Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.10.2016 N Ф06-13517/2016 по делу N А55-28645/2015

Требование: О взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств, штрафа.

Обстоятельства: Органом фонда обязательного медицинского страхования по результатам проверки выявлен факт нецелевого использования обществом средств обязательного медицинского страхования. Общество не произвело возврат в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого использования денежных средств доказан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2016 г. N Ф06-13517/2016

Дело N А55-28645/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,

при участии представителей:

истца — Сомова А.Б. (доверенность от 11.01.2016 N 11/05), Казаковой Т.В. (доверенность от 12.01.2016 N 11/27), Скворцовой Л.И. (доверенность от 10.03.2016 N 11/35),

в отсутствие:

ответчика — извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Санаторий им. В.П. Чкалова», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу N А55-28645/2015

по исковому заявлению Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара, к открытому акционерному обществу «Санаторий им. В.П. Чкалова» о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств и штрафа,

установил:

Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее — Фонд) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Санаторий им. В.П. Чкалова» (далее — Общество) о взыскании 15 428 129 руб. использованных не по целевому назначению денежных средств и 1 542 812 руб. 90 коп. штрафа.

Исковое заявление мотивировано неправомерным использованием Обществом не по целевому назначению поступивших от Фонда средств обязательного медицинского страхования.

Общество в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку Фондом нарушен срок на ознакомление с приказом о проведении проверки, проверка охватывала не предусмотренный законом период, в Акте отсутствуют сведения о нарушенных нормативных актах, Фонд не откорректировал размер задолженности на восстановленную сумму средств, неправомерно разделены средства на расходы по текущему и капитальному ремонту, Обществу было предоставлено право на перераспределение средств, нецелевое использование средств не доказано.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Фонда взыскано 14 994 332 руб. 30 коп. использованных не по целевому назначению денежных средств, 1 499 433 руб. 23 коп. штрафа, в остальной части иска отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: доводы Общества о формальных нарушениях при проведении проверки противоречат материалам дела, Фондом в рамках проверки установлен объем не целевого использования средств, ошибочностью отнесения к нецелевым средств на приобретение мебели и производственно-хозяйственного инвентаря стоимостью до 100 000 руб., средства обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) не подлежат отнесению на расходы на капитальный ремонт и проектные работы, проведение текущего ремонта не подтверждено, оплата материалов в счет платных услуг, оплат перевозки пассажиров водным транспортом, оплата кредитов, оплата труда лицам, чей труд оплачивается из других источников, погашение кредиторской задолженности, услуги банка по ведению счета, необоснованные лабораторные анализы, затраты Общества в счет коммерческой выручки на нужды ОМС не подтверждены документально, нецелевым является расходование средств ОМС на предпринимательскую деятельность, восстановление средств на лицевом счету не свидетельствует об отсутствии нецелевого использования средств, размер штрафа составляет 10% от средств, использованных не по целевому назначению.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 решение суда первой инстанции от 25.03.2016 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований.

В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: Обществом на лечение по программе ОМС тратились собственные средства, законодательством не предусмотрено открытие специального счета для средств ОМС, Фондом проверка проводилась не по всем счетам Общества, апелляционным судом не дана оценка представленным Обществом доказательствам.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу просил оставить судебные акты без изменения, поскольку собственные затраты Общества на лечение по системе ОМС были компенсированы Обществу в полном объеме, расходы на оказание услуг по ОМС полностью профинансированы Фондом, материалами дела подтверждено использование Обществом средств ОМС не на связанные с ОМС цели, раздельный учет средств ОМС велся не в полном объеме, нецелевое расходование средств ОМС подтверждено материалами дела, Обществу правомерно отказано в приобщении дополнительных доказательств апелляционным судом.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представители Фонда просили оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Указали на отсутствие у Общества надлежащего раздельного бухгалтерского учета по средствам ОМС, результаты проверки основаны на оценке всей бухгалтерской документации Общества, средства ОМС могут расходоваться только с предназначенных для этого счетов, использованные не по целевому назначению средства подлежат возврату в бюджет, а не восстановлению на счете.

Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Общества, отзыва Фонда на кассационную жалобу, заслушав представителей Фонда, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об ОМС) территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования».

На основании приказов директора Фонда от 03.07.2014 N 242 и от 22.07.2014 N 265 была проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Обществе за период с 01.01.2012 по 30.06.2014.

По результатам проверки Фондом был составлен акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования Обществом за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 (далее — Акт проверки), согласно которому выявлено использование средств ОМС не по целевому назначению в размере 15 428 129 руб.

По результатам проверки Фондом вынесено требование, согласно которому Общество должно вернуть в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 15 428 129 руб., а также уплатить штраф в размере 1 542 812 руб. 90 коп.

На представленный Акт проверки Обществом 19.08.2014 представлены в Фонд возражения N 1-03/193.

Рассмотрев вышеуказанные возражения, Фонд письмом от 10.11.2014 указал на отсутствие оснований для изменения требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.

Неисполнение Обществом требований о возврате средств послужило основанием для обращения Фонда в суд с требованиями по настоящему делу.

Частично удовлетворяя требования Фонда, судебные инстанции исходили из следующего.

В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

В силу пункта 9 статьи 39 Закона об ОМС средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона об ОМС, согласно которой, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона об ОМС базовая программа ОМС — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Судебными инстанциями признаны правомерными, с учетом Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834, Тарифного соглашения в системе ОМС, доводы Фонда о наличии факта нецелевого использования Обществом полученных по линии ОМС денежных средств по следующим направлениям.

Денежные средства, связанные с приобретением основного средства стоимостью более 100 000 руб.

Оплата выполненных подрядчиками проектных работ, связанных с проведением капитального ремонта.

Оплата расходов на проведение капитального ремонта.

Оплата пиявок для оказания платных услуг.

Оплата организации детского новогоднего праздника.

Оплата перевозка пассажиров водным транспортом.

Оплата кредитов, полученных в кредитных организациях ЗАО «ФИА-БАНК» и ОАО КБ «Солидарность».

Выплата заработной платы (с начислениями) лицам, чей труд должен оплачиваться из других источников.

Оплата в счет погашения кредиторской задолженности перед ООО «Строительная корпорация».

Оплата услуг банка по ведению счета.

Оплата лабораторных анализов, не входящих в клинические протоколы долечивания (реабилитации) и не назначенные лечащим врачом.

Судебными инстанциями не целевыми расходами средств ОМС признаны расходы Общества, являющегося коммерческой организацией, на оплату за счет средств ОМС расходов по предпринимательской деятельности.

Не целевой характер расходов средств ОМС выразился в том, что Общество за счет средств ОМС оплачивало расходы, не включенные в структуру тарифа по ОМС, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2012 — 2014 годы, утвержденными постановлениями Правительства Самарской области, и подлежащие оплате за счет собственных средств Общества (средств от предпринимательской деятельности).

Фактически из кассационной жалобы не усматривается оспаривание Обществом выводов судебных инстанций о нецелевом характере указанных расходов.

Доводы, изложенные Обществом в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене обжалованных судебных актов.

Ссылка Общества в кассационной жалобе на необходимость учета всех расчетных счетов Общества, чего не было сделано Фондом при проведении проверки, не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций.

Учитывая целевое назначение поступавших средств ОМС, и расходование Обществом именно средств ОМС, Фонд при проведении проверки правомерно учитывал расчетные счета Общества, на которые происходило зачисление средств ОМС.

Указание на необходимость учета собственных средств Общества, затраченных по программе ОМС в январе — феврале 2012 года является ошибочной, поскольку согласно материалам дела указанные расходы Общества были компенсированы ему в полном объеме

Необоснованной является и указание Общества на не полный учет Фондом при проверке всех средств Общества, потраченных на цели, предусмотренные ОМС. Расходование средств на цели ОМС производилось Фондом на основании представленных Обществом сведений, в том числе данных бухгалтерского учета. Судебными инстанциями дана надлежащая оценка всем представленным Обществом доказательствам, в том числе, платежным поручениям, представленным в подтверждение расходования средств на цели ОМС.

Ошибочными являются и доводы Общества о наличии раздельного учета при получении средств ОМС.

Обществом не опровергнуты выводы, сделанные Фондом при составлении Акта проверки о том, что в Обществе не обеспечен раздельный учет по операциям со средствами ОМС. К данному выводу Фонд пришел в связи с тем, что средства ОМС учитывались Обществом в составе выручки от реализации медицинских услуг, в то время как их надлежало учитывать как средства целевого финансирования.

Судебными инстанциями правомерно отклонены доводы Общества о восстановлении использованных не по целевому назначению средств на счетах ОМС.

Положения Закона об ОМС не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Последующее восстановление этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм — нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.

Кроме того, восстановление средств на лицевом счете произведено Обществом после проведения проверки и составления Акта проверки.

Фактически доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании закона и доказательств по делу, связаны с иной оценкой представленных в материалы дела доказательств, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.

При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобе судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 по делу N А55-28645/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
А.В.ТОПОРОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code