ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ

Е.И.Дудкина, Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

В статье рассматриваются основные составляющие института предупреждения организованной преступности. Сформулированы и определены важные элементы организации работы по оказанию профилактического воздействия на участников организованных преступных формирований.

Ключевые слова: предупреждение организованной преступности, участник организованного преступного формирования, приоритетные направления.

 

В криминологической литературе предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию условий и причин преступности как в целом, так и в частности. Предупреждение преступлений осуществляется посредством устранения криминогенных факторов, а также причин и условий совершения преступлений.

Представляется возможным выделить две основных составляющих института предупреждения преступности: во-первых, это система мер; во-вторых, направленность этих мер на ликвидацию причин и условий преступности.

Используя метод правового моделирования, на основе теоретических изысканий в области предупреждения преступности считаем возможным создание модели предупреждения противоправных действий со стороны участников организованных преступных формирований с целью выявления особенностей профилактической работы правоохранительных органов в данном направлении.

При этом необходимо обратить внимание на то, что предупреждение преступности и профилактику преступлений следует рассматривать как целое и его часть, т.е. профилактическое воздействие на участников организованных преступных формирований представляет собой одну из главных форм предупреждения организованной преступности и предполагает не только выявление, локализацию, нейтрализацию факторов, порождающих и обусловливающих групповое противоправное поведение, но и оказание предупредительного воздействия членов данных объединений.

Объектом профилактической деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью выступают причины и условия, влияющие на преступное поведение участников организованных преступных формирований. К таким факторам относятся: социально-экономическая и политическая обстановка, процессы преемственности отечественного и заимствованного зарубежного криминального опыта, социальная среда, в которой индивид формировался, а также внутренняя мотивация участника организованного преступного формирования.

На сегодняшний день важным элементом организации работы подразделений
по борьбе с организованной преступностью является планирование. Вопросы в этой сфере должны определяться федеральными целевыми программами по борьбе с организованной преступностью, а также соглашениями с отдельными государствами.
Конкретные мероприятия по предупреждению проявлений организованной преступности следует отражать в ведомственных и межведомственных планах основных организационных и практических мероприятий правоохранительных органов, в специальных планах проведения комплексных операции, оперативно- розыскных мероприятий, целевых проверок, исследований и т.д.

Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении организованной преступности, как правило, носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, следственными подразделениями.

Активная деятельность правоохранительных органов по пресечению деятельности ряда организованных преступных групп и сообществ влияет на сокращение количества зарегистрированных преступлений, наиболее характерных для организованных преступных групп, что является приоритетным направлением профилактического воздействия на лиц преступного мира.

Кроме того, одна из злободневных проблем на сегодняшний день не только в регионах, но и в государстве в целом состоит в недостаточном развитии и функционировании специально-криминологической профилактики на этапе непосредственного принуждения, заключающейся в основном в привлечении виновных к ответственности, т.е. их временной изоляции от общества. Однако сложившаяся в нашей стране криминогенная ситуация свидетельствует о том, что этого явно недостаточно. Опыт зарубежных стран говорит о необходимости разработки различных профилактических мероприятий, которые могли бы существенно улучшить ситуацию с организованной преступностью в нашей стране.

Несмотря на проводимую работу по предупреждению организованной преступности и профилактическому воздействию на лиц криминальной направленности, входящих в организованные преступные формирования, в настоящее время она не является достаточно эффективной. Данное обстоятельство в определенной степени связано с тем, что сегодня в системе органов внутренних дел профилактика преступлений является основной функцией только двух служб: участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, а для других данная функция служит вспомогательной. При этом нельзя оставить без внимания тот факт, что сложившаяся практика оценивает результативность деятельности правоохранительных органов в большей степени по количеству раскрываемых ими преступлений.

Результаты проведенного исследования среди сотрудников правоохранительных органов подтвердили проблемы предупреждения организованной преступности и профилактического воздействия на участников организованных преступных формирований.

Институт борьбы с организованной преступностью и воздействием на участников организованных преступных формирований на сегодняшний день предполагает комплексный характер и базируется на научно обоснованных рекомендациях, которые отраженны в соответствующих программах по борьбе с организованной преступностью.

Как отмечают криминологи, преодоление кризисных явлений в экономике и
политике как на федеральном, так и на региональном уровне, должно осуществляться с целью формирования длительной перспективы, позволяя при этом укоренить общественный организм и обеспечить крепкую основу для противодействия организованной преступности .

Поддерживая данную позицию, считаем целесообразным разработку единого программного документа, который будет содержать основные положения по
противодействию организованной преступности и формулировку конкретных положений.

Представляется, что в рамках предупреждения и пресечения организованной преступности необходимо дальнейшее значительное укрепление подразделений правоохранительных органов, занимающихся борьбой с организованной преступностью, активное обеспечение координации действий подразделений в вопросах оперативно-розыскной деятельности, в т.ч. при реализации оперативной информации об организованных преступных формированиях, а также проведении иных комплексных мероприятий.

Особое место, свойственное институту предупреждения организованной преступности, отведено формированию и внедрению эффективных средств, форм и методов работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных формирований.

Что касается кадрового состава правоохранительных органов, участвующих в предупреждении организованной преступности, то оно требует усиления и улучшения его материально-технического оснащения.

Достижение высокой степени эффективности осуществления мер по борьбе с организованной преступностью, прежде всего, зависит от согласованных действий органов государственной власти, общественных объединений, граждан и т.д.

Необходимо обратить внимание на следующее: многообразие организованных преступных формирований и лиц, входящих в них, предполагает разработку системы мер предупредительного воздействия с учетом криминологических особенностей их личностных характеристик, определяющих место и роль внутри рассматриваемых объединений, характер и степень общественной опасности, вид преступной деятельности.

Одним из приоритетных направлений является профилактическое воздействие на каждого участника организованных преступных формирований, представляющих собой совокупность специально-криминологических мероприятий, направленных на выявление условий формирования данных групп, а также факторов, порождающих и обусловливающих совершение преступлений со стороны участников организованного преступного формирования и оказание предупредительного воздействия на них.

Представляется, что эффективность противодействия организованной преступности во многом определяется необходимостью совершенствования действующего законодательства в части регламентации профилактической работы правоохранительных органов по предупреждению противоправных действий со стороны участников организованных преступных формирований. Считаем, что меры противодействия организованной преступности на сегодняшний день являются важнейшей задачей нашего государства, а их последовательная и правильная реализация будет способствовать оздоровлению российского общества и государства в целом.

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code