Часть 1. СОЗДАНИЕ, ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ оффшор КОМПА­НИЕЙ

Глава 1.  Что такое ОФФ — ШОР (ОФФШОР) компании ?

Для многих бизнесменов вопрос использования оффшор компании уже ясен. Но на него невозможно дать исчерпывающий ответ. Вернее, ответов будет примерно столько, сколько в мире существуют подобных компаний, ведь использование их абсолютно индивидуально. Естественно, существует какие-то рамки, правила, традиции и направления, но они являют­ся всего лишь основополагающими.

Оффшор зоны, а следовательно и аналогичные компании, появились во второй половине XX века в небольших, часто островных государствах. Сам по себе термин off-sohre дословно переводится как «вне побережья» и, пожа­луй, точнее всего мог бы быть передан архаичным русским словом «замор­ский». Четкого определения оффшор компании не существует, что иногда создает определенные сложности. Существуют, однако, компании, которые однознач­но можно отнести к оффшорным, которые являются спорными или частично подходят под этот термин, и которые никаким образом не могут быть так определены. Есть несколько аспектов «оффшорной» деятельности, совокуп­ность которых позволяет в большей или меньшей степени отнести компанию к данному разряду.

Некоторые признаки оффшор компании

Первое, что необходимо упомянуть, это то, что оффшор компания не ведет коммерческой деятельности на территории, где она зарегистрирована. Именно это свойство и дало название всему виду деятельности. Продикто­вано это правило, очевидно, соображениями зашиты собственного предпри­нимательст­ва. Это условие в большинстве случаев определяет предоставле­ние такой компании режима налогового благоприятствования. Его наруше­ние ведет к штрафу и лишению льготного статуса.

Второе — оффшор компания обычно освобождена от уплаты налогов или выплачивает налог по сниженной процентной или фиксированной ставке. Такая компания имеет статус нерезидента или освобожденного как неведущего на данной территории коммерческую деятельность резидента. Для получения соответствующего статуса в регистрационные органы пода­ется апелляция. Невыполнение требований законодательства к компаниям данного статуса, как уже говорилось выше, ведет к лишению статуса и раз­личным санкциям.

Существуют зоны, где налоговые льготы для компаний — нерезидентов незначительны. К ним можно отнести некоторые штаты США и кантон Же­нева (Швейцария). Применение к ним термина «оффшор» представляется весьма спорным. Об этом еще пойдет речь в следующих главах.

Третье. В стране регистрации компания, естественно, должна в какой-либо мере общаться с различного рода официальными инстанциями. Роль посред­ника в данном случае берет на себя как правило секретарская компа­ния (СК).

Наличие секретарской службы (и ее качество) в стране регистрации яв­ляется одним из важнейших факторов в деятельности оффшор компании. Отсутствие или неудовлетворительное качество секретарского сервиса на любом этапе существования и деятельности может привести к краху даже самую процвета­ющую компанию.

В «хороших» оффшор зонах исторически сложилась высокая концен­трация секретарского потенциала. Это СК, ведущие дела сотен и тысяч ком­паний и неупускающие ни одной мелочи в обеспечении их жизнедеятельно­сти Требо­вания к СК настолько высоки, что их работу можно сравнить со ставшей притчей во языцах работой сапера, не имеющего права на ошибку.

Варианты оффшор компаний, как уже говорилось в начале этой главы, весьма разнообразны. Одним из простейших вариантов, используемых на Западе, является уход от налогов на дорогостоящую собственность.

Но при всей своей распространенности за рубежом этот вариант не представляет большого интереса для нас. Самый, можно сказать, «хрестома­тийный» вид использования оффшор компании — для международной тор­говли. Можно привести сколько угодно коммерческих схем использования подобных компа­ний для торговых операций. Эти схемы могут быть различ­ной степени сложности и состоять из разного количества участвующих юри­дических лиц в различных точках земного шара. Одно время этим неблаго­дарным делом увлекалась газета «Коммерсанть». Мы считаем, что схемы должны составлять­ся индивидуально для каждой сделки и давать какие-то готовые рецепты в этой области нецелесообразно.

Можно привести лишь одну базисную схему, которая чаще всего ис­пользуется и, кроме того, является основной для составления более сложных схем. Допустим, российская компания. А покупает у европейской компании. В товар для продажи на внутреннем рынке — стандартная ситуация. Если владельцам компании. А также принадлежит оффшор компания С, то сделку покупки товара в Европе можно оформить на компанию С, которая, в свою очередь перепродаст товар компании А. На первый взгляд, характер сделки принципи­ально не изменился, но компания С, купив товар по мини­мальной цене у В, в дальнейшем может, варьируя отпускной ценой, добиться оптимального для компании А соотношения таможенной пошлины на товар и всех налогов, которые А заплатит по этой сделке.

Аналогичным, но «зеркальным»образом может быть проведена и экс­портная операция. Автор воздерживается от более конкретных рекоменда­ций ввиду того, что ставки налогов и пошлин в нашей стране меняются с вы­зывающей лишь сожаление быстротой и любые рекомендации могут в лю­бой момент устареть. Кроме того, в западных странах пошлины на различ­ные виды товаров хоть и более стабильны, но специфичны в каждой стране.

Оффшор компания может быть и чисто накопительной. На банковском счету такой компании аккумулируются денежные средства, полученные от деятельности ее владельцев (или других лиц или организации), которые в дальнейшем могут быть использованы для инвестирования в различные предприятия, переданы в траст или холдинг для получения прибыли по ним в интересах каких-либо физических лиц или использованы другим образом.

Технические аспекты работы с фондами компании будут рассмотрены ниже, в главе, посвященной банковскому обслуживанию оффшор компании.

Репутация компании и юрисдикции

Существует еще один фактор в деятельности оффшор компании, о ко­тором хотелось бы упомянуть. Это фактор репутации. Государства, предос­тавляющие налоговые льготы подобного рода компаниям, известны всему миру. Если западному бизнесмену предложить заключить сделку с компа­нией, зарегистрированной, например, на Кипре (если речь идет о междуна­родной торговой деятельности), он будет просто уверен в том, что это оффшор компания и ее владельцы отнюдь не киприоты. Для многих работа с та­кой «конспиративной» компанией послужит стимулом проявлять излишнюю осторожность при про­ведении сделок с ними. Ибо на Западе также имеют место случаи мошенничес­тва и недобросовестности в партнерстве. В ситуа­ции же с оффшор компанией, естественно гораздо сложнее искать истинных виновников обмана. Хотя работа напрямую с партнерами из СНГ представ­ляется западным партнерам «зоной повышенного риска». Как при работе с фирмами из СНГ, так и с оффшор компаниями они на первых порах пред­ложат жесткие условия, которые помогут им подстраховаться от возможных рисков Было бы неправильно полагать, что владелец какой-либо «европей­ской» компании мог бы сразу стать привлекательным деловым партнером. Репутация при работе с оффшор компаниями складывается при продолжи­тельном успешном бизнесе, как и в любом другом деле.

При работе оффшор компании на внутреннем рынке следует помнить что подобная компания формально является иностранным инвестором. Это нала­гает определенные ограничения, но и дает некоторые преимущества.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code