Решение ФАС России от 18.10.2016 по делу N К-1687/16

Суть жалобы: 1) В документации об аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки; 2) Проект контракта не соответствует проекту типового контракта, утвержденному Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н; обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено с нарушением закона.
Решение: 1) Жалоба признана обоснованной, так как заказчик включил в документацию требования к товару, влекущие ограничение количества участников, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе; 2) Жалоба признана необоснованной, так как заказчик не обязан соблюдать условия типового контракта; контроль осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу N К-1687/16
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО “М” (далее – Заявитель) на действия ГКУ Московской области “Д” (далее – Заказчик), “К” (далее – Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО “Р” (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку операционных столов (номер извещения 0148200005416000739) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

  1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно – “Т”;
  2. Проект контракта документации об Аукционе не соответствует проекту типового контракта, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н “Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий”;
  3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru – 28.09.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 20 143 933,93 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 28.10.2016;

5) дата проведения Аукциона – 07.11.2016.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно доводу Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе от 29.09.2016 установлено, в том числе, требование к товарам “Стол медицинский операционный нейрохирургический в полной комплектации” и “Операционный стол рентгенопрозрачный” о наличии “Электромеханический привод”, что ограничивает количество участников закупки, и соответствует продукции только одного производителя, а именно – “Т”.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что 12.10.2016 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в документацию об Аукционе, в том числе, в Техническое задание документации об Аукционе в части установления требований к товарам “Стол медицинский операционный нейрохирургический в полной комплектации” и “Операционный стол рентгенопрозрачный”, в том числе, требование о наличии “Электромеханического привода” заменено на “Электромеханический или электрогидравлический привод”.

При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа подтвердили, что требованию о наличии “Электромеханического привода” соответствует “Т”.

Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку 12.10.2016 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в документацию об Аукционе.

  1. В соответствии с часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения” установлены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” (далее – ответственные органы), осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.

Пунктом 8 Правил установлено, что приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее – информационная карта). В соответствии с подпунктом “б” пункта 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 – 17 Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 Правил, в случае подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок.

Пунктом 16 Правил установлено, что условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н “Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий” утверждены: типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее – Типовой контракт), а также информационная карта типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее – Информационная карта типового контракта).

Пунктом 11 “Источник финансирования” Информационной карты документации об Аукционе, в том числе, установлено: “Код ОКПД 33.10.20.111 – Столы операционные; Код ОКПД 2 32.50.30.110 – Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части”.

На заседании Комиссии установлено, что Код ОКПД 33.10.20.111 не установлен в Информационной карте типового контракта, в связи с чем Заказчик, Уполномоченный орган не обязаны соблюдать условие применения Типового контракта, типовых условий контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов содержащийся во второй части заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Приказ N 155) установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Приказом N 155 установлен порядок предоставления преференций участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.

Согласно пункту 3 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 – 7 Приказа N 155 в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств – членов Евразийского экономического союза.

Следовательно, в случае отсутствия в составе заявки участника закупки документа, подтверждающего предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, преференции, установленные Приказом N 155, в отношение участника закупки не применяются.

Пунктом 17.1 “Условия, запреты и ограничения, установленные заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ” Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: “При осуществлении закупки к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Условия: В соответствии с п. 3 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 – 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств – членов Евразийского экономического союза”.

В соответствии с пунктом 1 частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 – 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 18.1 “Документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе” Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: “Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов (декларация о стране происхождения товара)”.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлено в документации об Аукционе излишнее требование к предоставлению в составе заявки участником закупки декларации о стране происхождения товара.

Комиссия считает, что отсутствие документа, подтверждающего страну происхождения товара, в заявке участника закупки не является основанием для отклонения заявки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ООО “М” обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе требований к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки.
  2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы от 18.10.2016 по делу N К-1687/16 соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 149

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code