Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья

Глава 11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Комментарий к статье 82 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  1. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются:

— средства федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов РФ;

— средства местных бюджетов;

— средства обязательного медицинского страхования;

— средства организаций;

— средства граждан;

— средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

  1. Согласно ст. 13 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. О доходах федерального бюджета см. гл. 7 БК РФ, о расходах бюджетов см. раздел III БК РФ.

В силу ст. 14 БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. О доходах бюджетов субъектов РФ см. гл. 8 БК РФ, о расходах бюджетов см. раздел III БК РФ.

Из ст. 15 БК РФ следует, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением. О местных бюджетах см. также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 52 и др.). О доходах местных бюджетов см. гл. 9 БК РФ, о расходах бюджетов см. раздел III БК РФ.

В силу ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются также бюджетные ассигнования (ст. 6 БК РФ), которые представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Согласно ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

— оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

— социальное обеспечение населения;

— предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

— предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

— предоставление межбюджетных трансфертов (см. гл. 16 БК РФ);

— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

— обслуживание государственного (муниципального) долга;

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Так, например, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой программой обязательного медицинского страхования);

— медицинской эвакуации, осуществляемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, по перечню, утверждаемому Минздравом России;

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, в том числе предоставление дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой программой обязательного медицинского страхования) и др.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансовое обеспечение:

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, специализированной санитарно-авиационной эвакуации, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования;

— первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования;

— паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе выездными патронажными службами, и стационарно, в том числе в хосписах и на койках сестринского ухода и др.

За счет средств местных бюджетов может оказываться предусмотренная программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинская помощь в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан.

За счет субвенций из бюджета ФФОМС осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в соответствии с разделом I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (см. приложение к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382).

  1. Согласно ст. 21 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства ОМС формируются за счет:

а) доходов от уплаты:

— страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

— недоимок по взносам, налоговым платежам;

— начисленных пеней и штрафов;

б) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФОМС в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

в) средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

г) доходов от размещения временно свободных средств;

д) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

— застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

— осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Денежные средства организаций и граждан — средства в национальной и иностранной валюте, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легкореализуемых ценных бумагах, а также в платежных и денежных документах.

В силу ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В большинстве случаев средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы от аренды, от продажи медицинских технологий и др.

В качестве иных источников, не запрещенных законодательством РФ, могут рассматриваться благотворительные взносы, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. В качестве иных источников финансирования могут выступать также средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы.

В силу ч. 2 ст. 84 Закона за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств пациентам оказываются платные медицинские услуги.

 

Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

Комментарий к статье 83

Комментируемая статья предусматривает распределение финансового обеспечения в сфере охраны здоровья в зависимости от:

1) видов медицинской помощи:

а) первичной медико-санитарной помощи (ч. 1 комментируемой статьи);

б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (ч. 2 комментируемой статьи);

в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (ч. 3 комментируемой статьи);

г) паллиативной медицинской помощи (ч. 4 комментируемой статьи);

д) медицинской помощи в экстренной форме (ч. 10 комментируемой статьи);

2) категорий граждан, которым оказывается медицинская помощь:

а) медицинская помощь населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций, указанных в ч. 1 ст. 42 Закона (ч. 6 комментируемой статьи);

б) медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ч. 3 ст. 42 Закона) (ч. 6.1 комментируемой статьи);

в) медицинская помощь военнослужащим и приравненным к ним лицам (ч. 7 комментируемой статьи);

г) медицинская помощь лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста (ч. 8 комментируемой статьи).

Отдельные нормы комментируемой статьи регулируют аспекты финансового обеспечения:

1) санаторно-курортного лечения граждан (ч. 5 комментируемой статьи);

2) медицинской помощи в рамках клинической апробации (ч. 5.1 комментируемой статьи);

3) медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки) (ч. 9.1 комментируемой статьи);

4) граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (ч. 9 комментируемой статьи);

5) лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами (ч. 9.2 комментируемой статьи).

С 1 января 2017 г. применяются положения ч. 9.3 и 9.4 комментируемой статьи, предусматривающие, что:

а) обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели;

б) обеспечение лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.

Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения осуществляется из источников, предусмотренных в ст. 82 Закона (см. комментарий к данной статье).

Все указанные нормы комментируемой статьи следует воспринимать с учетом соответствующего раздела, регулирующего аспекты финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (см., например, раздел V «Финансовое обеспечение Программы», содержащийся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382). На этот счет в ч. 11 комментируемой статьи предусмотрено, что источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных комментируемым Законом либо другими федеральными законами.

Кроме того, следует учитывать и соответствующие положения о финансировании, включенные в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Так, в частности, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.

 

Статья 84. Оплата медицинских услуг

Комментарий к статье 84

  1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи граждане имеют право на получение платных медицинских услуг и платных немедицинских услуг.

К немедицинским услугам относятся: бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги. Оказание данных услуг может производиться только при желании гражданина. При этом медицинская организация не вправе искусственно создавать ситуацию, при которой гражданин не имеет возможности воспользоваться правом на получение бесплатной медицинской помощи и вынужден прибегнуть к платным услугам (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2016 г. N Ф01-431/2016 по делу N А31-4192/2015).

  1. В ч. 2 комментируемой статьи определены источники финансирования оказания платных медицинских услуг. К ним относятся:

— личные средства граждан;

— средства работодателей;

— средства, полученные на основании договоров;

— средства добровольного медицинского страхования.

  1. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи (см. комментарий к ст. 37 Закона).
  2. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель установил за пациентом право получения платной медицинской услуги либо в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств. Выбор остается за пациентом. На платной основе может быть оказана медицинская помощь сверх утвержденного стандарта оказания медицинской помощи.
  3. Законодатель в ч. 5 комментируемой статьи утвердил перечень платных медицинских услуг, которые могут оказывать медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В частности, медицинские организации, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;

2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В этом случае медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги, не уполномочены действующим законодательством проверять документы, удостоверяющие личность граждан, соответственно, и пациенты не обязаны предъявлять подобные документы. Поэтому пациент по определенным внутренним мотивам может сообщить недостоверные данные о себе. При этом в графах договора предоставления платных медицинских услуг, содержащих сведения о фамилии, имени и отчестве, адресе места жительства и телефоне потребителя, должно быть зафиксировано: «анонимно». В медицинской карте амбулаторного или стационарного больного вышеназванные персональные данные пациента оформляются аналогичным образом;

3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением реализации права на выбор врача и медицинской организации, утвержденным ст. 21 комментируемого Закона.

  1. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
  2. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий разрабатывают собственные документы, регулирующие отдельные аспекты, связанные с предоставлением платных медицинских услуг, см., например:

— Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 27 октября 2014 г. N 36 «Об утверждении Положения о порядке организации предоставления платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями, расположенными в Республике Крым»;

— решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 20 июня 2014 г. N 53-н «О Положении о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальным бюджетным учреждением «Каширская центральная районная больница»;

— Приказ Министерства здравоохранения Краснодарского края от 9 апреля 2013 г. N 1570 «Об оказании платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Краснодарского края физическим и юридическим лицам»;

— Приказ Минздрава РА от 31 января 2013 г. N 46 «Об оказании платных медицинских и иных услуг государственными учреждениями здравоохранения Республики Адыгея»;

— Постановление главы г. Владивостока от 4 марта 2010 г. N 196 «Об утверждении Порядка предоставления платных медицинских услуг населению муниципальными учреждениями здравоохранения города Владивостока»;

— распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2005 г. N 112-р «О порядке предоставления платных медицинских услуг»;

— Постановление Главы Самоуправления г. Петрозаводска от 15 октября 2003 г. N 3002 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению муниципальными учреждениями здравоохранения» и др.

  1. В силу ч. 8 комментируемой статьи к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребителем является физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие комментируемого Закона. Заказчик — это физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя. В качестве исполнителя выступает медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за соблюдением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code