КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

И.П.Шлее

На основе комплексного анализа существующих исследований даётся понятие дорожно-транспортного происшествия, приводится классификация видов дорожно-транспортных происшествий по различным основаниям, приводятся статистические данные о динамике дорожно-транспортных происшествий в РФ за 2011-2015 годы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды дорожно- транспортных происшествий, элемент криминалистической характеристики преступления.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что транспортное средство является одним из видов техногенных источников повышенной опасности. Резкий скачок автомобилизации и совершенствование механических транспортных средств привели не только к существенному улучшению жизнедеятельности общества, но и к негативному социальному явлению – дорожно-транспортной аварийности.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.

Данная тема актуальна также в связи с тем, что произошли существенные изменения в уголовном законодательстве, а также изменения в социально- экономической обстановке страны, которые требуют дальнейшего совершенствования отдельных элементов методики расследования преступлений, связанных с ДТП, разработки новых научно-тактических рекомендаций по проведению следственных действий по делам о ДТП. Классификация ДТП характеризует способ совершения правонарушения, который является элементом криминалистической характеристики данного вида преступлений.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространённые неосторожные преступные деяния, в результате которых причиняются вред здоровью и смерть людям. В настоящее время в связи с увеличением транспортных потоков увеличивается как количество дорожно-транспортных происшествий, так и их сложность, и это несмотря на то, что государством проводится комплекс мероприятий, направленных на их снижение.

В настоящее время реализуется второй этап Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения (2013-2020 годы) [1].

Статистические данные свидетельствуют о значительном числе связанных с ДТП преступлений. По данным ГИБДД МВД России, в период времени с 2011 г. по 2014 г. число ДТП увеличилось на 3 439 единиц; количество раненых за тот же период увеличилось на 5 234 человека; количество погибших – на 214 человек, в 2015 г. их было зарегистрировано 28 305 (ст. 264, 266, 267, 268 УК РФ) [11]. Значительная часть лиц, управляющих транспортными средствами и совершивших нарушения, признаются виновными, более 100 тысяч из них приговариваются судами к различным мерам наказания.

Данной проблематикой занимались В.А. Городокин, С.А. Евтюков, Е.В. Ефимова, Б.Д. Завидов, Е.А. Зубенко, Н.И. Исаев, В.Д. Корма, А.А. Шапкин, М.Ю. Тихомиров и др.
Рассмотрим классификации ДТП, представленные рядом авторов, в зависимости от оснований.

ДТП классифицируют по тяжести последствий, характеру (механизму), месту возникновения.

Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов и столкновения, опрокидывания транспортных средств. Например, В.Д. Корма [8] по данному основанию представил следующую классификацию:
– столкновение движущихся автотранспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;
– опрокидывание движущегося автотранспортного средства;
– наезд движущегося автотранспортного средства на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;
– наезд движущегося транспортного средства на неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);
– наезд на пешехода или велосипедиста;
– падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.;
– падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В.А. Городокин [2] считает, что в число наиболее распространённых видов ДТП входят:
– наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
– столкновение транспортных средств между собой;
– опрокидывание транспортных средств;
– наезд транспортного средства на препятствие, а также случай выпадения пассажиров из транспортного средства.

В зависимости от последствий он различает преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

А.А. Шапкин считает видами ДТП:
– наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;
– столкновение транспортных средств;
– опрокидывание транспортного средства;
– наезд транспортного средства на препятствие;
– падение пассажиров;
– прочие ДТП.

По причинам возникновения он подразделяет ДТП на происшествия:
– возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очерёдности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
– возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия, например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги; внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение, например, пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.; выход на проезжую часть в запрещённом месте, из неосвещённой зоны дороги в освещённую, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
– произошедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, например, нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта, а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения [10].

Что касается классификаций причин дорожно-транспортных происшествий, основания для классификаций авторы используют разные, но чаще всего по степени возникшей вины.

Кроме того, по причинам возникновения некоторые авторы подразделяют
ДТП:
– на происшествия, возникшие по вине людей, например, водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог и др.;
– происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (например, наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств [4, 6].

В большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Основными причинами совершения ДТП по вине водителей остаются превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил маневрирования; среди виновников- пешеходов наиболее частой причиной является переход перед близко идущим транспортом и переход проезжей части в неустановленном месте.

На основании анализа классификации видов ДТП приходим к выводу:
– в зависимости от тяжести последствий различаются преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте;
– в качестве основания для классификации причин возникновения ДТП чаще всего используется степень возникшей вины;
– способом совершения данного вида правонарушений чаще всего указываются: столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортного средства, наезд транспортного средства на препятствие.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 45. – Ст. 1576.
2. Городокин В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий, осмотр места ДТП, схема места ДТП / сост.: В.А. Городокин, А.Е. Вязовский. – Челябинск: ЮУРГУ, 2010. – С. 65-87.
3. Евтюков С.А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / С.А. Евтюков, Я.В. Васильев; Под ред. С.А. Евтюкова. – СПб., 2014. – 544 с.
4. Ефимова Е.В. О некоторых проблемах, возникающих при расследовании дорожно-транспортных происшествий / Е.В. Ефимова, Ю.Ш. Никонова // Российский юридический журнал. – 2015. – № 3. – С. 21-32.
5. Завидов Б.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий (общие и частные положения, специфика и новации). – М., 2012. – 464 с.
6. Зубенко E.A. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряжённых с оставлением потерпевших в опасности / E.A. Зубенко, С.А. Лаптев // Транспортное право. – 2014. – № 4. – С. 15-19.
7. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие. – М.: Юриспруденция, 2011. – 192 с.
8. Корма В.Д. Транспортное средство как объект криминалистического исследования / Под ред. Е.П. Ищенко. – М., 2006. – С. 34-45.
9. Тихомиров М.Ю. Дорожно-транспортные происшествия: нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2004. – 352 с.
10. Шапкин А.А. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 5. – С. 2-34.
11. Официальный сайт ГИБДД МВД России [электронный ресурс]. – URL: http://www.gibdd.ru/news/672. (дата обращения 20.09.2016 г.).
УДК 340.6 (343.132)

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 687

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code