Статья 78. Права медицинских организаций

Комментарий к статье 78 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

В комментируемой статье определены права медицинских организаций. В соответствии с п. 11 ст. 2 комментируемого Закона медицинская организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Положения комментируемого Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях комментируемого Закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В комментируемой статье предусмотрен перечень прав медицинских организаций из 5 основных позиций:

1) вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи. Если медицинская организация имеет учредителей, ей предоставляется право вносить предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи. Это производится на основе анализа оказанной медицинской помощи в учреждении, с учетом статистических данных по распространению того или иного вида заболевания и других причин;

2) участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Комментируемым Законом закреплено право медицинской организации участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Аналогичное право закреплено в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

3) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. об этом подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»; Приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»; Приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»);

4) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования. Проведение научно-исследовательской деятельности, разработок и внедрения высокоэффективных современных медицинских технологий предусмотрено в клиническом лечебно-профилактическом учреждении. Положение о данном учреждении утверждено Приказом Минздрава России от 29 сентября 1993 г. N 228 «Об утверждении Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении». В соответствии с п. 1.1 данного Приказа клиническим является лечебно-профилактическое учреждение, в составе которого работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, научно-исследовательских институтов, факультетов институтов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов, оказывающие медицинскую помощь, осуществляющие подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий. Основные задачи клинического лечебно-профилактического учреждения: оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению; создание условий для организации и проведения с учетом современных требований учебно-педагогического процесса по подготовке медицинских и фармацевтических кадров отрасли; обеспечение условий для проведения научно-исследовательской деятельности, разработок и внедрения высокоэффективных современных медицинских технологий;

5) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны (см. ФЗ «О персональных данных»; комментарий к ст. 92 — 94 Закона).

 

Статья 79. Обязанности медицинских организаций

Комментарий к статье 79

  1. Все медицинские организации имеют как права, так и обязанности. Комментируемая статья состоит из двух частей. В первой части изложены обязанности всех медицинских организаций. Во второй части регламентированы дополнительные обязанности, которые распространяются только на медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Итак, медицинская организация обязана:

1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме (см. комментарий к ст. 32 Закона);

2) организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи (см. комментарий к ст. 36 Закона);

3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (см. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год», см. также комментарий к ст. 80 Закона);

4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах (см. комментарий к ст. 13 Закона);

5) обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию (см. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2014 г. N 956н);

8) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (см. подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий»);

10) осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом (см. гл. 48 ГК РФ и Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

11) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

12) обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности. До утверждения актуального перечня документов (со сроками хранения), образующихся в процессе деятельности медицинских организаций, всем типам медицинских организаций системы здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, применяются сроки хранения для наиболее часто используемых видов медицинской документации, рекомендуемые письмом Минздрава России от 7 декабря 2015 г. N 13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации»;

13) проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий;

14) обеспечивать условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг (см. письмо Минздрава России от 2 октября 2015 г. N 21-5/10/2-5794, комментарий к ст. 79.1 Закона).

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год в целях информирования граждан о качестве оказания услуг и повышения качества деятельности медицинских организаций; в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. N 956н информация, необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в обязательном порядке размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в понятном, доступном и наглядном виде.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи введены дополнительные обязанности медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к следующему:

1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Невыполнение указанной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.30 КоАП РФ;

2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code