СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ — НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


Е.Ю.Сабитова

Рассмотрены и проанализированы самые последние изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в июле 2016 г., в части определения места страховых взносов в современной налоговой системе России. Обращается внимание на нестабильность сегодняшнего налогового законодательства, новое место страховых взносов в современном налоговом праве. Анализируются некоторые положения вновь принятых законов.

Ключевые слова: налоговое законодательство, страховые взносы, пенсионное, социальное и медицинское страхование, налоговая система, администрирование страховых взносов.

В июле 2016 г. в налоговое законодательство РФ были внесены существенные изменения, касающиеся вопросов администрирования налоговыми органами страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. То есть в очередной раз правовое регулирование этих обязательных платежей подверглось серьезному реформированию, перестройке и переосмыслению их места в российской налоговой системе.

Анализ действующих налоговых систем развитых стран подтверждает, что ни одной стране не удается найти тот вариант налогообложения, который устраивал бы как государство, так и всех или большинство налогоплательщиков. Противоречия между возможностями экономической системы, целями и задачами политических партий, интересами международного экономического сотрудничества, постоянно нарастая, приводят к тому, что прежние системы признаются неудовлетворительными и начинается их пересмотр.

История России конца XX — начала XXI в. показывает, что ей до сих пор так и не удается на длительный период сохранять систему налогообложения в неизменном виде. Потому что налоговые реформы позволяют снимать наиболее острые противоречия, приспосабливать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять структуру налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, перераспределять поступления по звеньям налоговой системы [3. С. 205].

Пересмотры и реформы системы налогообложения в области страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, осуществлявшееся в последние десятилетия, проходили по следующим направлениям [2. С. 73]:

1. Создание принципиально новой модели налоговой системы России и введение в ее структуру подсистемы страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование в 1991 — 1992 гг. Тогда же были приняты основополагающие законы об обязательном пенсионном страховании в РФ, об основах обязательного социального страхования, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательном медицинском страховании в РФ и созданы соответствующие государственные внебюджетные фонды.

2. В 2001 г. в РФ был введен единый социальный налог (взамен существовавшей на тот момент системы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), правовое регулирование которого осуществлялось положениями гл. 24 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В число отмененных взносов вошли страховые платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

Введение единого социального налога вместо действовавшей ранее системы страховых платежей в государственные внебюджетные фонды преследовало цели мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, сокращения налоговой нагрузки на предприятия и организации, а также сокращения административных издержек по исчислению и уплате этих платежей, для чего функции по сбору единого социального налога были переданы в систему Министерства по налогам и сборам. Это означало, что все расчеты по налогу будут проводиться через налоговые инспекции, но зачисляться в государственные внебюджетные фонды.

3. Следующий этап реформирования налоговой системы и системы страховых взносов пришелся на 2009 — 2010 гг. 24 июля 2009 г. был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и упразднен единый социальный налог. В результате внебюджетные фонды превратились в самостоятельное звено финансовой системы РФ, представляющее обособленные (вне бюджетной системы) финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для осуществления финансирования социальных конституционных прав граждан. Внебюджетные фонды концентрируют денежные средства, которые впоследствии перераспределяются на социальное обеспечение.

Особенностью финансово-правового статуса внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. является их невхождение в состав бюджетов всех уровней и, как следствие, невозможность изъятия внебюджетных денежных средств в доход бюджета [1. С. 369]. С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2016 г. государственные внебюджетные фонды самостоятельно осуществляют администрирование платежей по взносам, определяют порядок и сроки их уплаты, проверяют расчеты, проводят проверки у плательщиков взносов и иные контрольные мероприятия.

В значительной мере направленность этих многолетних реформ определялась и определяется как недостатками действующей налоговой системы, так и множеством политических факторов. К недостаткам современной российской налоговой системы можно отнести сложность ее понимания налогоплательщиками и большое число налогов, обязательных платежей и парафискальных сборов, а политические факторы определены целями и задачами политических партий, стоящих у власти и производящих те или иные изменения в налоговой сфере.

Очередной этап реформирования российской налоговой системы и системы уплаты страховых взносов начнется 1 января 2017 г. в связи с принятием 3 июля 2016 г. федеральных законов № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»» . Этими законами вносятся основополагающие изменения в налоговое законодательство и в целый ряд федеральных законов, регулирующих вопросы всей системы обязательного государственного страхования.

Взимание взносов в Пенсионный фонд РФ регулировалось Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» . Согласно ст. 3 этого закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Тарифы взносов устанавливались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2015 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Уплата взносов в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования регулировалась Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» . Согласно п. 6 ст. 3 закона страховые взносы на обязательное медицинское страхование — это обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

Платежи в Фонд социального страхования РФ регулировались федеральными законами: от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ; от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ; от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» .

Закон № 243-ФЗ включил в НК РФ раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», внес в него и другие законодательные акты, необходимые изменения и дополнения. С момента вступления этого закона в силу (1 января 2017) налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование;

2) обязательное медицинское страхование;

3) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление и порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также ответственность субъектов страхования регулируются Законом № 125-ФЗ (в редакции Закона № 250-ФЗ).

Одним из главных изменений ч. 1 НК РФ является дополнение ст. 8 пунктом 3 в котором, наряду с основополагающими понятиями «налог» и «сбор», формулируется и закрепляется понятие «страховые взносы», под которыми понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц. В соответствии с этим новым понятием серьезно изменяются структура налоговой системы, суть и смысл общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Кроме того, очень важным дополнением является включение в НК РФ гл. 2 «Страховые взносы Российской Федерации» , которой определяется место страховых взносов в системе федеральных обязательных платежей и общие условия установления страховых взносов (ст. 18 ), в связи с чем существенно меняются суть и смысл очень многих статей ч. 1 НК РФ. Новая редакция появилась и у нескольких статей гл. 3 НК РФ, как, впрочем, изменилось и само название этой главы.

Изменились также положения гл. 5 и 8 по вопросам исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов (например, ст. 48, 49, 51, 52, 54, 55 и др.). Подверглись существенному реформированию гл. 10 «Требование об уплате налогов и сборов», гл. 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм», гл. 14 «Налоговый контроль».

Но особое внимание необходимо обратить на дополнение ч. 2 НК РФ разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и главой 34 «Страховые взносы». Новые раздел и глава подробно регламентируют новые условия установления и уплаты страховых взносов, определяя плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для исчисления страховых взносов, расчетный период, тарифы страховых взносов, порядок исчисления страховых взносов, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Основные положения гл. 34 ч. 2 НК РФ сводятся к следующему.

Страховые взносы устанавливаются НК РФ, являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории РФ (ст. 18 НК РФ).

Страховые взносы — это денежные средства, которые уплачиваются страхователями в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с п. 2 ст. 144 Бюджетного кодекса РФ к таким фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Перечисленные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, которые находятся в ведении государства, но не финансируются из государственного бюджета. Фонды формируются из взносов, отчисляемых в основном работодателями в порядке, установленном федеральными законами, положениями об этих фондах и инструктивными указаниями фондов.

Плательщиками страховых взносов, взимание которых регулируется НК РФ, признаются:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (п. 1 ст. 419 НК РФ).

Объект обложения страховыми взносами различается в зависимости от категории плательщиков взносов.

Объектом обложения для плательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения
в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (п. 2 ст. 420 НК РФ).

Объектом обложения для лиц, занимающихся частной практикой, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения признается доход, полученный плательщиком страховых взносов (п. 3 ст. 420 НК РФ).

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, указанные в п. 4—7 ст. 420 НК РФ.

База для исчисления страховых взносов плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 или 2 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 1 и 2 ст. 421 НК РФ).

В базу для исчисления страховых взносов не включаются: государственные пособия (в том числе пособия по безработице); все виды компенсационных выплат (в том числе связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщикам; другие выплаты, указанные в ст. 422 НК РФ.

Расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы взносов устанавливаются в следующих размерах (если иное не предусмотрено гл. 34 НК РФ): на обязательное пенсионное страхование — 26 %; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9 %; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ,— 1,8 %; на обязательное медицинское страхование — 5,1 % (ст. 425 НК РФ).

Тарифы страховых взносов в 2017 — 2018 гг. для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), установлены ст. 426 НК РФ. Для них же в случаях, предусмотренных ст. 427 НК РФ, применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (лица, занимающиеся частной практикой), уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, определяемом по правилам, установленным ст. 430 НК РФ.

Сроки уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, уплачивается плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 р. за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 432 НК РФ).

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 3 ст. 432 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками взносов отдельно в отношении каждого вида страховых взносов. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, исчисляют суммы страховых взносов самостоятельно. Суммы страховых взносов исчисляются ими отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный законом срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п. 1, 2 ст. 432 НК РФ).

Положения разд. XI и гл. 34 НК РФ вступают в силу с 1 января 2017 г.

Список литературы

1. Крохина, Ю. А. Финансовое право России / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. — 720 с.
2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение в России / Л. Н. Лыкова. — М. : Дело, 2004. — 400 с.
3. Перов, А. В. Налоги и международные соглашения России / А. В. Перов. — М. : Юрист, 2000. — 520 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016.
Серия: Право. Том 1 Выпуск 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code