Часть 1. Методика расследования преступлений, предусмотренных статьей 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав)

1. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 146 УК РФ

Правильная квалификация преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, требует знания и применения не только уголовного и уголовно-процессуального законов, но и значительного массива гражданского и информационного законодательства, регулирующе­го авторские и смежные права.

Это означает, что правоприменитель должен, как минимум: 1) знать основные нормы, закрепляющие механизм правовой охраны соответствующих прав и определяющие незаконность их использо­вания; 2) уметь грамотно анализировать такие нормы как в отдель­ности, так и в их совокупности и правильно определить те из них, нарушение которых содержит признаки преступления; 3) учитывая требования ч. 1 ст. 9 УК РФ, согласно которой при квалификации содеянного необходимо исходить из закона, действовавшего во вре­мя совершения деяния, устанавливать, какая норма и в какой редак­ции действовала во время совершения деяния и распространяется ли на нее положение об обратной силе уголовного закона, а также ус­танавливать, охранялись ли авторские или смежные права в Россий­ской Федерации на момент их нарушения.

Правоприменителям следует учитывать, что уголовно-правовая защита обеспечивается лишь в отношении охраняемых прав на объ­екты авторских и смежных прав. Это означает, что названные объек­ты должны соответствовать требованиям законодательства об автор­ском праве и смежных правах, касающимся сферы действия авторских и смежных прав и их ограничения, которая определяется совокупностью законодательных норм, регулирующих следующие вопросы:

— основание возникновения авторских и смежных прав;

— место создания объектов авторских и смежных прав (местом возникновения прав);

— местонахождение юридических лиц;

— гражданство их обладателя;

— обстоятельства обнародования, опубликования объектов ав­торских и смежных прав;

— объем прав (личные неимущественные, имущественные, исключительные, неисключительные права; способы и формы исполь­зования объектов авторских и смежных прав);

— территория распространения (действия) авторских и смеж­ных прав;

— сроки действия прав.

Практика показывает, что чаще всего объектами преступных посягательств становятся права на аудиовизуальные произведения и фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных. Поэтому в посо­бии основное внимание уделено особенностям уголовно-правовой защиты прав на эти объекты.

Объект и предмет преступления

Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, являются охраняемые в соответствии с Конституци­ей РФ авторские и смежные права граждан, организаций.

Необходимо учитывать, что термин авторское право может обозначать два разнородных понятия: правовой институт (подот­расль права) и субъективное право (конкретное правомочие) автора и иного правообладателя. В последнем случае он может употреб­ляться во множественном числе.

В качестве предмета преступлений выступают объекты автор­ских и смежных прав, а также экземпляры произведений и фоно­грамм.

Объектами авторского права являются произведения, обла­дающие установленными законом признаками: объективная форма выражения и творческий характер.

Подробный перечень объектов авторского права — произведе­ний науки, литературы, искусства — приведен в ст. 7 ЗоАП (литера­турные, драматические, сценарные, аудиовизуальные, музыкальные произведения и т. д.).

Среди объектов авторского права различают первичные произ­ведения — литературные (включая речи, лекции, доклады и иные устные выступления, письма, дневники, интервью, письма в редак­цию, программы для ЭВМ и т. д.), драматические и сценарные; му­зыкальные; хореографии и пантомимы; аудиовизуальные (кино-, теле-, видеопроизведения), произведения живописи, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, картографии.

К объектам авторского права также относятся: производные (пе­реводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсцени­ровки, аранжировки и др.) и составные (энциклопедии, антологии, базы данных и т. д.) произведения, представляющие собой по под­бору или расположению материалов результат творческого труда. Производные и составные произведения охраняются независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на ко­торых они основаны или которые они включают.

Подлежит охране как полноценный объект авторского права и часть произведения (включая его название), если это результат творческой деятельности автора (оригинальной) и может использо­ваться самостоятельно.

Перечень объектов авторского права открытый, а следователь­но, допускает отнесение к ним произведений, не упомянутых в За­коне. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, поскольку в не­которых случаях за уголовно-правовой защитой на таком основании обращаются обладатели прав на произведения, прямо не указанные в ЗоАП. В таких ситуациях обязательно следует устанавливать на­личие оснований для отнесения конкретного произведения к объек­там, охраняемым авторским правом.

Так, например, в ряде публикаций в печати предлагалось отно­сить шахматные партии к объектам авторского права. В то же время уже имеются судебные решения, в которых указано, что они тако­выми не являются.

В связи с этим следует учитывать, что к объектам авторского права не относятся (а следовательно, и не находятся под защитой уголовного закона):  официальные документы  (законы, судебные решения, подзаконные нормативные правовые акты, инструкции, стандарты, уставы и т. д.) и их официальные переводы; государст­венные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и др.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер; произведения с истекшим сроком действия авторского права.

Кроме того, авторским правом не охраняются: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, фак­ты; языки программирования.

Смежные права — производные от авторских и связаны с дове­дением произведений (объектов авторского права) до широкой пуб­лики путем их исполнения и воспроизведения.

Объектами смежных прав в соответствии со ст. 35 ЗоАП яв­ляются: фонограммы, исполнения, постановки, передачи организа­ций эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма — это любая исключительно звуковая запись ис­полнения или иных звуков, в том числе и музыкальных произведе­ний.

Исполнение — представление произведений, фонограмм, ис­полнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств телера­диовещания, кабельного телевидения и иных технических средств; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательно­сти (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» основанием возникновения авторских и смежных прав служит сам факт создания объекта таких прав (произведения, фонограммы и т. д.). Для возникновения и осуществления авторских и смежных прав не требуется регистрации их объектов или соблюдения каких-либо иных формальностей. Произведения, являющиеся объектами авторского права, охраняются независимо от их назначения и достоинств, а также вне зависимости от того, были они обнародованы или нет. В последнем случае авторское право требует, чтобы произведе­ние обязательно существовало в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи (механической, маг­нитной, цифровой, оптической и др.), в форме изображения и т. д.

Важно учитывать тот факт, что в отличие от объектов вещного права объекты авторских и смежных прав нематериальны, но при этом дуалистичны по природе. Так, авторские права делятся на два вида: личные неимущественные и имущественные. Последние могут передаваться и в зависимости от объема правомочий могут быть ис­ключительными или неискючителъными.

В соответствии со ст. 15 ЗоАП и ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, принадлежат автору независимо от его имущественных прав и со­храняются за ним в случае уступки исключительных прав на ис­пользование произведения.

Личные неимущественные авторские права включают: право ав­торства; право на имя; право на обнародование, в том числе и право на отзыв или изъятие произведения из обращения; право на непри­косновенность и целостность произведения, право на защиту репу­тации автора. Из них под охраной уголовного закона находится лишь право авторства, т. е. право признаваться автором произведе­ния (ч. 1 ст. 146 УК РФ), и право на неприкосновенность и целост­ность произведения (ч. 2 ст. 146 УК РФ).

Имущественные авторские права приведены в ст. 16 ЗоАП и ст. 10 ЗоПЭВМ. Они представляют собой совокупность правомочий по использованию произведения, нарушение любого из которых оз­начает незаконность использования объекта авторского права и вле­чет уголовную ответственность (при наличии остальных обязатель­ных признаков состава преступления) по ч. 2 ст. 146 УК РФ. К имущественным относятся права на воспроизведение; распростра­нение; импорт; публичный показ; публичное исполнение; передачу в эфир; сообщение для всеобщего сведения (по кабелю); получение части суммы от перепродажи оригиналов произведений изобрази­тельного искусства; перевод; переработку, модификацию ПЭВМ или БД; сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения — Интернет)[1].

Важной особенностью авторского права на произведение явля­ется то, что оно не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собст­венности на материальный объект или права владения материаль­ным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо автор­ских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Для понимания сущности правоотношений, возникающих в сфере использования объектов авторских и смежных прав, необхо­димо знать и основные принципы законодательства об авторском праве и смежных правах, которые, помимо общих принципов граж­данского законодательства, включают и специальные:

— свободу творчества (конституционно-правовой принцип);

— использование объектов авторского права и смежных прав только             с согласия обладателей этих прав и с выплатой им возна­граждения (принцип материальной заинтересованности авторов);

— разумный баланс между индивидуальными интересами авто­ров, иных правообладателей и интересами общества.

Субъектами авторских прав могут быть авторы произведений, их наследники, пользователи и правопреемники автора. Права по­следних являются производными от прав авторов и возникают в си­лу договора между ними.

Понятием «автор» охватываются и такие категории субъектов, как «составитель», «соавтор», «переводчик» и др.

Авторами аудиовизуальных произведений Закон признает ре­жиссера-постановщика; автора сценария (сценариста); автора музы­ки (композитора), специально созданной для этого фильма. Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального про­изведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом. Авторами музыкальных произведений признаются композиторы (песен — композиторы и поэты).

В соответствии со ст. 4 ЗоАП авторами признаются только физические лица, творческим трудом которых созданы произве­дения.

Однако в принципе возможны случаи, когда автором следует признать и юридическое лицо:

— при предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации — в этом слу­чае автор произведения определяется по закону другого государства (ст. 5 ЗоАП), которым может предусматриваться возможность за­крепления авторства за юридическими лицами;

— при возникновении авторства в силу ст. 484-487 ГК РСФСР, признававшего авторство юридических лиц на периодические и дру­гие издания, на кино- и телефильмы, радио- и телепередачи, сборни­ки произведений.

Субъектом авторских прав (правообладателем) на программу для ЭВМ или базу данных может быть автор, его наследник, а также физическое или юридическое лицо, которое обладает исключитель­ным правом на ПЭВМ или БД в силу закона или договора.

Права авторов — граждан Российской Федерации и их право­преемников охраняются согласно российскому законодательству вне зависимости от места первого выпуска произведения в свет или тер­ритории его нахождения (в России или за рубежом).

Права иностранных авторов (их правопреемников) охраняются в России, если их произведения впервые выпущены в свет на террито­рии Российской Федерации либо находятся на ее территории в ка­кой-либо объективной форме. Права иностранных авторов, чьи про­изведения выпущены в свет или находятся за пределами России, охраняются в соответствии с международными договорами Россий­ской Федерации[2].

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗоАП перешедшими в общественное достояние считаются не только произведения, срок действия автор­ского права на которые истек, но и произведения, которым на терри­тории России «никогда не предоставлялась охрана».

Субъектами смежных прав являются:

— исполнители (актеры, певцы, музыканты и т. д.);

— производители фонограмм (физические или юридические ли­ца, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуко­вую запись исполнения или иных звуков);

— организации эфирного и кабельного вещания.

Права исполнителя признаются за ним в случаях, если:

1) он является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму,
включены в передачу в эфир или по кабелю.

Смежные права производителей фонограмм признаются за ни­ми в случае, если производители фонограмм являются гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территории Российской Федера­ции, а также если фонограммы впервые опубликованы на террито­рии Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признают­ся за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с по­мощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Смежные права иностранных правообладателей признаются на территории России в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Уголовный закон охраняет исключительные смежные права, связанные с использованием объектов смежных прав и регламен­тированные (в зависимости от их субъектов) ст. 37, 38, 40, 41 ЗоАП.

Сроки действия авторского права установлены в ст. 27 ЗоАП — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (до 28 июля 2004 г. — 50 лет)[3]. Авторское право на произведения, впервые вы­пущенные в свет после смерти автора, действует 70 лет с даты его выпуска (до 28 июля 2004 г. — 50 лет). Истечение срока действия авторского права на произведение означает его переход в общест­венное достояние (ст. 28 Закона)[4]. Произведения, перешедшие в об­щественное достояние, могут свободно использоваться любым ли­цом без выплаты авторского вознаграждения[5], соответственно такое использование не является нарушением авторских прав, что исклю­чает и уголовную ответственность по ст. 146 УК РФ.

В ст. 43 ЗоАП установлен срок действия смежных прав в отно­шении исполнителя — 50 лет после первого исполнения.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права вещательных организаций действуют в течение 50 лет по­сле осуществления ими первой передачи в эфир (по кабелю).

Обладатели авторских и смежных прав согласно п. 1 ст. 9 и ст. 36 ЗоАП для оповещения о своих правах вправе использовать соответственно знаки охраны авторского права и смежных прав. Знак охраны авторского права помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Знак ох­раны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограм­мы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Такой знак состо­ит из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы.

Помимо общих положений об объектах авторских прав к про­граммам для ЭВМ и базам данных применяются специальные поло­жения, содержащиеся  в Законе РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗоПЭВМ правообладатель непо­средственно или через своего представителя в течение срока дейст­вия авторского права может по своему желанию зарегистрировать ПЭВМ или БД в федеральном органе исполнительной власти по ин­теллектуальной собственности, за исключением ПЭВМ или БД, со­держащих сведения, составляющие государственную тайну.

Такая регистрация обеспечивает больше возможностей для кон­троля за правомерностью их использования. Регистрация также дает возможность заявить о своих правах на данное произведение (про­грамму для ЭВМ, базу данных, топологию интегральных схем) и тем самым предупредить несанкционированное их использование; ис­ключить разработку аналогичных произведений.

В то же время регистрация программы для ЭВМ и базы дан­ных — право, а не обязанность правообладателя. На программы для ЭВМ и базы данных распространяется общая презумпция авторства, предусмотренная ч. 2 ст. 9 ЗоАП, в соответствии с которой при от­сутствии доказательств иного автором считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.

Как уже отмечалось, предметом преступлений, предусмотрен­ных ст. 146 УК РФ, выступает не только объект авторских и смеж­ных прав, но и экземпляр произведения и фонограммы.

Под экземпляром произведения понимается его копия, изготов­ленная в любой материальной форме (на аудио- или видеокассете, компакт-диске, жестком диске компьютера, книге и т. д.). Экземпляр фонограммы — копия фонограммы на любом материальном носите­ле (матрица, CD, CD-ROM, CD-R, DVD, MC и т. д.), изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Подводя итог анализу объекта преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, важно обратить внимание на следующие моменты.

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 146 УК РФ, посягают лишь на авторские права, а именно на такое личное неимуществен­ное право, предусмотренное ст. 15 ЗоАП, как право признаваться автором произведения (право авторства). Соответственно потерпев­шим от такого преступления может признаваться только автор про­изведения. Однако защиту его прав могут осуществлять и наследни­ки автора. Действие охраняемого ч. 1  ст. 146 УК РФ авторского правомочия не ограничивается сроком, равно как и право на его за­щиту.

Объектом преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 146 УК РФ, являются имущественные авторские права, охраняемые ст. 16 ЗоАП, ст. 10 ЗоПЭВМ, и личное неимущественное право на целостность произведения, а также исключительные права исполнителей, произ­водителей фонограмм и вещательных организаций (смежные права), охраняемые соответственно ст. 37, 38, 40,41 ЗоАП.

Потерпевшими от этих преступлений могут признаваться толь­ко обладатели исключительных прав, а в отношении нарушений ав­торских и смежных прав, вытекающих из ненадлежащего исполне­ния договорных обязательств, — также и обладатели неисключи­тельных прав, являющиеся контрагентами нарушителей.

Однако следует отметить важную особенность, вытекающую из гражданско-правового характера авторских и смежных прав, — за­щиту этих прав, в том числе в порядке уголовного судопроизводст­ва, могут осуществлять не только непосредственно потерпевшие, но и их представители.

Это обусловлено, в частности, экстерриториальностью исполь­зования произведений в современном мире, абсолютностью исклю­чительных прав, в связи с чем охраняемые авторские и смежные права могут нарушаться одновременно в разных странах мира мно­жеством различных лиц. В таких условиях необходимость присутст­вия потерпевшего при каждом случае уголовно-правовой защиты его прав значительно усложнило бы такую защиту и сделала бы ее неэффективной.

В целях защиты прав правообладателей в подобных случаях законодательством об авторском праве и смежных правах предусмот­рены гибкие механизмы, один из которых — создание и функциони­рование организаций, представляющих и отстаивающих интересы различных правообладетелей. Такими организациями, действующи­ми на территории Российской Федерации, являются: Российская ан­типиратская организация (РАПО), представляющая интересы обла­дателей исключительных прав на аудиовизуальные произведения; Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) и На­циональная федерация производителей фонограмм в России, пред­ставляющие интересы производителей фонограмм; Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП), представляющее интересы обладателей исключительных прав на про­граммы для ЭВМ и базы данных и др. (см. приложение).

На практике встречаются случаи, когда из-за незнания практи­ческими работниками названных особенностей законодательства об авторском праве и смежных правах представители указанных ор­ганизаций не допускаются к участию в уголовном судопроизвод­стве по тому мотиву, что они не являются правообладателями. Это приводит к нарушению прав граждан и организаций и не­обоснованному прекращению уголовных дел, так как в подобных случаях запросы о предоставлении требуемой информации на­правляются организациям-правообладателям, как правило, ино­странным. Последние обычно предпочитают не вступать в кон­такт со следствием, а направляют запросы в те самые организации, представляющие их интересы, которые были от­странены от участия в уголовном процессе.

 

Объективная сторона

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, выражается в совершении одного из следующих действий: 1) присвоение авторства (плагиат) (ч. 1); 2) незаконное использова­ние объектов авторского права или смежных прав (ч. 2); 3) приобре­тение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведе­ний или фонограмм в целях сбыта (ч. 2).

Присвоение авторства, или плагиат, — это нарушение права на авторство, т. е. права признаваться автором произведения, а не права на имя, как ошибочно полагают многие правоприменители. Право на имя — это право использовать или разрешать использовать про­изведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно.

Особенностью данного вида нарушения авторского права явля­ется то, что, присваивая авторство на чужое произведение, наруши­тель фактически выдает его за свое; неуказание же имени автора в отношении его произведения не всегда свидетельствует о намерении присвоить авторство.

Разновидностей деяний, связанных с присвоением авторства, немного. К ним относятся: выпуск чужого произведения (как всего, так и части) под своим именем; использование в своих трудах про­изведений других авторов без ссылки на них; неуказание имен соавторов при выпуске произведения, созданного в соавторстве. Принуждение к соавторству также может быть квалифицировано как плагиат.

Для наступления уголовной ответственности по ч. 1 ст. 146 УК РФ необходимо последствие в виде крупного ущерба и при­чинная связь между присвоением авторства и наступившим послед­ствием.

Поскольку законодательно не установлена фиксированная сум­ма крупного ущерба, критерии, применяемые при его подсчете, яв­ляются оценочными и во многом зависят от усмотрения органов, осуществляющих уголовное преследование.

В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г. № 36-15-01 «О практике применения законодатель­ства по защите интеллектуальной собственности, состоянии проку­рорского надзора и мерах по усилению борьбы с пиратством в ау­диовизуальной сфере» приведены рекомендации по определению, подсчету и обоснованию ущерба, причиняемого преступлениями, связанными с нарушениями авторских прав. Им определено, напри­мер, что понятие «ущерб» в уголовном праве шире понятия «убыт­ков» по гражданскому праву. В понятие крупного ущерба от данно­го преступления (по ч. 1 ст. 146 УК РФ) может включаться, наряду с материальным и моральным ущербом, также ущерб от нарушения конституционного права на охрану законом интеллектуальной соб­ственности (ст. 44 Конституции РФ).

Наиболее часто встречающиеся нарушения авторских и смеж­ных прав, охраняемых уголовным законом, — это их незаконное использование (ч. 2 ст. 146 УК РФ). Незаконное использование объ­ектов авторских и смежных прав состоит в том, что нарушитель ис­пользует чужое произведение, фонограмму и другие объекты смеж­ных прав, не соблюдая установленного законом порядка приобретения на то соответствующих прав.

Незаконное использование объектов авторского права — это осуществление без согласия автора (выраженного в авторском договоре) и/или без выплаты авторского вознаграждения следую­щих действий, регламентированных ст. 16 ЗоАП:

— воспроизведение произведения;

— распространение экземпляров произведения любым спосо­бом: путем продажи, сдачи в прокат и т. д.;

— импорт экземпляров произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя ис­ключительных авторских прав;

— публичный показ произведения;

— публичное исполнение произведения;

— сообщение произведения (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств либо путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

— перевод произведения (право на перевод);

— переделка, аранжировка или любая другая переработка произведения[6];

— сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

В отношении программ для ЭВМ и баз данных такой перечень действий, установленный в ст. 2 и 10 ЗоПЭВМ, включает:

— выпуск в свет (опубликование);

— воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;

— распространение ПЭВМ или БД;

— модификацию ПЭВМ или БД, в том числе перевод ПЭВМ или БД с одного языка на другой;

— иные действия по введению в хозяйственный оборот ПЭВМ или БД.

Список перечисленных действий открытый, а это означает, что автор и иной правообладатель вправе разрешать или запрещать осуществлять и иные действия по введению программ для ЭВМ или базы данных в оборот. При этом Закон четко указывает, что не явля­ется использованием ПЭВМ или БД передача средствами массовой информации сообщений о выпущенной в свет компьютерной про­грамме или базе данных.

На практике чаще всего встречается незаконное использование объектов авторского права, связанное с воспроизведением и/или распространением произведений, в том числе с воспроизведением программы для ЭВМ, осуществляемым при выполнении такой про­граммы на ЭВМ. В соответствии  со ст. 48 ЗоАП экземпляры произ­ведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, признаются контрафактными. Контрафактными являются также экземпляры ох­раняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, им­портируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи и иные действия в отношении произведения, упомянутые в ст. 4 ЗоАП.  Запись произведения в память ЭВМ также является воспро­изведением.

Незаконное использование объектов смежных прав означает осуществление следующих действий:

без согласия исполнителя (ст. 37 ЗоАП):

—  передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если последние не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

—  запись ранее незаписанных исполнений или постановок;

—  воспроизведение записи исполнения или постановки;

—  передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или по­становки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

—  сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фоно­граммы, на которой записаны исполнение или постановка с участи­ем исполнителя;

— сообщение записи исполнения или постановки для всеобщего
сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время
по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения);

без согласия производителя фонограмм (ст. 38 ЗоАП):

—  воспроизведение фонограммы (т. е. изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материаль­ном носителе);

—  переработку фонограммы;

—  распространение экземпляров фонограммы (продажу, сдачу в прокат и т. п.);

—  импорта экземпляров фонограммы в целях распространения;

—  сообщение фонограммы для всеобщего сведения таким обра­зом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерак­тивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения);

без согласия организаций эфирного/кабельного вещания (ст. 40, 41 ЗоАП):

—  одновременную передачу в эфир/по кабелю ее передачи дру­гой организацией эфирного/кабельного вещания;

—  сообщение передачи для всеобщего сведения по кабе­лю/в эфир;

—  запись передачи;

—  воспроизведение записи передачи;

—  сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Для правильной квалификации деяний, связанных с незаконным использованием объектов авторских и смежных прав, необходимо учитывать особенности правового регулирования предоставления (передачи) соответствующих правомочий на использование таких объектов.

Имущественные права на использование произведения в любой форме и любым способом в соответствии со ст. 10, 16 Закона изна­чально принадлежат автору (соавторам совместно) и могут передаваться (возмездно) только по авторскому договору о передаче ис­ключительных или неисключительных прав.

При передаче исключительных прав договор разрешает исполь­зование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произ­ведения другим лицам.

При передаче неисключительных прав пользователю разрешает­ся использование произведения наравне с обладателем исключи­тельных прав, передавшим такие права, и другими лицами, полу­чившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по договору, считаются неис­ключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Авторские права переходят по наследству, за исключением пра­ва авторства, права на имя и права на защиту репутации автора. Од­нако наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав.

Заключение договора на создание аудиовизуального произведе­ния влечет за собой передачу авторами этого произведения изгото­вителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообще­ние по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Изготовителем аудиовизуального произведения признается фи­зическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и от­ветственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом. Как правило, изготовители — это киностудии.

Необходимо учитывать следующие важные моменты правового регулирования передачи смежных прав, вытекающие из природы таких прав.

Производный характер смежных прав обусловливает их многоуровневость, наличие целой цепочки прав. Так, исполнитель осуще­ствляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняе­мого произведения (п. 3 ст. 36 ЗоАП). Производитель фонограммы осуществляет свои права уже на другом уровне — в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме музыкального произведения. Организации эфирного или кабельного вещания могут использовать в своей передаче одновременно объекты авторского права, их исполнения, а также фоно­граммы. Такое использование предполагает получение соответст­вующих прав от всех включенных в цепочку лиц.

Таким образом, все обладатели смежных прав в своих действиях ограничены пределами, определенными при передаче им права на использование объектов авторского права и/или смежных прав. Так, разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Уголовным законом смежные права защищаются наравне с ав­торскими. Нарушение одних только смежных прав при соблюдении авторских не освобождает виновного от уголовной ответственности.

В реализацию принципа баланса между частными интересами авторов, иных правообладателей и интересами общества Закон уста­навливает ограничения имущественных авторских прав (ст. 17-26 ЗоАП), когда использование произведений может осуществляться без согласия правообладателей и не является нарушением их прав. К таким случаям относятся, например: воспроизведение правомерно обнародованного  произведения  исключительно   в  личных  целях (с выплатой авторского вознаграждения — ст. 26 ЗоАП — или без такового — ст. 18 ЗоАП); цитирование произведения в целях и объ­еме, определенных Законом и т. д.

Статья 25 ЗоАП и ст. 15, 16 ЗоПЭВМ содержат специальные случаи ограничения авторских прав на программы для ЭВМ и баз данных ПЭВМ, касающиеся внесения изменений в ПЭВМ или БД; изготовления копий, осуществления адаптации ПЭВМ или БД, декомпиляции ПЭВМ и др.

ЗоАП регламентирует также случаи ограничения исключитель­ных смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и ве­щательных организаций (ст. 37-42).

Важно учитывать и положения п. 3 ст. 16 и п. 3 ст. 38 ЗоАП, ко­торые устанавливают, что если экземпляры правомерно опублико­ванного произведения (или фонограммы) введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее рас­пространение без согласия автора (или соответственно производите­ля фонограммы) и без выплаты вознаграждения обладателям исклю­чительных прав.

Незаконное использование объектов авторского права в зависи­мости от связи нарушителя с правообладателем может быть как в случае, если договорные отношения между нарушителем и право­обладателем отсутствуют, так и если авторский договор имеется, но оговоренные в нем условия использования произведения нарушают­ся.

 

Способы незаконного использования объектов авторских прав

Способы незаконного использования таких объектов авторских прав, как аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, имеют свои особенности.

Наиболее распространены следующие способы незаконного использования аудиовизуальных произведений:

1) воспроизведение кино- и видеофильмов, мультфильмов, кон­цертов и других аудиовизуальных произведений путем изготовления
контрафактных экземпляров этих произведений на видеокассетах в
формате VHS, оптических носителях (в форматах DVD и др.) и т. д.;

2) распространение путем оптовой и розничной продажи экземпляров кино- и видеофильмов и иной аудиовизуальной продукции, изготовленных с нарушением авторских прав (контрафактных эк­земпляров);

3) сдача в прокат и/или продажа воспроизведенных на различных носителях (видеокассеты, DVD, CD, CD-Rom и т. д.) экземпляров произведений, предназначенных для использования в других целях, например,  продажа или прокат демонстрационных копий аудиовизуальных произведений, которые выпускаются для осущест­вления рекламной и иной коммерческой деятельности, связанной с продвижением видеопродукции на рынок (при просмотре таких копий на экране периодически появляется надпись, как правило, на иностранном языке, предупреждающая о том, что данная кассета не предназначена для продажи или проката, с указанием телефона, по которому можно заказать копию, предусмотренную для такого ис­пользования) или прокат видеокассет, предназначенных только для домашнего просмотра;

4) публичный показ без согласия правообладателей кино- и видеофильмов в кинотеатрах, видеосалонах, сообщение их для всеоб­щего сведения по кабельным сетям, путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

5) несанкционированный правообладателем перевод кино- и видеофильмов, передач эфирного и кабельного вещания.

Исходный материал, который используется для незаконного воспроизведения аудиовизуальных произведений, нарушители по­лучают следующими способами:

—  нелегальная запись (бутлегерство), например неразрешенная видеозапись театральной постановки, фильма, демонстрируемого в кинотеатрах, видеосалонах (получается «экранная» видеокопия);

—  незаконное получение (приобретение, кража) носителей ис­ходных образцов оригинальных аудиовизуальных произведений (мастеров);

—  монтаж-искажение перевода, компоновки фрагментов, цветовых гамм в несвойственной оригиналу последовательности;

—  получение незаконных копий видеопрограмм с использова­нием сети Интернет.

Контрафактная видеопродукция делится на две основные груп­пы:

—  копии кинофильмов или иных аудиовизуальных произведе­ний, которые до этого легально не выпускались на территории Рос­сийской Федерации либо выпускались легально, но в другом видео­формате (на другом носителе);

—  копии ранее выпущенной в законном порядке на территории Российской Федерации кино- и видеопродукции в тех же форматах (на тех же носителях) с приданием им вида легального продукта (при этом подделывается полиграфическая упаковка, защитные го­лограммы и т. д.) либо без такового.

Способы незаконного использования программ для ЭВМ и баз данных (программных продуктов) имеют следующие основные раз­новидности:

— незаконное воспроизведение (тиражирование) контрафакт­ных носителей программных продуктов и их дальнейшее распро­странение;

— установка контрафактных (нелицензионных) программных продуктов (т. е. их воспроизведение путем записи в память ЭВМ) на персональных компьютерах продавцами таких компьютеров;

— оказание услуг по установке контрафактных (нелицензион­ных) программных продуктов (т. е. их воспроизведение путем запи­си в память ЭВМ) на персональных компьютерах заказчиков (с од­новременным распространением контрафактных носителей, с которых производится установка, или без такового);

— воспроизведение нелицензионных программ на персональ­ных компьютерах ЭВМ конечными пользователями, включая такое незаконное использование корпоративными пользователями в своей хозяйственной деятельности, а также случаи использования больше­го числа копий программ для ЭВМ, чем разрешено по условиям со­ответствующего лицензионного соглашения;

— незаконное размещение программных продуктов в сети Ин­тернет, создание возможности для их «скачивания», распростране­ние программных продуктов по телекоммуникационным каналам (например, по электронной почте);

— спользование рассчитанных на работу в течение определенного периода времени демонстрационных версий программных продуктов, с которых путем взлома электронных «ключей» была снята защита; подобные деяния надлежит квалифицировать также по со­вокупности со ст. 272, 273 УК РФ.

Так, 6 отделом УРОПД при ГУВД Санкт-Петербурга и области 2 сентября 1998 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 273 УК РФ по факту распространения компакт-дисков с программами, предназначенными для снятия защиты с программных продуктов, а также «взломанных» версий программ. «Ключи для взлома» программ для ЭВМ в данном случае были признаны следствием программы, наносящей вред. В ходе следствия обвинение было дополнено ст. 146 УК.

Под незаконным использованием объектов исключительных прав производителей фонограмм понимаются следующие действия без разрешения производителя фонограммы:

—  воспроизведение фонограммы (т. е. изготовление контра­фактных экземпляров фонограммы);

—  переделывание или переработка фонограммы любым спосо­бом;

—  распространение экземпляров фонограммы путем продажи, сдачи в прокат и т. д.;

—  импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения ее производителя в третьей стране, импортируемые в Россию без согласия обладателя исключительных прав на территории России (подп. 4 п. 2 ст. 38 ЗоАП);

—  сообщение фонограммы для всеобщего сведения таким обра­зом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерак­тивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Незаконное копирование фонограмм может осуществляться следующими способами:

1. Фальсификация (подделка под идентичность) — нелегальное изготовление экземпляров фонограмм и элементов оформления полиграфических вкладышей, которые имеют внешнее сходство с оригинальными.

2. Нелегальный монтаж (компиляция) — изготовление фоно­грамм в виде сборников с различных оригинальных альбомов одно­го или нескольких правообладателей. Оригинальной аудиопродук­ции с таким наименованием и содержанием фонограмм не выпускается.

3. Нелегальное воспроизведение фонограмм на компакт-дисках в ином, отличном от оригинала, формате (CD-ROM, CD-R, CD-RW).

4. Незаконная запись (бутлегерство) — запись выступления исполнителя или запись трансляции выступления в коммерческих це­лях без разрешения правообладателя.

Незаконным будет и использование объектов авторского права и смежных прав при наличии договора, но сверх правомочий, пере­данных по нему.

Установление факта незаконного использования исключитель­ных прав  в каждом таком случае должно осуществляться путем со­поставления условий договора с фактическими обстоятельствами дела. Для правильного понимания оснований наступления уголов­ной ответственности в подобных случаях необходимо знать положе­ния законодательства об авторском праве и смежных правах, уста­навливающие требования к таким договорам.

Существенные условия авторского договора, нарушение любо­го из которых может влечь за собой уголовную ответственность, ус­тановлены в ст. 31 Закона. Ими являются: указание в договоре на способы использования произведения, конкретные права, переда­ваемые по договору, срок и территория, на которые передается пра­во; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, по­рядок и сроки его выплаты; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

При отсутствии в договоре условия о сроке, на который переда­ется право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Однако в случае непредставления потерпевшим письменных подтверждений расторжения автором по истечении этого срока такого договора последний, очевидно, должен быть признан сохраняющим силу.

При отсутствии в договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права огра­ничивается территорией Российской Федерации.

Все права на использование произведения, прямо не переданные авторскому договору, считаются не переданными.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться или частично другим лицам лишь в случае, если это пря­мо предусмотрено договором.

Закон не устанавливает особенности договоров о передаче смежных прав. К таким договорам по аналогии могут применяться нормы, касающиеся авторских договоров (ст. 30-34 Закона).

При продаже и предоставлении массовым пользователям досту­па к программам для ЭВМ и базам данных допускается отступление от письменной формы договора о предоставлении прав на их использование и применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения условий договора на передаваемых эк­земплярах ПЭВМ или БД. Гражданско-правовой формой таких договоров является договор присоединения, предусмотренный  ст. 428 ГК РФ. В рамках особого порядка заключения авторских договоров в последнее время все чаще типовые условия договора излагаются в виде текста, выводимого на монитор компьютера в процессе уста­новки программы. В соответствующем диалоговом окне пользовате­лю предлагается выразить свое согласие или несогласие с условиями авторского договора, в зависимости от чего процесс установки про­граммы продолжается или прекращается.

С развитием технических возможностей, позволяющих воспро­изводить аудио- и видеопродукцию на различных видах носителей, получила распространение практика, когда правообладатели предос­тавляют права на воспроизведение и распространение произведений или фонограмм лишь на определенном виде носителей (например, только на видеокассетах формата VHS или дисках DVD, CD, MC и т. д.). Хотя в ЗоАП прямо не предусмотрено такое «дробление» пра­вомочия по воспроизведению произведений, в целом подобная прак­тика соответствует законодательству об авторском праве и смежных правах, так как правообладатель волен самостоятельно определять как форму, так и способ использования произведения (ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 30, ст. 37, 38 ЗоАП).

Наиболее типичные способы незаконного использования объек­тов исключительных прав в случаях, когда имеется договор между нарушителем и правообладателем, следующие:

1) использование произведений и объектов смежных прав:

—  способом, не предусмотренным в договоре с правообладате­лем;

—  свыше срока, установленного в договоре;

—  при получении согласия не всех, а лишь части правообладателей,  если их несколько (например, в случае соавторства или когда требуется получить не только авторские, но и соответствующие смежные права);

2) распространение объектов авторских и смежных прав вне тер­ритории, оговоренной в договоре;

3) изготовление экземпляров (воспроизведение) произведений, фонограмм в количестве, превышающем предусмотренный в дого­воре максимальный тираж.

Уголовный закон (ч. 2 ст. 146 УК РФ) предусматривает также ответственность за деяния, связанные с приобретением, хранением и перевозкой контрафактных экземпляров произведений или фоно­грамм. Ответственность наступает, если такие деяния совершаются с целью сбыта контрафактной продукции.

Уголовная ответственность за все виды деяний, предусмотрен­ные диспозицией ч. 2 ст. 146 УК РФ, наступает только в случае их совершения  в крупном размере, а они признаются таковыми, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стои­мость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 тыс. руб.

При установлении данного обязательного признака рассматри­ваемого состава преступления необходимо учитывать следующее.

По смыслу уголовного закона в расчет должна приниматься стоимость легальных, но ни в коем случае не контрафактных, экзем­пляров произведений или фонограмм.

Определение размера деяния в зависимости от стоимости эк­земпляров произведений или фонограмм должно осуществляться в том случае, когда нарушаются права на объекты авторского или смежных прав, воспроизведенные на материальном носителе (аудиовидеокассете, CD, DVD-диске и т. д.). Такая стоимость определяется суммарно по всем изъятым у нарушителя экземплярам произведений   фонограмм (со всех торговых точек), исходя из сложившейся среднерозничной цены легального экземпляра[7]. При этом подсчитывается общая стоимость выявленных у нарушителя экземпляров произведений или фонограмм независимо от субъекта или характера нарушенных прав (авторские или смежные)[8].

Например, в ходе оперативных мероприятий выявлена продук­ция, имеющая признаки контрафактности в количестве 100 DVD-дисков и 150 видеокассет типа VHS с аудиовизуальными произведе­ниями, права на которые принадлежат различным правообладате­лям, а также 300 аудиокассет и 250 CD-дисков с фонограммами, права на которые также принадлежат различным правообладате­лям. Расчет размера деяния осуществляется по следующей форму­ле:

С = 100 * Цср DVD + 150 * ЦсрVHS+ 300 * ЦсрМС + 250 * ЦсрCD,

где С общая стоимость экземпляров произведений или фоно­грамм, определяющая размер деяния; Цср DVD средняя розничная цена легального экземпляра аудиовизуального произведения на DVD-диске; ЦсрVHS средняя розничная цена легального экземпляра ау­диовизуального произведения в формате VHS; ЦсрМС средняя роз­ничная цена легального экземпляра фонограммы на аудиокассете; ЦсрCD средняя розничная цена легального экземпляра фонограммы на CD-диске.

Следует учитывать, что стоимость экземпляров аудиовизуаль­ных произведений, предназначенных для сдачи в прокат, как прави­ло, выше стоимости экземпляров для домашнего просмотра.

Информацию о среднерозничной цене экземпляров произведе­ний или фонограмм на конкретном носителе (DVD-диске, аудио-видеокассете, CD и т. д.) можно получить в соответствующих орга­низациях, осуществляющих мониторинг таких цен, а также у пред­ставителей правообладателей (см. приложение).

Стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав учитывается тогда, когда нарушение авторских или смежных прав не связано с фиксацией объектов таких прав на мате­риальном носителе (например, в случае трансляции фильма по теле­видению, музыкального произведения — по радио и т. д.).

Представляется, что стоимость прав может быть определена по аналогии с правилами ст. 424, 485, 524 ГК РФ исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за анало­гичный вид использования объектов авторского и смежных прав. На практике ее можно рассчитывать как стоимость для соответствую­щего вида прав, определяемую на основе ранее заключенных право­обладателем договоров о передаче неисключительных прав для си­туаций, максимально сопоставимых с той, при которой имело место нарушение. При этом она по возможности должна определяться в пределах фактического нарушения.

По сути, расчет стоимости прав на использование объектов ав­торских и смежных прав представляет собой расчет упущенной вы­годы правообладателя в каждом конкретном случае, которая подле­жит доказыванию.

При невозможности однозначного обоснования стоимости прав применительно к конкретному нарушению представляется целесо­образным при ее подсчете взять за основу минимальные ставки ав­торского вознаграждения для соответствующего случая, установ­ленные постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законодательст­вом об авторском праве и смежных правах правообладателю причи­тается вознаграждение за каждый вид использования объектов ав­торского или смежных прав.

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 146 УК РФ, следует считать оконченными с момента причинения крупного ущерба автору, а преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, — с мо­мента достижения деянием крупного размера.

 

Субъективные признаки преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ

С субъективной стороны преступления, предусмотренные ст. 146 УК РФ, характеризуются умыслом, как прямым, так и кос­венным.

При установлении умысла необходимо доказать, что все имею­щие юридическое значение обстоятельства, относящиеся к характе­ристике объекта и предмета преступления, объективной стороны преступления, осознавались виновным. Необходимо установить, что лицо сознавало общественную опасность своего деяния, понимая, что нарушает чужие охраняемые законом права, т. е. совершает не­законное деяние.

В этом смысле тот факт, что виновный ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение (по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) будет означать наличие в его действиях умысла, так как он уже осознает противоправность (незаконность) своего деяния.

Аналогичным образом на наличие умысла в действиях виновно­го будет указывать и тот факт, что ранее он предупреждался[9] (возможно, неоднократно)    о том, что его действия нарушают права дру­гих лиц на соответствующие произведения, фонограммы и т. д.

Мотивы нарушений авторских и смежных прав не влияют на квалификацию соответствующих деяний. Чаще всего ими являются корыстолюбие, тщеславие и др.

Цель сбыта контрафактной продукции является обязательным признаком субъективной стороны только составов преступлений, связанных с приобретением, хранением, импортом и перевозкой контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, и подле­жит доказыванию.

Присваивая авторство, виновный преследует цель — выдать чужое произведение за свое.

При совершении незаконного использования объектов автор­ских и смежных прав цели не имеют значения. Как правило, ими мо­гут быть: извлечение и максимизация прибыли, достижение пре­имуществ в конкуренции  с другими хозяйствующими субъектами и т.д.

С учетом общих правил субъектом преступлений, предусмот­ренных ст. 146 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, дос­тигшее к моменту совершения преступления возраста 16 лет. Им может быть как российский, так и иностранный гражданин, а также лицо без гражданства.

 


[1] Изменения к ст. 16, 37, 38 и 39 Закона, относящиеся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

[2] К таким международным договорам относятся Всемирная конвенция об автор­ском праве и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произ­ведении 1886 г. Однако необходимо учитывать, что при присоединении к Бернской конвенции Россией была сделана оговорка, что действие ее «не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием» (см. поста­новление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.).

[3] Федеральным законом от 28 июля 2004 г. приняты поправки в Закон об автор­ском праве и смежных правах, которыми предусматривается снятие оговорки, сде­ланной при присоединении России к Бернской конвенции, и иные изменения.

[4] Отменено Федеральным законом от 28 июля 2004 г.

[5] Иные ограничения авторских и смежных прав, в соответствии с которыми использование объектов этих прав может осуществляться свободно, приведены ниже при анализе объективной стороны рассматриваемых преступлений.

[6] Затрагивает личное неимущественное право на целостность произведения.

[7] Подробнее об определении стоимости см. раздел «Возбуждение уголовного дела» настоящего пособия.

[8] По смыслу ст. 146 УК РФ в редакции, действовавшей до 8 апреля 2003 г., требовалось определить размер ущерба в отношении каждого правообладателя в от­дельности, от которых были получены заявления о привлечении нарушителя к уго­ловной ответственности. Это было связано с тем, что ответственность за незаконное использование объектов авторских и смежных прав предусматривалась в ч. 1 ст. 146 УК РФ, а уголовные дела о преступлениях, предусмотренных данной нормой, отнесе­ны к категории дел частнопубличного обвинения (возбуждаемых не иначе как по за­явлению потерпевшего). Поправки, внесенные в ст. 146 УК РФ Федеральным законом от 8 апреля 2003 г. № 45-ФЗ, фактически отнесли рассматриваемые деяния к катего­рии дел публичного обвинения, так как ответственность за них теперь предусмотрена в ч. 2 ст. 146 УК РФ. Кроме того, вместо понятия «крупный ущерб» введено понятие «крупный размер деяния». Следовательно, отпала и необходимость подсчитывать размер деяния применительно к каждому отдельно взятому правообладателю. А по­скольку законом смежные права охраняются наравне с авторскими, то при установле­нии размера деяния стоимость экземпляров фонограмм также следует учитывать вместе со стоимостью экземпляров произведений.

[9] Предупреждения подобного рода могут направляться правообладателями са­мостоятельно, однако наиболее эффективно выносить такие предупреждения в ходе совместных рейдов ОВД с представителями правообладателей. Предупреждением следует считать и объявление по громкой связи в местах продажи экземпляров про­изведений или фонограмм о недопустимости нарушения чужих прав на объекты ин­теллектуальной собственности, об охране таких прав законом, в том числе уголов­ным.

Содержание

Введение.  Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Приложение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code