в России было зарегистрировано 49.051 кража транспортных средств, то в 2002 году уже 58.783 кражи, в 2003 году – 70.529 (рост на 10,5 %), в 2004 году — 71164.

Вместе с тем, уровень раскрываемости данных преступлений все время снижается: с 28,4 % в 2000 г.,  20% — в 2002г., 18,6% — в 2003г., до 15,3% — в 2004г.

Высокая криминальная активность организованных преступных групп, распределение ролей внутри них, многообразие способов легализации похищенных автотранспортных средств и высокий уровень коррумпированности должностных лиц государственных органов (таможенных, регистрирующих и др.) приводят к тому, что в руки правосудия попадают в лучшем случае лишь непосредственные исполнители преступлений. Большинство же лиц, причастных к организации и совершению данных преступлений, остаются безнаказанными и продолжают свою антиобщественную деятельность.

Как правило, совершаемые преступления отличаются тщательной подготовкой и высокой степенью преступной квалификации исполнителей. Они хорошо спланированы, совершаются с использованием современных технических средств, «профессионально» укрываются следы и орудия совершения преступлений.

Предметом преступного посягательства остаются в основном легковые автомашины отечественного и зарубежного производства. В дневное время кражи совершаются с мест стоянок путем вскрытия запорных устройств. В ночное время – из гаражей, с территории неохраняемых и охраняемых стоянок, из дворов частных и многоэтажных домов. Как правило, завладение транспортным средством происходит в очень короткий промежуток времени, для совершения хищения не служат препятствием самые сложные противоугонные системы. Преступники зачастую тщательно подбирают объекты преступного посягательства с учетом престижности марки автомашины, года выпуска, технического состояния и личности владельца, располагают хорошо подготовленными местами укрытия похищенного автотранспорта. Основными путями легализации похищенных транспортных средств являются изменение их идентификационных маркировочных данных  и изготовление поддельных документов.

Естественно, что в таких условиях требуется особая профессиональная подготовка сотрудников следственных подразделений и аппаратов уголовного розыска, специализирующихся на этом направлении. Кроме того,

важное практическое значение приобретает четко налаженное взаимодействие всех служб и подразделений органов внутренних дел между собой.

Следует признать, что нередко сотрудники ОВД, в том числе и следователи, не владеют методикой расследования и раскрытия этого вида преступлений, не могут выявить механизм совершения преступлений и правильно сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях установленных лиц признаков конкретного состава преступления. Отсутствует достаточное взаимодействие оперативных служб и органов предварительного следствия. В совокупности эти обстоятельства не позволяют эффективно бороться с данным видом преступлений.

Тактические ошибки и упущения, допускаемые следователями и сотрудниками оперативных служб, приводят к снижению раскрываемости преступлений, связанных с хищением автотранспорта и увеличению количества уголовных дел, производство по которым приостанавливается по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.208 УПК Российской Федерации[1], как правило, без выполнения всех необходимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемых.

Вопросы предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений данного вида относятся к одному из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета и МВД в целом.

Подготовленные на основе анализа и обобщения передового опыта борьбы с хищениями и легализацией автотранспортных средств настоящие методические рекомендации определяют основы организации деятельности  следователя по планированию, выдвижению и отработке типовых версий,  производству конкретных следственных действий при расследовании преступлений данной категории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code