Часть 5. Методические рекомендации по расследованию незаконной предпринимательской деятельности

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НЕЗАКОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучение практики  возбуждения  и  расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции свидетельствует о наличии ряда факторов,  не позволяющих  правоохранительным  органам принимать эффективные меры по пресечению правонарушений в этой сфере, а, зачастую, приводящих к обоснованному прекращению уголовных дел.

Так, основная масса находившихся в производстве уголовных дел  о преступлениях  данной  категории возбуждалась (до введения в действие ст.171-1 УК РФ):

— по  фактам обнаружения и изъятия алкогольной продукции,  в том числе,  при обнаружении подпольных цехов по производству фаль­сифицированной  алкогольной продукции или складов,  на которых данная продукция хранилась.  Вместе с тем  сам  факт  хранения данной  продукции,  при отсутствии данных о получении от этого вида деятельности дохода либо наличия доказательств реализации продукции не образовывал состава преступления, предусмотренно­го ст.171 УК РФ,

— по результатам проведенных сотрудниками правоохранительных ор­ганов контрольных закупок, с последующим изъятием значительно­го количества готовой к реализации реализации алкогольной про­дукции. При этом неизбежно возникал вопрос о возможности приз­нания  единичного  факта продажи продукции предпринимательской деятельностью, равно как вопрос доказывания умысла на последу­ющую  реализацию с целью получения дохода изъятой из мест хра­нения продукции,

— по  факту  задержания  лиц,  либо осуществляющих розлив спирта (спиртосодержащей жидкости),  поступившего в Санкт-Петербург в адрес  зарегистрированных по подложным (утраченным) документам коммерческих структур, либо лиц, осуществляющих перевозку при­обретенного  при  названных  выше обстоятельствах спирта.  При этом,  на момент возбуждения уголовного дела отсутствовали как сведения о лицах,  фактически осуществляющих незаконную предп­ринимательскую деятельность (как правило,  задерживались наем­ные  рабочие,  производящие розлив спирта,  его перевозку либо покупатели указанной продукции), так и данные о взаиморасчетах между продавцом  и покупателем данной продукции,  а,  следова­тельно, и документальное подтверждение размера полученного  от данной деятельности дохода.

— по факту осуществления деятельности  по  реализации  этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции руководителя­ми официально зарегистрированных коммерческих структур,  у ко­торых срок лицензии на данный вид деятельности истек,  а новая лицензия еще не получена.  При этом  уголовные  дела  зачастую возбуждались  уже после получения организацией соответствующей лицензии.  Причины несвоевременного получения новой  лицензии, время  подачи  документов для получения новой лицензии в соот­ветствующие государственные  органы,  отражение  полученных  в этот  период  доходов  в бухгалтерской документации и уплата с данных сумм налогов,  наличие долгосрочных договоров с другими организациями в ходе доследственной проверки не исследовались,

— по фактам осуществления деятельности по  реализации  различных видов спиртосодержащих парфюмерно-косметических жидкостей, ли­цензирование которой на момент возбуждения уголовного дела  не предусматривалось действующим законодательством.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным предваритель­но кратко остановиться на характеристике основных нормативных  актов, регулирующих правоотношения в сфере производства,  хранения и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

1.Законодательство, регулирующее правоотношения в  сфере  произ­водства  и  оборота этилового спирта,  спиртосодержащей и алкогольной продукции.

В настоящее время основным законодательным  актом,  регулирующим правоотношения   в   названной   сфере  является  вступившая  в  силу 19.01.1999 г.  новая редакция Федерального закона от 22.11.1995 г.  N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции» (изменения  и дополнения внесены Законом от 07.01.99г.  N 18-ФЗ) ,  которая сущест­венно изменила порядок лицензирования производства  и  оборота  алко­гольной продукции,  определила необходимость аккредитации предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией,  установила новые требования к оборудованию для ее производства, изменила основания изъятия из не­законного оборота и ограничения в области производства и оборота  ал­когольной продукции.

Федеральный закон  от  08.01.1998 г.  N 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосо­держащей и алкогольной продукции» и постановление Правительства  Рос­сийской Федерации от 09.07.1998 г. N727 «О лицензировании деятельнос­ти по производству,  хранению и обороту этилового спирта, изготовлен­ного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции» в настоящее время применяются в части не противоречащей новой  редакции Федерального закона.

Новая редакция  Федерального закона установила необходимость по­лучения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции  трех видов: этиловый пищевой спирт, спиртные напитки и вино.

Кроме того,  согласно  ст.2  названного  Федерального  закона  к спиртным  напиткам  относится алкогольная продукция,  произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья и не относящаяся  к вину или пиву.

Таким образом,  производя водку,  коньяк и ликеро-водочные изде­лия, организация-производитель получает одну лицензию на производство спиртных напитков и один раз уплачивает лицензионный сбор.

Что же касается организаций оптовой торговли,  то, исходя из по­ложений п.п.2 и 4 ст.18 новой редакции Федерального закона, организа­ции,  осуществляющие деятельность в сфере оборота алкогольной продук­ции,  должны  иметь  единую лицензию на всю алкогольную продукцию без указания ее видов.

Следовательно, предприятия-производители  алкогольной  продукции должны  получать  лицензии на три ее вида — питьевой спирт,  спиртные напитки и вино, а предприятия, занимающиеся оптовыми поставками алко­гольной продукции,  получают лицензию на оборот алкогольной продукции без указания ее видов.

Следует отметить,  что понятие «оптовая реализация» не использу­ется в новой редакции Федерального закона.  Вместо него употребляется понятие «поставка», что соответствует положениям главы 30 ГК РФ «Куп­ля-продажа»,  различающей среди прочих два  вида  договоров:  договор розничной купли-продажи и договор поставки.

Таким образом,  организации, осуществляющие оптовые поставки ал­когольной продукции, получают лицензии на ее закупку, хранение и пос­тавки.

2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию:

— производство,  хранение и  поставки  произведенного  этилового спирта, в том числе денатурата;

— производство,  хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

— закупка,  хранение и экспорт этилового  спирта  и  алкогольной продукции;

— хранение этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей пи­щевой продукции;

— закупка,  хранение и поставки алкогольной  и  спиртосодержащей пищевой продукции;

— экспорт алкогольной продукции;

— импорт,  хранение  и поставки этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

— производство,  хранение  и поставки спиртосодержащей непищевой продукции,  а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательно­го материала используется этиловый спирт;

— розничная продажа алкогольной продукции.

При этом лицензии на осуществление перечисленных выше видов дея­тельности выдаются отдельно.

В соответствии с п.6 ст.18 новой редакции Федерального закона на оборот  алкогольной  продукции,  за исключением ее розничной продажи, выдаются федеральные лицензии. При этом под оборотом алкогольной про­дукции  понимаются  ее закупка (в том числе импорт),  поставка (в том числе экспорт) и хранение.

Поскольку данная деятельность  (закупка,  хранение  и  поставка) включена в понятие «оборот алкогольной продукции», организациям опто­вой торговли следует получать лицензию  в  лицензирующем  федеральном органе исполнительной власти,  т.е. в Министерстве Российской Федера­ции по налогам и сборам.

Однако, согласно    Распоряжению    губернатора   N   705-р   от 15.07.1999г., с 01.09.1999 г. выдача лицензий на оптовую торговлю ал­когольной продукцией передана в ведение Лицензионной палаты Админист­рации Санкт-Петербурга.

3. Особенности изъятия из незаконного оборота и дальнейшего использования алкогольной продукции.

Изъятие из незаконного оборота, конфискация и дальнейшее исполь­зование алкогольной продукции регулируется ст.25 новой редакции Феде­рального закона. В соответствии с данной статьей конфискованная алко­гольная  продукция,  не  соответствующая государственным стандартам и техническим условиям,  а также содержащая в  своем  составе  этиловый спирт,  произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежит переработке на договорных условиях в этиловый спирт для  технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию.  При невозможности осуществить такую переработку конфискованная  алкоголь­ная продукция подлежит уничтожению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.1999г. N  178  «Об  изъятии  из  незаконного оборота и конфискации этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции» также предусматри­вает  переработку на технические цели либо уничтожение конфискованной алкогольной продукции (порядок см. выше).

4. Некоторые особенности квалификации действий лиц в сфере  незаконного оборота алкогольной продукции.

По данному составу преступления, особенно в случаях  выявления подпольных цехов по производству фальсифицированной водки с примитив­ной технологией изготовления,  к уголовной  ответственности  подлежат

привлечению не только организаторы производства,  его финансирующие и получающие доход,  но и наемные рабочие.  Последние, исходя из объек­тивной оценки их действий, являются соучастниками, изготавливая путем выполнения тех или иных операций фальсифицированную продукцию и  реа­лизуя ее.

Т.е. субъективная сторона преступления характеризуется  прямым умыслом. Лицо сознает, что производит, приобретает, перевозит, хранит с целью сбыта или сбывает товары и  услуги,  подлежащие  обязательной маркировке,  но не обладающие таковой, в крупном размере и желает со­вершить указанные действия,  при этом следует обязательно  установить цель сбыта,  в противном случае перечисленные деяния не подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст.171-1 УК РФ, даже если со­вершены в крупном размере.

Если при  осмотре помещения,  где функционировал цех по произ­водству фальсифицированной алкогольной продукции,  наряду с  изготов­ленной продукцией,  будет обнаружено сырье (спирт), то привлекаемым к уголовной ответственности лицам подлежит вменению и количество  пред­полагаемой  продукции,  которая  могла быть изготовлена из количества обнаруженного сырья.  При этом расчет должен быть произведен на осно­вании  официальных запросов в адрес заводов-изготовителей с учетом их технологий производства алкогольной продукции.

5. Административная ответственность за правонарушения  в  сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Говоря об ответственности за незаконное  производство  и  оборот спирта,  спиртосодержащей и алкогольной продукции,  следует отметить, что наряду с уголовной существует и административная  ответственность за правонарушения в данной сфере.

В целях  совершенствования государственного регулирования произ­водства и оборота этилового спирта,  алкогольной  и  спиртосодержащей продукции, а также обеспечения защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей 8 июля 1999 года принят Федеральный Закон «Об  адми­нистративной  ответственности юридических лиц (организаций) и индиви­дуальных предпринимателей за правонарушения в области производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 143-ФЗ (Российская газета от 13.07.1999г.)

Данным Законом устанавливается административная  ответственность юридических лиц (организаций),  а также индивидуальных предпринимате­лей за следующие виды правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

 

1/ — деятельность юридического лица (организации) по промышленно­му производству и обороту этилового  спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей продукции или индивидуального  предпринима­теля по розничной продаже алкогольной продукции, осуществля­емая без соответствующей лицензии либо с нарушением  условий соответствующей лицензии (статья 2)

2/ — использование   юридическим  лицом  (организацией)  этилового спирта,  произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спир­тосодержащей пищевой продукции(статья 3),

3/ — промышленное  производство или оборот юридическим лицом (ор­ганизацией) этилового питьевого спирта,  алкогольной и спир­тосодержащей пищевой  продукции либо розничная продажа инди­видуальным предпринимателем алкогольной продукции,  не соот­ветствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам (статья 4)

4/ — промышленное производство юридическим  лицом  (организацией) этилового спирта  с  превышением  установленных квот (статья  5),

5/ —  поставка юридическим лицом (организацией)  этилового  спирта юридическому лицу (организации) или индивидуальному предпри­нимателю ,  не имеющим соответствующей лицензии или не имеющим квот на закупку этилового спирта либо осуществляющим за­купку в объеме, превышающим квоты,

—  закупка этилового спирта юридическим  лицом  (организацией), не  имеющим соответствующей лицензии или квот на закупку,  а также закупка этилового спирта в объеме,  превышающем  квоты (статья 6),

6/ — розничная  продажа юридическим лицом(организацией) индивиду­альным предпринимателем этилового спирта, в том числе этило­вого  питьевого  спирта,  а  также  лекарственных или лечеб­но-профилактических средств,  содержащих этиловый  спирт,  и виноматериалов (статья 7),

7/ —  закупка,  поставка и хранение юридическим лицом (организаци­ей)  алкогольной  и  спиртосодержащей  пищевой продукции без аккредитации в порядке,  установленном  Правительством  Рос­сийской Федерации, а также розничная продажа, хранение и пе­ревозка юридическим лицом  (организацией)  и  индивидуальным предпринимателем  алкогольной  и  спиртосодержащей продукции

без установленных транспортных документов, сертификата соот­ветствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной в установленном порядке копии  та­кого  сертификата  либо без справки,  прилагаемой к грузовой таможенной декларации, или ее копии — на импортную алкоголь­ную продукцию (статья 8)

8/ —  поставки  юридическим лицом (организацией) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упа­ковке не соответствующих требованиям  государственных  стан­дартов (статья 9)

9/ —  выпуск юридическим лицом (организацией) — производителем ал­когольной продукции без маркировки,  если таковая маркировка обязательна,

— купля-продажа  юридическим лицом(организацией) или индивиду­альным предпринимателем алкогольной продукции без  маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение, пе­ревозка такой продукции (статья 10)

10/ — искажение  и (или) непредставление юридическим лицом (орга­низацией) в установленные сроки декларации об объеме произ­водства или оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции (статья 11)

11/ — нарушение юридическим лицом (организацией) или индивидуаль­ным предпринимателем правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции,  установленных Федеральными  за конами  или  Правительством Российской Федерации,  если это действие (бездействие) не образует состава иного  админист­ративного правонарушения (статья 12)

6. Сопутствующие составы преступлений при расследовании незаконного производства,  оборота спирта,  спиртосодержащей  и  алкогольной продукции.

В процессе предварительного расследования,  а затем и при принятии  процессуального решения по уголовным делам о незаконном предпри­нимательстве в сфере производства и оборота этилового  спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей продукции отдельного рассмотрения требует оценка действий виновного с точки зрения наличия иных составов  прес­туплений,  непосредственно  связанных  с выпуском продукции названной категории.

К таким составам могут быть отнесены преступления, предусмотренные:

1/- статьей  171-1 УК РФ (в редакции ФЗ-N 157 от 9 июля 1999 года), предусматривающей ответственность за производство, приобретение, хранение,  перевозку  в  целях сбыта и сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора,  специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере.

В качестве квалифицирующих признаков данного состава  преступления предусмотрено совершение этого же деяния:

— организованной группой,

— неоднократно,

— в особо крупном размере.

При этом,  крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции,  в 200 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, а особо крупным размером — в 500 раз.

2/- статьей 234 УК РФ, 2   0предусматривающей ответственность за не­законные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта,  а равно незаконный сбыт сильнодействую­щих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.

Квалифицированный вид данного преступления имеет место, если оно совершено:

— группой лиц по предварительному сговору,

— неоднократно,

— организованной группой в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере. При этом крупный размер определяется исходя из конк­ретных  обстоятельств дела с учетом количества сильнодействующего ве­щества, степени его воздействия на организм человека и т.п.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ составлены  Постоян­ным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.  Однако  отнесение  вещества к числу сильнодействующих либо ядовитых требует обязательно­го проведения соответствующей экспертизы.

С учетом  изложенного  при  назначении экспертизы по алкогольной продукции,  изъятой в ходе расследования уголовных дел данной катего­рии  наряду с вопросом об ее соответствии установленным на данный вид продукции ГОСТам в обязательном порядке необходимо ставить перед экс­пертами вопросы о:

— качественном составе продукции,

— относятся  ли вещества,  входящие в состав изъятой алкогольной продукции к категории сильнодействующих либо ядовитых веществ.

Поскольку данное деяние является преступлением с формальным сос­тавом,  оно признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции ч.1 ст. 234 УК РФ действия.

Если же в результате использования при производстве  алкогольной продукции  сильнодействующего или ядовитого вещества причиняется тяж­кий вред здоровью либо наступает смерть,  содеянное помимо ст.234  УК РФ  подлежит также квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса,  предусматривающим ответственность  за  преступления  против жизни и здоровья.

3/- статьей 238 УК РФ(в редакции ФЗ-N 157 от 9 июля 1999 года) , предусматривающей ответственность за производство, хранение или пере­возка  в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции,  выполнение работ или оказание услуг,  не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа,  удостоверяющего соответствие указанных това­ров, работ или услуг требованиям безопасности.

В качестве  квалифицирующих  признаков данного преступления пре­дусматривается совершение тех же деяний, если они:

— совершены  группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной  группой,

— совершены неоднократно,

— повлекли по неосторожности причинение тяжкого  вреда  здоровью либо смерть человека,

— совершены в отношении товаров,  работ или услуг, предназначен­ных для детей в возрасте до шести лет.

При этом необходимо отграничивать данный состав преступления  от преступления, предусмотренного ст.200 УК Российской Федерации («Обман потребителей»). Названная статья в отличии от ст.238 УК РФ предусмат­ривая специальный субъект (работники организаций,  реализующих товары или оказывающих услуги населению, индивидуальные предприниматели) го­ворит об уголовной ответственности,  в том числе,  за введение в заб­луждение относительно потребительских свойств  или  качества  товаров (услуг). При этом, реализованные потребителю товары (услуги) несмотря на несоответствие полученной последним информации об их  свойствах  и качестве не должны создавать опасность для его жизни и здоровья.

В том случае,  если товар (продукция) либо оказанные услуги (вы­полненные  работы)  могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителей, то уголовная ответственность наступает по ст.238 УК РФ.

4/- статьей 327 УК РФ , предусматривающей ответственность за под­делку, изготовление в целях его использования официального документа, предоставляющего права  или освобождающего  от обязанностей,  а равно изготовление или сбыт  в  тех же целях  поддельных штампов,  печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа.

В ходе осмотров и проведения других следственных действий по делам данной категории изымается большое количество различных  докумен­тов, а зачастую штампы и печати разных организаций. Поэтому, принимая процессуальные решения,  необходимо давать юридическую оценку содеян­ному и с точки зрения наличия либо отсутствия признаков преступления, предусмотренных ст.327 УК РФ.

5/- статьей 327-1 УК РФ (в редакции ФЗ-N 158 от 9 июля 1999  го­да),  предусматривающей ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных,  а также использование заведомо поддельных марок акцизного сбора,  специальных марок или знаков соответствия, защищен­ных от подделок.

6/- статьей 325 УК РФ,  которая  дополнена  Федеральным  законом N 157 от 9 июля 1999 года частью 3, предусматривающей ответственность за похищение марок акцизного сбора,  специальных марок или знаков со­ответствия.

***

Список использованной литературы:

1. Волженкин Б.В.Экономические преступления.(Санкт-Петербург. Юри­дический центр Пресс, 1999).

2. Лопашенко Н.А. Преступленияв сфере  экономической  деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. (Монография — Саратов: СГАП, 1997.)

3. Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в  сфере  экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных орга­низациях (Красноярск, КГУ, 1998.)

4. Яни П.С. Экономические и служебные преступления(Москва,1997)

5. Расследование преступлений в сфере экономики . Руководство для следователей.  (Москва,Издательство «Спарк», 1999).

К содержанию

Часть 5. Методические рекомендации по расследованию незаконной предпринимательской деятельности: 1 комментарий
  1. Трофимов Николай

    Имеют ли право правоохранительные органы наказать обычного человека за сбыт спиртосодержащей жидкости,если он в письменном виде предупреждает покупателя о том,что эту спиртосодержащую жидкость нельзя употреблять в пищевых целях.Объяснив,что эта спиртосодержащая может применятся только в качестве средства для компрессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code