Методические рекомендации по подготовке сводного и рабочего планов приоритетного проекта (программы)

Утверждаю Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации
А.СЛЕПНЕВ
18 ноября 2016 г. N 8695п-П6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СВОДНОГО И РАБОЧЕГО ПЛАНОВ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

  1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по подготовке сводного и рабочего планов приоритетного проекта (программы) (далее — методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (далее — Положение) и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15 октября 2016 г. N 1050.

1.2. Методические рекомендации содержат рекомендуемые формы сводного и рабочего планов приоритетного проекта (далее — сводный план проекта, рабочий план проекта) и методические рекомендации по их заполнению.

При подготовке сводного и рабочего планов приоритетной программы (далее — сводный план программы, рабочий план программы) рекомендуется использовать формы сводного и рабочего планов проекта и методические рекомендации по их заполнению, за исключением отдельных положений, отмеченных в виде сносок к настоящим методическим рекомендациям.

1.3. Сводный план проекта (программы) утверждается проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации (далее — проектный комитет).

 

  1. Рекомендации по подготовке сводного плана приоритетного проекта

 

2.1. Сводный план проекта разрабатывается по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.

Форма сводного плана проекта включает следующие основные разделы:

раздел 1 «План приоритетного проекта по контрольным точкам»;

раздел 2 «План финансового обеспечения приоритетного проекта»;

раздел 3 «План согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта»;

раздел 4 «План управления приоритетным проектом».

2.2. В наименовании приоритетного проекта (далее — проект) указывается краткое наименование проекта, утвержденное в паспорте соответствующего проекта.

2.3. В графе «Руководитель проекта» указывается лицо (Ф.И.О, должность), определенное президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее — президиум Совета) в качестве руководителя проекта и утвержденное в паспорте соответствующего проекта.

2.4. В графе «Администратор проекта» указывается лицо (Ф.И.О, должность), осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности старшего должностного лица проекта (при наличии), руководителя проекта и рабочих органов проекта. Администратор проекта обеспечивает ведение мониторинга реализации проекта и формирование отчетности по проекту.

В случае, если функции администратора проекта возлагаются на структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, либо на ведомственный проектный офис, иную организацию или на соответствующий рабочий орган проекта, то приводится наименование соответствующего структурного подразделения, организации или рабочего органа проекта, а также указывается ее (его) руководитель (Ф.И.О, должность).

2.5. В разделе «Разработчик сводного плана» указывается представитель (Ф.И.О, должность) федерального органа исполнительной власти, иного органа или организации, выполняющей разработку сводного плана проекта.

Рекомендуется указывать лицо, осуществляющее консолидацию информации, содержащейся в сводном плане проекта, по итогам работы рабочей группы по его разработке.

2.6. Раздел «План приоритетного проекта по контрольным точкам» содержит информацию о контрольных точках проекта в разрезе общих организационных мероприятий по проекту, а также функциональных направлений проекта.

Выделение функциональных направлений осуществляется в соответствии с результатами проекта, утвержденными в паспорте проекта.

Наименование функционального направления формулируется в кратком изложении, раскрывающем его суть.

Пример функциональных направлений:

развитие жилищного строительства;

развитие рынка ипотеки;

развитие рынка арендного жилья и пр.

Функциональные направления, в рамках которых приводятся контрольные точки, указываются в плане проекта по контрольным точкам.

Подготовка плана проекта по контрольным точкам осуществляется с учетом раздела «Календарный план-график приоритетного проекта» обоснования паспорта проекта.

План проекта по контрольным точкам должен содержать контрольные точки, указанные в разделе «Этапы и контрольные точки» паспорта проекта, а также перечень контрольных точек, необходимый и достаточный для получения всех результатов проекта.

Необходимо указывать контрольные точки, соответствующие началу мероприятий по созданию результата, промежуточные контрольные точки и контрольные точки, характеризующие получение конечного результата. Промежуточные контрольные точки указываются в соответствии с типом создаваемого результата (утверждение нормативных правовых актов, строительство объектов, разработка и внедрение информационных технологий).

В случае, если реализация проекта охватывает субъекты Российской Федерации и (или) осуществляется при участии субъектов Российской Федерации (далее — региональная составляющая проекта), указываются контрольные точки уровня субъектов Российской Федерации, которые охватывает реализация проекта.

При наличии региональной составляющей проекта соответствующая информация по разделу может быть приведена в приложении к сводному плану проекта.

В этом случае в графе таблицы, в которой указана контрольная точка, по которой приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к сводному плану проекта и номера строк таблицы с контрольными точками уровня субъектов Российской Федерации.

Пример контрольных точек по разработке нормативного правового акта:

создана рабочая группа по подготовке нормативного правового акта;

размещено уведомление о подготовке нормативного правового акта;

подготовлен проект нормативного правового акта и размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов;

нормативный правовой акт рассмотрен на проектном комитете;

нормативный правовой акт согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

нормативный правовой акт внесен в Правительство Российской Федерации;

нормативный правовой акт рассмотрен Правительством Российской Федерации, принято соответствующее решение;

нормативный правовой акт внесен в Государственную Думу;

нормативный правовой акт направлен для представления отзывов, предложений и замечаний (по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

нормативный правовой акт рассмотрен и принят Государственной Думой Российской Федерации;

нормативный правовой акт рассмотрен и одобрен Советом Федерации Российской Федерации;

нормативный правовой акт рассмотрен и подписан Президентом Российской Федерации;

опубликован нормативный правовой акт.

Рекомендуемое количество контрольных точек по каждому функциональному направлению составляет не менее 10 — 12 в год (без учета региональной составляющей).

По каждой контрольной точке:

в графе «Срок» указывается плановая дата исполнения в формате «ДД.ММ.ГГГГ»;

в графе «Вид документа и (или) результат» указывается результат и (или) вид документа (Указ Президента Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации и пр.), соответствующего результату, создаваемому в рамках выполнения мероприятий и достижения соответствующих контрольных точек;

в графе «Ответственный исполнитель» указывается представитель (Ф.И.О, должность) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования или иного органа или организации, ответственной за достижение результатов, соответствующих контрольной точке;

в графе «Уровень контроля» указывается один из следующих уровней принятия решения о прохождении контрольной точки: президиум Совета, проектный комитет, руководитель проекта.

Контрольные точки уровня руководителя проекта указываются при необходимости отражения в сводном плане проекта ключевых результатов или отдельных значимых промежуточных результатов. Полный перечень контрольных точек уровня руководителя проекта приводится в рабочем плане проекта.

2.7. Раздел «План финансового обеспечения приоритетного проекта» содержит информацию об объемах, сроках и источниках финансирования проекта в целях своевременного обеспечения проекта необходимыми финансовыми средствами.

Подготовка плана финансового обеспечения проекта осуществляется с учетом раздела «Бюджет приоритетного проекта» паспорта проекта.

Требуемый для реализации проекта объем финансовых средств детализируется по мероприятиям проекта в разрезе общих организационных мероприятий по проекту и функциональных направлений проекта.

Функциональные направления проекта указываются в соответствии с функциональными направлениями, приведенными в разделе «План мероприятий по контрольным точкам» сводного плана проекта.

В случае наличия в проекте региональной составляющей, указываются основные мероприятия проекта, планируемые к реализации на уровне каждого субъекта Российской Федерации, входящего в проект, а также объемы их финансирования.

При наличии региональной составляющей проекта соответствующая информация по разделу может быть приведена в приложении к сводному плану проекта.

В этом случае в графе таблицы, в которой указано мероприятие проекта, по которому приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к сводному плану проекта и номера строк таблицы с мероприятиями и их финансовым обеспечением уровня субъектов Российской Федерации.

По каждому мероприятию и соответствующему объему средств указывается главный распорядитель бюджетных средств, код бюджетной классификации расходов, а также срок, к которому планируется доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Объемы финансовых средств, необходимых для выполнения мероприятий проекта, указываются в разрезе источников финансирования.

В качестве бюджетных источников финансирования мероприятий проекта, при наличии, указываются расходы федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с указанием субсидий из федерального бюджета, расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам финансирования мероприятий проекта, при наличии, относятся средства инвесторов, организаций, фондов и прочие внебюджетные средства.

Объемы бюджетных и внебюджетных источников финансирования мероприятий проекта, а также объем средств, отраженный в строке «Итого» плана финансового обеспечения проекта, должны совпадать с соответствующими объемами, утвержденными в паспорте проекта.

Объемы расходов указываются в миллионах рублей, с точностью до двух знаков после запятой.

2.8. Раздел «План согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта» содержит информацию о согласованиях, плановых оценках и контрольных мероприятиях в отношении проекта в течение всего срока его реализации.

План согласований и контрольных мероприятий проекта обеспечивает согласованность проведения оценок и иных контрольных мероприятий по срокам, мероприятиям и ответственным проверяющим органам.

План согласований и контрольных мероприятий проекта включает описание основных согласований проекта, плановых контрольных мероприятий и контрольных мероприятий, осуществляемых по функциональным областям проекта.

К основным согласованиям проекта могут относиться согласования проекта в части показателей, результатов и требований к результатам, финансирования и иных ключевых параметров и результатов проекта.

Пример согласований:

решение президиума Совета о согласовании параметров финансирования приоритетного проекта на 2018 год;

решение президиума Совета о согласовании показателей приоритетного проекта и пр.

Прохождение основных согласований планируется и фактически осуществляется после проведения связанных контрольных мероприятий.

К плановым контрольным мероприятиям проекта относятся плановые оценки и иные контрольные мероприятия, осуществляемые в целях оценки реализуемости приоритетного проекта, соответствия его стратегическим задачам и приоритетам Российской Федерации, оценки достижения планируемых результатов и показателей в рамках утвержденных основных параметров проекта.

Пример плановых контрольных мероприятий:

прохождение ключевых этапов и контрольных точек;

оценка достижения показателей проекта;

ежегодная комплексная оценка приоритетного проекта.

Также могут добавляться иные плановые контрольные мероприятия.

Каждый ключевой этап, контрольная точка и показатель проекта указываются в отдельной строке таблицы.

К контрольным мероприятиям по функциональным областям проекта относятся плановые оценки и иные контрольные мероприятия, осуществляемые с привлечением федеральных органов исполнительной власти, экспертных и иных организаций в соответствии с их компетенцией.

Пример контрольных мероприятий по функциональным областям проекта:

строительная экспертиза;

экспертиза внедрения ИТ-систем;

экспертиза нормативных правовых актов;

оценка целевого расходования средств и пр.

В графе «Ответственный за проведение» указывается один или несколько органов управления проектной деятельностью, федеральных органов исполнительной власти, экспертных и иных организаций, ответственных за согласование и (или) проведение контрольного мероприятия.

Пример ответственных за проведение согласования и (или) контрольных мероприятий:

президиум Совета;

проектный комитет;

куратор;

федеральный проектный офис;

центр компетенций проектного управления;

Министерство финансов Российской Федерации;

общественно-деловой совет;

Федеральное казначейство и пр.

Указанные в настоящем разделе основные согласования и контрольные мероприятия планируются по месяцам календарного года. В этих целях в ячейке таблицы, соответствующей месяцу проведения согласования или контрольного мероприятия, указываются числа месяца (в формате «ДД»), соответствующие началу и окончанию проведения согласования или контрольного мероприятия (период).

Планирование контрольных мероприятий рекомендуется осуществлять равномерно, при возможности, распределяя в течение года.

При формировании плана согласований и контрольных мероприятий проекта руководитель проекта и заинтересованные органы государственной власти обеспечивают согласованность проведения оценок и иных контрольных мероприятий по срокам и составу мероприятий.

2.9. Раздел «План управления приоритетным проектом» содержит следующие подразделы:

управление результатами и выгодами;

рассмотрение проблемных вопросов и управление изменениями;

состав рабочих органов приоритетного проекта;

план коммуникаций по приоритетному проекту;

управление рисками приоритетного проекта;

управление возможностями приоритетного проекта.

2.9.1. Подраздел «Управление результатами и выгодами» содержит иерархическое представление показателей проекта с выделением показателей первого уровня, включающих основные и аналитические показатели, отраженные в паспорте проекта, показателей второго уровня, на основе которых или с помощью которых рассчитываются показатели первого уровня, а также показателей уровня субъектов Российской Федерации (при наличии региональной составляющей проекта).

Информация в подразделе приводится по всем показателям, утвержденным в паспорте проекта.

Наименования показателей, базовые значения, а также их плановые значения по годам указываются в соответствии с наименованиями и значениями показателей, указанными в паспорте проекта.

При наличии в проекте региональной составляющей, показатели проекта планируются в разрезе субъектов Российской Федерации с указанием базовых значений, а также значений показателей по годам реализации проекта (вплоть до года завершения проекта), а также на перспективу 2025 года. Соответствующая информация может быть приведена в приложении к сводному плану проекта.

В этом случае в графе таблицы, в которой указан показатель проекта, по которому приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к сводному плану проекта и номера строк таблицы с показателями уровня субъектов Российской Федерации.

Пример структуры показателей уровня субъектов Российской Федерации:

Количество граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами), доступными в Личном кабинете гражданина на едином портале государственных и муниципальных услуг в отчетном году, тыс. чел.:

Воронежская область, тыс. чел.;

Красноярский край, тыс. чел.;

Удмуртская Республика, тыс. чел. и пр.

За базовое значение принимается последняя актуальная величина показателя. Базовое значение показателя, а также дата его расчета (в формате «ММ.ГГГГ») указываются в графе «Базовое значение» таблицы.

Планирование значений показателя по субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять исходя из базовых значений показателя в соответствующих субъектах Российской Федерации, а также финансового обеспечения мероприятий проекта в данных субъектах Российской Федерации.

При планировании значений показателя по субъектам Российской Федерации необходимо исходить из того, что наличие значений показателя по отдельным субъектам Российской Федерации, отличающихся в меньшую сторону (в случае допустимости и особенностей показателя) от значений показателя, указанных в паспорте проекта, возможно при одновременном наличии значений показателя по другим субъектам Российской Федерации в большую сторону. В совокупности планирование показателя в разрезе субъектов Российской Федерации должно обеспечивать достижение его плановых значений, отраженных в паспорте проекта.

2.9.2. Подраздел «Рассмотрение проблемных вопросов и управление изменениями» содержит информацию об уровне принятия решений по основным категориям изменений, порядке эскалации проблемных вопросов на более высокий уровень принятия решений и, при необходимости, внесении изменений в паспорт проекта, сводный план проекта или рабочий план проекта.

В подразделе определяется последовательность действий при принятии решений в отношении показателей, результатов и сроков проекта (контрольных точек), а также ответственные за их выполнение органы управления проектной деятельностью.

Основными действиями в ходе рассмотрения проблемных вопросов и управления изменениями являются: подготовка запроса на изменение, экспертиза обоснованности изменений, согласование и утверждение изменений.

При заполнении подраздела в ячейке таблицы в строке «Основная категория изменений» по соответствующему органу управления проектной деятельностью делается отметка о выполняемом действии.

2.9.3. Подраздел «Состав рабочих органов приоритетного проекта» содержит информацию о рабочих органах проекта и его участниках, обеспечивающих выполнение мероприятий по проекту в соответствии со сводным и рабочим планом проекта и иными документами проекта, указаниями руководителя проекта и руководителей рабочих органов проекта.

Рабочие органы проекта могут формироваться в соответствии с функциональными направлениями проекта.

Состав рабочих органов проекта приводится в следующей последовательности:

руководитель проекта;

администратор проекта;

руководитель рабочего органа проекта по функциональному направлению;

участники рабочего органа проекта по функциональному направлению, включая представителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае их участия в реализации проекта и пр.

Участники проекта указываются в разрезе соответствующих рабочих органов проекта по функциональным направлениям проекта.

По каждому участнику рабочих органов проекта:

указывается Ф.И.О и должность;

в графе «Описание выполняемого функционала» приводится описание направления мероприятий проекта в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или иной организации, работником которой является участник рабочего органа проекта;

в графе «Непосредственный руководитель» указывается руководитель структурного подразделения (Ф.И.О, должность) органа государственной власти, который является непосредственным руководителем привлекаемого в проект работника.

При заполнении раздела и включении в него участников проекта необходимо получить подтверждение согласования участия в проекте от руководителей структурных подразделений органов государственной власти, которые являются непосредственными руководителями привлекаемых в проект работников.

2.9.4. Подраздел «План коммуникаций по приоритетному проекту» описывает основные способы и методы коммуникаций между участниками рабочих органов проекта.

План коммуникаций по проекту содержит описание информации, которая передается в ходе реализации проекта, участника проекта (роль в проекте), осуществляющего ее передачу, получателя (адресата) информации, а также периодичность и способы ее передачи.

Пример информации, которая передается в ходе реализации проекта:

статус проекта;

обмен информацией о текущем состоянии проекта;

о выполнении контрольной точки;

о статусе рисков и возможностей по проекту;

передача поручений, протоколов, документов;

обмен опытом, текущие вопросы и пр.

Пример периодичности передачи информации:

ежемесячно (первый понедельник месяца);

еженедельно (пятница);

не реже 1 раза в квартал;

в день поступления информации (незамедлительно);

в соответствии с графиком мониторинга статуса рисков и возможностей и пр.

Пример способа передачи информации:

телефонная связь;

электронная почта;

письменный отчет;

устные коммуникации в ходе совещания;

автоматизированная информационная система проектной деятельности и пр.

При наличии в проекте региональной составляющей, в плане коммуникаций по проекту указываются способы и методы коммуникаций с участниками проекта субъектов Российской Федерации. Рекомендуемая периодичность коммуникаций с представителями субъектов Российской Федерации составляет один раз в месяц.

2.9.5. Подраздел «Управление рисками приоритетного проекта» определяет процессы идентификации рисков, анализа и реагирования на риски с целью снижения вероятности их наступления и уровня влияния на реализацию проекта.

При идентификации рисков необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы, способные негативно повлиять на реализацию проекта.

Формулировка наименования риска должна содержать описание негативных последствий от его наступления, описание факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие), а также причину их появления.

Пример риска: Низкая вовлеченность банков в процесс кредитования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Пример мероприятий по предупреждению наступления риска: Государственная поддержка инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры («прямое финансирование» и субсидирование процентной ставки), реализуемых через механизм концессии в «малых городах»; оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки.

Результатом заполнения подраздела является перечень рисков проекта с указанием возможных негативных последствий от их наступления, мероприятий по предупреждению, направленных на снижение вероятности наступления рисков, а также ответственных за управление рисками.

Оценка вероятности наступления риска и уровня влияния риска на реализацию проекта осуществляется экспертным путем по 10-балльной системе, где 10 баллов соответствуют наиболее высокой вероятности наступления риска или его влияния на проект.

В графе «Периодичность мониторинга» указывается период времени, по истечении которого осуществляется переоценка риска, а также оценка соразмерности риска и запланированных мероприятий по его предупреждению.

Пример:

один раз в месяц;

один раз в квартал;

один раз в год и пр.

Ответственным за управление риском может являться представитель (Ф.И.О, должность) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования или иного органа или организации.

2.9.6. Подраздел «Управление возможностями приоритетного проекта» определяет процессы идентификации возможностей проекта, анализа и реагирования на них с целью повышения вероятности наступления и последующей реализации возможностей.

При идентификации возможностей необходимо учитывать факторы и обстоятельства, возникновение которых будет способствовать реализации проекта в сжатые сроки, с экономией ресурсов или с лучшим качеством.

Пример возможности: Рост вовлеченности собственников помещений в многоквартирных домах в решение вопросов управления многоквартирным домом.

Пример мероприятия по реализации возможности: Реализация комплекса мер по информационно-разъяснительной работе среди граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и проводимых реформах в отрасли.

Результатом заполнения подраздела является перечень возможностей проекта с указанием позитивных эффектов от их наступления, мероприятий по реализации возможностей, а также ответственных за управление достижением возможностей.

Оценка вероятности наступления и уровня влияния на реализацию проекта осуществляется экспертным путем по 10-балльной системе, где 10 баллов соответствуют наиболее высокой вероятности наступления возможности или ее влияния на проект.

В графе «Периодичность мониторинга» указывается период времени, по истечении которого осуществляется переоценка возможности, а также оценка соразмерности эффекта от возможности и запланированных мероприятий по ее реализации.

Пример:

один раз в месяц;

один раз в квартал;

один раз в год и пр.

Ответственным за управление достижением возможности может являться представитель (Ф.И.О, должность) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования или иного органа или организации.

2.10. На основании имеющихся рисков и возможностей по повышению выгод от реализации проекта проводится оценка актуальности его целей, задач и способов реализации.

Результаты оценки и соответствующие предложения, в том числе по внесению изменений в сводный план проекта, рассматриваются соответствующим проектным комитетом.

 

  1. Оценка качества подготовки и полноты содержания сводного плана приоритетного проекта

 

3.1. Разработанный сводный план проекта рекомендуется оценить на соответствие его качества подготовки и полноты содержания положениям настоящих методических рекомендаций. Оценка сводного плана проекта осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в таблице.

3.2. По каждому критерию выделяется обязательность (требование или рекомендация) и уровень проработки.

Оценка уровня проработки сводного плана проекта по соответствующему критерию осуществляется экспертным путем по следующей градации: отсутствует, низкая, средняя, высокая. Для отдельных критериев, по которым невозможно оценить уровень проработки по приведенной градации, указываются следующие значения: соответствует, не соответствует.

1   2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code