К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В.С.Остапенко, доктор педагогических наук, профессор, В.Н. Первушина, доктор философских наук, профессор, А.А.Хоменко

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальная проблема определения профессионально- этических норм служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы России в период ее реформирования на принципах гуманизма и демократии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально-этические нормы поведения, пенитенциарная система, имидж сотрудников УИС, антикоррупционные нормы поведения.

Продолжающееся реформирование пенитенциарной системы требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки высокопрофессиональных сотрудников, способных обеспечить деятельность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на качественно новом уровне. Учреждения и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УИС) нуждаются в высококвалифицированных профессионалах, широко образованных специалистах, обладающих гражданской зрелостью, патриотизмом и высокими морально-нравственными качествами.

Общество желает видеть в сотрудниках пенитенциарной системы людей с активной гражданской позицией, прочными нравственными основами [1].

В отличие от норм права, нормы морали опираются не на принуждение, а на укоренившиеся в сознании людей представления о добре и зле, о должном поведении и социальной справедливости — то, что и составляет основу моральных норм. Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т.п.). В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях, а в определенных условиях — и правовых норм. Следование моральным нормам — результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм сотрудниками ФСИН основано на чувстве долга, требованиях совести, желании образцово выполнять служебные обязанности. Моральные нормы входят в свод правил служебного поведения сотрудников пенитенциарной системы, определяют ценностные ориентации и установки в профессиональной деятельности.

Деятельность сотрудников УИС протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, в опасных для жизни условиях. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать в любых экстремальных обстоятельствах. У части сотрудников наблюдается снижение уровня морально-психологического состояния, утрата профессионализма и общей культуры. Сказывается на профессионально-этическом поведении и сравнительно низкий престиж службы в УИС, возросшие физические, моральные и психологические нагрузки, неполная реализация на местах ряда законодательно установленных для личного состава социальных гарантий, недостаточная правовая защищенность сотрудников.

Не секрет, что в предыдущие годы на деятельности сотрудников УИС негативно сказались существенные пробелы в действующем законодательстве, вследствие чего ее работа была недостаточно организована, а исправительные учреждения не получали необходимой поддержки со стороны федеральной и местной власти. Чрезмерно жесткая уголовная политика порождала неоправданно широкое применение меры пресечения в виде содержания под стражей и направление в места лишения свободы осужденных, которые не нуждались в изоляции от общества. В результате эти учреждения оказались переполненными осужденными, не получавшими необходимого питания, одежды, обуви, лекарств и т.д. Особенно тяжелым было положение в следственных изоляторах, где содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в период предварительного следствия и судебного разбирательства [2]. В результате этих и других упущений и просчетов стали возникать серьезные конфликты внутри всей пенитенциарной системы. Все это привело на определенном этапе к серьезной деформации ценностных и нравственных установок сотрудников УИС, породило неверие в позитивные результаты своей работы, что, соответственно, потребовало новых подходов к формированию личности сотрудников УИС, определению необходимого набора профессионально-этических норм служебного поведения, необходимых личному составу для успешной деятельности в особых условиях пенитенциарной системы.

Становление и развитие профессионально- этических норм служебного поведения сотрудников пенитенциарной системы основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально- нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга и конкретизируется следующими положениями.

1. Определение необходимого набора профессионально-этических норм поведения сотрудника пенитенциарной системы служит основным целям: воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали; регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников с осужденными и задержанными; ориентирования сотрудников в ситуациях конфликта и этической неопределенности; выработки у сотрудников потребности соблюдения профессионально-этических норм служебного поведения в чрезвычайных ситуациях; формирования позитивного имиджа компетентного сотрудника УИС и др.

2. Становлению необходимых профессионально- этических норм служебного поведения сотрудников способствует соблюдение и развитие морально- нравственных основ службы в УИС. Сотрудник пенитенциарной системы руководствуется принципами законности, обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, следует требованиям Присяги, служебного долга, дорожит честью представителя УИС, соблюдает нравственные нормы поведения. Долг чести сотрудника — быть примером в исполнении законов, уважении и защите личности, человеческого достоинства осужденных и задержанных независимо от их происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений, в соответствии с законом, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали и нравственности [3].

3. Профессионально-этические нормы служебного поведения сотрудников УИС трудно определить без опоры на основополагающие мировоззренческие ценности: государственность — как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; гражданственность — как преданность России, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, уважение и корректность к государственным и общественным институтам; патриотизм — как глубокие и возвышенные чувства любви к Родине; профессиональный долг, честь и достоинство — как главные моральные ориентиры в служебной и повседневной деятельности УИС.

4. Профессионально-этические нормы служебного поведения сотрудников формулируются в соответствии с профессионально-нравственными принципами, сложившимися с учетом специфики пенитенциарной системы.

Во-первых, объективность, выражающаяся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений в отношении осужденных и задержанных.

Во-вторых, нейтральность по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающая отказ сотрудника от участия в реализации их решений в своей служебной деятельности. В-третьих, субординационность, которая подразумевает соблюдение установленного служебного распорядка, системы специальных званий, мер принуждения и поощрения в соответствии с законом. В-четвертых, сохранение и преумножение служебных традиций УИС (мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию при исполнении служебного долга, уважения и оказания помощи ветеранам, семьям погибших и ставших инвалидами сотрудников и др.).

Исходя из вышеизложенных положений, представляется необходимым определить ряд важнейших профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников, свойственных пенитенциарной системе:

— точно и безусловно, без проволочек и без какой-либо выгоды исполнять приговоры, постановления и определения судов в отношении осужденных и содержащихся под стражей, уважать права осужденных, последовательно реализовывать курс на гуманизацию и демократизацию исполнения наказаний;

— проявлять мужество и смелость, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей, пресечения угрожающего людям преступления со стороны осужденных и задержанных, не терять самообладания и достоинства при правомерном применении табельного оружия, физической силы и специальных средств, когда убеждения и переговоры с осужденными и задержанными оказались неэффективными;

— совершенствовать свои волевые качества, выносливость, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и физкультурой, принимать участие в активном отдыхе, что, несомненно, способствует качественному выполнению сотрудником своих профессиональных обязанностей в специфических условиях УИС;

— неукоснительно соблюдать антикоррупционное поведение, что является одной из важнейших профессионально-этических норм сотрудников пенитенциарной системы.

Антикоррупционное поведение предполагает нравственную чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу — и это составляет основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. Следует отметить, что коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника УИС законодательством РФ.

Особенно недопустимы злоупотребления служебным положением, факты принятия подношений за действия в качестве должностного лица (получение ненадлежащей выгоды), что предполагает сознательное возложение на себя моральных обязательств, ограничений и запретов, необходимость сформировать качества психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных, задержанных и других лиц, обеспечить профилактику деструктивного поведения и профессиональной девиации среди части сотрудников [3];

— безусловно выполнять и такую профессионально-этическую норму служебного поведения, как культура речи, не допускать ни при каких обстоятельствах использование нецензурных выражений. Сотрудники, изучившие в служебных целях уголовную лексику, не должны использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами. За нарушение профессионально-этических принципов и норм сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью. Особенностью является и то, что наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов и норм, может быть заслушан на общих собраниях или на заседаниях советов общественных формирований, создаваемых в учреждениях и органах УИС;

— развивать позитивный имидж сотрудника УИС и пенитенциарной системы в целом, воздерживаться от поведения, способного нанести ущерб ее авторитету. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать стандартам профессионализма и общепринятым нравственно-этическим нормам. Поэтому одним из важнейших вопросов определения необходимых профессионально-этических норм служебного поведения выступает проблема создания имиджа и поднятия авторитета ФСИН и ее сотрудников. Невозможно определить профессионально- этические нормы поведения сотрудников без поднятия престижа и имиджа службы. Имидж профессиональной деятельности немыслим без его нравственной наполненности, которая мобилизует ресурсы, самоидентифицирует коллектив, создает систему ценностей и может осуществляться по основным направлениям: а) реформирование пенитенциарной системы на принципах гуманизации и демократизации (безусловно, в рамках нормативно-правовых актов, определяющих деятельность УИС); б) активные действия государственных органов, средств массовой информации по формированию позитивного облика УИС [4].

Развивая последнее положение, отметим, что, с одной стороны, главным источником информации об УИС, моральном облике сотрудников для широких слоев населения остаются средства массовой информации, а реальным механизмом формирования благоприятного имиджа пенитенциарной системы и ее сотрудников являются ее пресс-службы, «обреченные» сегодня на максимально открытое освещение деятельности системы. С другой стороны, без широкого комплекса государственных мер, направленных на дальнейшее всестороннее совершенствование работы данной системы, усилия и средства массовой информации и самого ведомства могут оказаться крайне незначительными и не эффективными. К сожалению, кропотливая работа по созданию позитивного имижда и облика УИС сегодня явно «пробуксовывает». А ведь это важнейшее направление в становлении и развитии пенитенциарной системы, ее влиянии на общество.

«Пенитенциарная система, — подчеркивает Н.П. Поливаева, — так или иначе способствует улучшению значимых показателей качества жизни социума: эффективной защите членов общества от преступного мира; решению реальных социально-правовых (и других) проблем лиц, находящихся под следствием или осужденных; поддержке, ресоциализации «уязвимых» членов общества; консолидации государственных, общественных и религиозных институтов в этой поддержке; личностному и гражданскому исправлению осужденных и т.п.» [5, с. 76]. Поэтому государство, средства массовой информации должны превратиться в один из ключевых механизмов организации достоверной информации о работе УИС, утверждать приоритет закона в ее деятельности и профессионально-этических норм служебного поведения ее сотрудников как одного из решающих условий успеха деятельности пенитенциарной системы.

Таким образом, определение необходимых профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников пенитенциарной системы позволит наметить пути их формирования и в целом будет способствовать повышению качества и эффективности работы УИС, ускорит ее реформирование в соответствии с современными требованиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства РФ. — 2010. — № 43.
2. Концепция взаимодействия ФСИН России со СМИ: в исправительных учреждениях вводится режим гласности [Электронный ресурс]. — (http://knowledge.allbest.ru/law/ 2с0Ь65635Ь2Ьс78Ь4с 43а89521316).
3. Сводпрофессионально-этических норм служебного поведениясотрудника уголовно-исполнительной системы // Утвержден приказом ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240. — (http://studopedia.ru/13_164833_II- moralno-nravstvennie-osnovi-sluzhbi-v-uis.html).
4. Ялунин, В.У. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: проблемы, тенденции, перспективы : автореф. дис. … канд. юрид. наук [Текст] / В.У. Ялунин. — М., 2004. — 23 с.
5. Поливаева, Н.П. Проблема имиджа УИС: теоретические основы исследования [Текст] / И.П. Поливаева // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2014. — № 2. — С. 73-80.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code