Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений)

Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 99

  1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи на территории Российской Федерации признаны недействующими законодательные и нормативно-правовые акты Союза ССР. Это, в частности, Закон СССР от 19 декабря 1969 г. N 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», действовавший с 1 июля 1970 г., а также документы, связанные с его введением в действие и внесением в него изменений и дополнений. Следует отметить, что в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 не содержалось указаний на то, что вышеуказанный Закон СССР утратил силу и юридически он признан не действующим только с момента вступления в силу комментируемого Закона, то есть с 1 января 2012 г.

Также признаны недействующими на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 г. N 1364-VIII «Об утверждении текста присяги врача Советского Союза и Положения о порядке принесения присяги», нормативно-правовые документы, связанные с изменением и дополнением текста присяги. Указанные документы также фактически не применялись, но формально являлись действующими до вступления в силу комментируемого Закона.

Кроме того, с вступлением в силу комментируемого Закона признаны недействующими на территории России Закон СССР от 23 апреля 1990 г. N 1447-1 «О профилактике заболевания СПИД», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. N 7612-XI «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. N 8282-XI «Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи», а также нормативно-правовые акты, связанные с введением в действие и применением данных законодательных актов. Следует отметить, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. N 8282-XI «Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи», в соответствии с Постановлением ВС РФ от 2 июля 1992 г. N 3186-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», признан утратившим силу с момента введения в действие Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», то есть с 1 января 1993 г.

  1. Второй частью комментируемой статьи установлены законодательные и нормативно-правовые акты РСФСР и Российской Федерации, которые утратили силу в связи с принятием комментируемого Закона.

Это Постановления ВС РСФСР и Указы Президиума ВС РСФСР о введении в действие и внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О здравоохранении», который утратил силу в связи с принятием Постановления ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5489-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Также с 1 января 2012 г. утратили силу Указ Президиума ВС РСФСР от 11 июля 1979 г. «Об усилении борьбы с распространением венерических заболеваний», а также законодательные и нормативно-правовые акты, связанные с утверждением данного Указа, и внесением в него изменений и дополнений.

Кроме того, в соответствии с комментируемой статьей признан утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 августа 1986 г. N 3785-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР и утверждении Положения о лечебно-воспитательном профилактории для больных наркоманией».

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые действовали в течение 18 лет, а также законодательные, нормативно-правовые документы и их отдельные нормы, связанные с введением в действие указанных Основ, внесением в них изменений и дополнений, также утратили силу в связи с принятием комментируемого Закона.

 

Статья 100. Заключительные положения

Комментарий к статье 100

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлен срок действия положений ч. 1 комментируемой статьи, конкретизирующих условия возникновения права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, регламентированные ст. 69 Закона.

В срок до 1 января 2026 г. право на:

— осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

— занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи предусматривается своего рода исключение, согласно которому лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.

Что касается образования, полученного за пределами Российской Федерации, то согласно правилам п. 4 ч. 1 комментируемой статьи лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Признание в Российской Федерации образования и квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2013 г. N 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 119 утверждено Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (см. также Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. N 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»).

  1. В силу ч. 1 ст. 69 комментируемого Закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в ст. 76 Закона.

Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В этом отношении принят Приказ Минздрава России от 2 июня 2016 г. N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел (см. ч. 1.1 комментируемой статьи), что переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. При этом сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации обозначенных норм был издан Приказ Минздрава России от 25 февраля 2016 г. N 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Минздрав России, в свою очередь, пояснил (см. письмо от 14 декабря 2015 г. N 16-5/10/2-7567), что с учетом этапного перехода к системе аккредитации в 2016 году к медицинской деятельности по системе аккредитации специалистов будут допущены лица, завершившие освоение основных образовательных программ высшего образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным специальностям будет подтверждаться свидетельством об аккредитации специалиста.

В дальнейшем ведомственным актом Минздрава России будет регламентирован порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему, а также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в части требований к соискателям лицензии. Обратим внимание, что с 27 июня 2016 г. действует Положение об аккредитации специалистов, утв. Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 г. N 334н.

Сертификаты специалистов, как отметил Минздрав России в указанном выше письме, будут выдаваться лицам до 1 января 2021 г. включительно с учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов, соответственно, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным сертификатам будет пролонгировано до 1 января 2026 года. Таким образом, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности, начиная с 1 января 2016 г., может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста, либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

  1. Частью 2 комментируемой статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время в данном отношении действует Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении Условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

  1. Отдельного внимания заслуживают положения ч. 4 и 4.1 комментируемой статьи, касающиеся вопросов обучения в интернатуре, которые необходимо воспринимать с учетом соответствующих норм законодательства РФ об образовании.

На протяжении длительного периода времени предусматривалось, что послевузовское профессиональное образование может быть получено в том числе в ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Это было прямо закреплено нормами ст. 25 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», утратившего силу с 1 сентября 2013 г. Согласно ст. 9 этого Закона федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре, интернатуре устанавливались федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Интернатура — первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов на базе соответствующих медицинских организаций под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Интернатура, наряду с клинической ординатурой, являлась составной частью обязательного полного медицинского образования. Обучение в интернатуре обеспечивало приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Лицам, окончившим интернатуру, присваивался сертификат врача-специалиста и выдавался диплом об окончании интернатуры.

Клинической ординатурой признавалась часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских организациях высшего профессионального образования и научно-исследовательских организациях, на медицинских факультетах университетов, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации.

Действующий с 1 сентября 2013 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 82 предусмотрел новые особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования. Так, в частности, установлено, что подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

— образовательные программы среднего профессионального образования;

— образовательные программы высшего образования;

— дополнительные профессиональные программы.

Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день в качестве дополнительного профессионального образования для медицинских работников и фармацевтических работников ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена только ординатура.

В силу ч. 9 и 10 ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Частью 11 ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника. При этом в силу ч. 12 этой же статьи порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Здесь можно отметить Приказ Минздрава России от 6 сентября 2013 г. N 633н «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры». Утвержденный данным Приказом Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, определяет особенности приема граждан Российской Федерации на обучение по программам ординатуры на условиях целевого приема.

Обратим внимание, что к освоению программ ординатуры допускаются лица, получившие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование, с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, утверждаемых Минздравом России.

Комментируемый Закон (в пределах переходного периода, установленного ст. 101 Закона) положениями ч. 4 и ч. 4.1 рассматриваемой статьи предусмотрел возможность обучения в интернатуре, обозначив, что:

а) обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников;

б) продолжительность обучения в интернатуре не может превышать одного года;

в) лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

г) к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры.

Согласно ч. 9 ст. 101 комментируемого Закона положения ч. 4 и 4.1 комментируемой статьи применяются до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. С 1 сентября 2017 г. указанные положения не применяются, а система интернатуры, которая функционировала несколько десятилетий, прекращает свое существование.

  1. Положениями ч. 7 — 8 комментируемой статьи определены условия финансового обеспечения, применяющиеся до 1 января 2015 г. в отношении:

1) специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи). Оказание такой помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования;

2) скорой медицинской помощи. Финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ по оказанию скорой медицинской помощи осуществляется соответственно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

  1. Согласно ч. 9 комментируемой статьи в 2015 г. финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также средств обязательного медицинского страхования.
  2. Положения ч. 10 комментируемой статьи уточняют, что лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием Российской Федерации.

Говоря о лицензировании в рассматриваемой сфере, также следует отметить, что согласно правилам ч. 15 комментируемой статьи лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные медицинским организациям до даты вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», изменяющих случаи и (или) порядок представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), не подлежат переоформлению и действуют до истечения указанного в них срока (см. Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 июня 2015 г. N 384н; Приказ Федерального медико-биологического агентства от 16 сентября 2014 г. N 246 «О ведении реестра бланков «Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции»).

  1. В силу ч. 17 комментируемой статьи с 1 января по 31 декабря 2012 года Российская Федерация в порядке, установленном ст. 15 комментируемого Закона, передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи):

1) медицинских организаций, подведомственных субъекту РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности;

2) медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

  1. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с комментируемым Законом (в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ), применялись медицинскими организациями в период до 1 января 2013 года, на что указывают нормы ч. 11 комментируемой статьи.
  2. Комментируемой статьей (ч. 13) установлен порядок управления имуществом (зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными средствами и др.), используемым органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящимся в муниципальной собственности. Определено, что указанное имущество в период до 1 января 2013 г. должно быть передано в собственность соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в том числе в сфере охраны здоровья, определенные в ст. 16 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 указанной статьи, могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления. В этом случае здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению.

Кроме того, ч. 14 комментируемой статьи предусмотрены меры социальной защиты медицинских и фармацевтических работников при передаче полномочий в сфере охраны здоровья. Так, указанные работники после передачи полномочий в сфере здравоохранения субъектам РФ вправе в течение периода работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ продолжать пользоваться служебными жилыми помещениями, которые были им предоставлены во время работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

  1. В 2012 году (см. ч. 18 комментируемой статьи) реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи допускалась в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу).
  2. Согласно ч. 16 комментируемой статьи лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с положениями ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях, в которых указанные лица находились на медицинском обслуживании, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, осуществлявшими медицинское обслуживание указанных лиц.

 

Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 101

  1. Комментируемой статьей регламентирован поэтапный порядок вступления в силу отдельных норм, содержащихся в комментируемом Законе, а также предусмотрен ряд условий, касающихся утраты юридической силы некоторых положений Закона. Основная часть норм Закона вступила в силу с 1 января 2012 г., ряд норм применяется с 1 января 2013 г., некоторые нормы вступили в силу с 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г.

Необходимо отметить, что ряд положений комментируемого Закона (о чем не сказано в комментируемой статье) также реализуется в пределах определенного срока. В частности, речь идет о нормах ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 ст. 100 Закона.

  1. Отдельные условия применения законодательных норм предусмотрены для положений ч. 4 и 4.1 ст. 100, которые, как уже было отмечено, применяются до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. С 1 сентября 2017 года положения ч. 4 и 4.1 ст. 100 комментируемого Закона не применяются.

С 1 января 2017 г. не применяются также положения ч. 5 — 7 ст. 34 Закона (см. комментарий к ст. 34).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code