ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТА ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ОБОРОТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.И.Кузнецова

В статье исследуется вопрос вывоза за пределы Российской Федерации лекарственного растительного сырья. Анализируются действующие и ранее действовавшие нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру экспорта лекарственного сырья в различные периоды, проводится сравнительный анализ. Рассматриваются порядок и основания для экспорта отдельных видов сырья.

Ключевые слова: лекарственное растительное сырье, растения, травы, экспорт, лицензия, гражданско-правовой оборот Российской Федерации.

 

Российская Федерация является не только заготовителем и потребителем лекарственного сырья растительного происхождения, но и одним из крупнейших экспортеров лекарственных трав. Отмечается, что на европейском рынке лекарственные травы, произведенные в России, считаются продукцией высшего класса, поскольку благодаря сочетанию ряда климатических и географических факторов они насыщены высококачественными биоактивными веществами1.

Экспорт лекарственного растительного сырья заключается в его вывозе из страны для реализации на внешнем рынке. Предмет экспорта составляют виды сырья, пользующиеся повышенным спросом на внешнем рынке и потребность в которых в нашей стране удовлетворена. Так, например, экспортируется ландыш Кейске, включенный в Государственный реестр лекарственных средств2. Основные объемы сырья составляют листья и трава (смесь цветков с цветоносными побегами и листьями), экспортируемые во многие страны.

Порядок вывоза лекарственного сырья растительного происхождения, включая лекарственные растения, их части и дериваты, был определен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»3. Данным Постановлением на территории Российской Федерации был введен единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, включая поставки в страны СНГ, Азербайджан, Грузию, Латвию, Литву и Эстонию. Этот порядок распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации независимо от форм их собственности, принадлежности и регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также международными договорами РФ.

С 1 февраля 1993 г. Приказом Минприроды России от 3 февраля 1993 г. № 19 и «Об утверждении Положений о порядке согласования лицензий на экспорт и о импорт ресурсов животного и растительного происхождения и промышленных отходов»4 было введено в действие Положение «О порядке согласования к лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения», которое распространялось на юридических и физических лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью на территории Российской Федерации, в связанной с экспортом ресурсов животного и растительного происхождения. Им о было установлено разграничение полномочий по принятию решения о выдаче и согласовании лицензий на экспорт товаров растительного происхождения, исходя из степени их ценности.

Так, Минприроды России по согласованию с территориальными органами по охране природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и органами власти субъектов Федерации соответствующих территорий принимало решение относительно выдачи лицензии на экспорт листьев, ветвей и других частей растений без цветов и бутонов; трав, мхов и лишайников, занесенных в Красную книгу РФ, а также растений и их частей, семян, плодов, используемых в фармацевтических целях. ) После получения согласования Министерство внешних экономических связей 6 РФ или его уполномоченные в регионах осуществляли выдачу лицензии.

Следует отметить, что вышеуказанные нормативные акты не содержали списка трав, отнесенных к лекарственному сырью, экспорт которого может быть осуществлен только по лицензии. Перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется по лицензиям, содержал общую формулировку товара — лекарственное сырье растительного и животного происхождения. К данной номенклатуре товара относилось сырье, которому были присвоен код ТН ВЭД 1302.

В Приложении 3 к Приказу Минприроды России от 5 февраля 1996 г. № 40 «Об утверждении положения о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения выдаваемых МВЭС России»5 в качестве экспортируемого товара содержалась позиция «Растения, части растений, семена и плоды, используемые в парфюмерных, фармацевтических и аналогичных целях, которой присвоен код ТН ВЭД 1211». Таким образом, в случае перемещения лекарственного сырья через таможенную границу без лицензии необходимо было установить: относится ли данный вид товара к соответствующей номенклатуре ТН ВЭД, требующей ее получения6.

Основанием для экспорта отдельных видов товаров служит лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти. В свою очередь, отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 был утвержден «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений»7.

Согласно п. 2.5 указанного Перечня дикорастущее лекарственное сырье, включая растения, части растений, семена и плоды, используемые в фармацевтических целях, были отнесены к товарам, ограниченным к перемещению через таможенную границу таможенного союза з при экспорте.

Например, в фармацевтической практике заготовленные молодые клубнекорни ятрышника носят товароведческое название «Салеп»8. Клубни ятрышника включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз, государствами-участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Салеп — сырье, включенное в Государственный реестр лекарственных средств, относящееся к товарам, ограниченным к перемещению через границу Таможенного союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г.
№ 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деяnельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза9. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 при экспорте дикорастущего лекарственного сырья (растения, части растений, семена, плоды) товарной позиции 1211 ТН ВЭД ТС, а также соков и экстрактов растительных, используемых в фармацевтических целях, товарной позицией 1302 ТН ВЭД ТС были установлены ограничения к перемещению через таможенную границу Таможенного союза. Экспорт дикорастущего лекарственного сырья, соков и экстрактов растительных, используемых в фармацевтических целях, также был возможен при наличии лицензии, но уже Минпромторга10.

В соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, физическим лицам при вывозе дикорастущего лекарственного сырья (растения, части растений, семена и плоды), ограниченного к перемещению через таможенную границу, запрещено вывозить с таможенной территории Таможенного союза в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров. Физическим лицам лекарственное сырье дикорастущих видов, включенных в Красные книги государств-членов Таможенного союза, разрешено вывозить лишь при наличии разрешительного документа, выдаваемого уполномоченным органом .

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств12» содержит общую для ввоза и вывоза норму права, закрепленную в ст. 51, четыре специальных статьи, посвящены ввозу лекарственных средств на территорию Российской Федерации, о вывозе же говорится лишь в одном пункте ст. 47. При этом процедура экспорта растительного сырья указанным нормативным актом не предусмотрена13.

По нашему мнению, активная работа законодательных органов по совершенствованию процедуры экспорта (вывоза) из Российской Федерации лекарственного растительного сырья направлена на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации (а впоследствии Таможенного союза) частей дикорастущих лекарственных растений, сбор и заготовка которых подлежат государственному контролю, а вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза и заготовленной из них продукции, без специального разрешения, которых запрещен не является эффективной. Анализ как утративших силу, так и действующих законов, свидетельствует о том, что на сегодняшний день нет единого нормативно-правового акта, устанавливающего перечень растительного сырья, экспорт которого должен осуществляться только на основании лицензии. Кроме того, действующие приказы и решения содержат отсылочные положения, что затрудняет как восприятие установленных требований, так и их применение.

 

1 См.: Егорова, К.А., Камашева К.А., Жирохов В.И. Российский рынок лекарственного растительного сырья // Интересный научный журнал. 2014. № 1.
2 См.: Решетько О.В., Горшкова Н.В., Луцевич К.А. Современное состояние и проблемы использования ЛС растительного происхождения // Ремедиум. 2008. № 12. С. 22–26.
3 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 19, ст. 1589 (утратило силу).
4 См.: Право и экономика. 1994. № 5–6.
5 Российские вести. 1996. 29 мая.
6 См.: Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. М., 2009. С. 177–180.
7 См.: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19, Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 «Об утверждении Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» // Российская газета. 2009. 30 нояб.
8 См.: Сергеев Ю.Д., Фарбер Е.В. Лекарственные средства как объекты гражданских прав // Медицинское право. 2014. № 2. С. 12–15.
9 См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 2630-р «О подписании Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.12.2014).
10 См.: Уварова Ю. Российский рынок лекарственных средств на растительной основе // Ремедиум. 2011. № 11.
11 См.: Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Правовой режим заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений // Гражданин и право. 2011. № 3.
12 Проекты федеральных законов: «О внесении изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и «О внесении изменений в статью 333.32.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://regulation.gov.ru/project/1667.html?point=view_project&stage=2&sta ge_id=5918
(дата обращения: 23.02.2015).
13 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 756н «Об утверждении порядка разработки общих фармакопейных статей и фармакопейных статей и включения их в государственную фармакопею, а также размещения на официальном сайте в сети Интернет данных о государственной фармакопеи» // Российская газета. 2010. 6 сент.

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code