ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

А.А. Шугаев

В статье рассмотрены итоги участия российских политических партий в региональных выборах последних лет. Определяются перспективы развития новых политических партий.

Ключевые слова: политическая партия, политическая система, региональные выборы.

 

Консолидация партийной системы России в первые 20 лет своего существования и движение в обратном направлении в настоящее время свидетельствуют об отсутствии единого вектора развития национальной партийной системы. Наблюдаемый в последние годы отход от модели «ограниченной многопартийности» обусловлен в большей степени тактическими соображениями. Систематизация процессов партийного строительства и понимание того, какой путь предстоит пройти партиям в современной России, — вот те вопросы, на которые предстоит ответить исследователям.

В первое десятилетие 2000 гг. список политических партий в силу ужесточения предъявляемых к ним требований стремительно сокращался . Начиная с выборов, состоявшихся 11 октября 2009 г., и включая выборы 4 декабря 2011 г., правом участия в них обладали всего семь политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Яблоко», «Правое дело». Либерализация партийного законодательства в 2012 г. способствовала преломлению тенденции к сокращению партийного спектра и ознаменовала начало обратного процесса2. В связи с этим представляет определенный интерес анализ современного партийного строительства в России в последние годы. Так, численность официально зарегистрированных партий за 3 года увеличилась более чем в 10 раз. По состоянию на 14 апреля 2015 г. список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах, включал в себя 77 наименований3.

Вместе с тем изучение качественного состава создаваемых партий позволяет сделать вывод о преимущественно имитационном характере столь бурного партийного строительства. Процесс партийного строительства носит стихийный незавершенный характер. Ко многим создаваемым партиям более применим термин «партийный проект», в то время как один из главных партийных проектов последних лет — «ОНФ», выступающий ориентиром для существенной части федеральных и региональных элит, сохраняет внепартийный статус.

Для подобных «партийных проектов» участие в выборах, особенно региональных, является неотъемлемым условием поддержания их статуса политической партии. Ведь участие в выборах не только право, но и обязанность политической партии. В случае нарушения данного требования партия, не принимавшая в течение 7 лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации4.

Степень проникновения оппозиционных партий в региональные законодательные органы власти невысока и их представительство на региональном уровне фрагментарно. Тенденция к унификации региональных партийных систем по аналогии с федеральным уровнем значительно ослабляется с появлением большого числа новых партий и возможностью электорального успеха одной из них в отдельно взятом регионе. Между тем региональные избирательные кампании 2014 г. и последующих годов (вплоть до 2016 г.) будут определяющими для развития новых партий. Серьезные «партийные проекты», претендующие на закрепление в партийной системе и потенциальное представительство в федеральном парламенте, предпринимают попытки сформировать организационно развитые региональные отделения и принимают активное участие в региональных кампаниях с целью провести своих кандидатов в представительные органы. Таким образом, перспективы развития новых партий можно оценить, рассмотрев итоги региональных выборов последних лет.

По результатам региональных выборов 2011 г., «Единая Россия» и КПРФ получили представительство в законодательных органах государственной власти всех 27 субъектов РФ. Партия «Справедливая Россия» оказалась представлена в законодательных органах 26 субъектов РФ (за исключением Республики Мордовия); ЛДПР — в законодательных органах 25 субъектов РФ (за исключением ? Республики Ингушетия и Республики Мордовия). «Яблоко» получило 4 депутатских мандата в Законодательном Собрании Республики Карелия, один депутатский мандат — в Псковском областном Собрании депутатов и 6 депутатских мандатов — в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. «Правое дело» получила один депутатский мандат в Народном Собрании Республики Ингушетия.

Партия «Патриоты России» на региональных выборах 2011 г. депутатских мест не получила5.

Региональные выборы 14 октября 2012 г. прошли в 6 субъектах. Среднее количество партий, принявших участие в выборах, составило 13-14, среди них как парламентские партии, партии, давно претендующие на данный статус («Патриоты России», «Яблоко»), так и многочисленные «спойлеры» и партии дублеры.  В 2 регионах (Пензенской области и Краснодарском крае) получили представительство только 2 партии («Единая Россия» и КПРФ), в Саратовской — 3 («Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия»), в Республике Северная Осетия — Алания, Сахалинской области и Республике Удмуртии — 4 партии, причем в Северной Осетии место парламентской ЛДПР заняли «Патриоты России». Успех 1 последних (26,57%) свидетельствует о существенном расколе региональных элит, часть которых участвовала в выборах под франшизой «Патриотов России». Самый высокий результат партией власти был продемонстрирован в Саратовской области — 77,92%, низкий в Северной Осетии — 44,2%.

Характер участия партий в осенних региональных выборах 2013 г. может свидетельствовать об определенных тенденциях в развитии партийной системы. Региональные выборы 8 октября 2013 г. прошли в 16 субъектах РФ. Стабильно 30 присутствие парламентских партий, принявших участие в выборах во всех
регионах. В среднем на региональных выборах 8 октября 2013 г. принимали участие по 17 партий. Наименее представительным оказался состав участников на выборах депутатов Ульяновской областной Думы — 8 избирательных объединений, наиболее — в Республике Калмыкия (23), Республике Бурятия и Смоленской области (по 22 избирательных объединения). В избирательных бюллетенях широко представлены партии-«спойлеры»: коммунистической направленности (КПСС, «Коммунисты России»); социалистической направленности (Партия социальной солидарности, Партия за справедливость!); либеральной («Правое дело», «Гражданская сила», «Гражданская позиция»). Высокий уровень участия партий в региональных выборах, с одной стороны, свидетельствует о росте межпартийной конкуренции, с другой — является следствием применения избирательных технологий (выдвижения дублирующих списков).

По итогам выборов по 2 партии представлено в Республике Башкортостан и Кемеровской области, по 3 — в 4 субъектах (Чеченской Республике, Ивановской, Ростовской и Ульяновской областях); по 4 — в 7 субъектах (Республике Саха, Владимирской области, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Хакасия, Иркутской области и Забайкальском крае). Наиболее представительными стали законодательные органы Архангельской, Смоленской и Ярославской областей, в которых присутствуют представители 5 политических партий. Наилучший результат партии «Единая Россия» на региональных выборах 2013 г. составил 86,21 %, наихудший — 40,69%.

«Новые» партии продолжают закрепляться в региональных законодательных собраниях. «Гражданская платформа» получила представительство в двух регионах: Республике Калмыкия и Иркутской области. Высокий результат партия показала на выборах в Республике Бурятия и Республике Саха — Якутия. Кандидаты «Патриотов России» стали депутатами Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, Парламента Чеченской Республики. Партия «Родина», набрав 6,18%, добилась представительства в Архангельской области. Хороший результат партия продемонстрировала на выборах в Калмыкии, где набрала 3,39%. «Партия пенсионеров» сумела набрать 6,07% и получила мандаты в Смоленской области. В Ярославской области один мандат достался представителю «РПР-Парнас».

Показательным выглядит опыт участия партии «Против всех» в выборах депутатов Ивановской областной Думы, на которых партия набрала 2,91%, не сумев преодолеть заградительный барьер. Участие партии в выборах способствовало снижению протестных настроений и фактическому «обкрадыванию» протестного голосования (порчи бюллетеней). В условиях возврата графы «против всех кандидатов (списков кандидатов)» электоральный потенциал партии снижается, но одновременно создаются предпосылки трансформации ее в партию-«бизнес», обеспечивающую легитимность выборов в сложных регионах, где низок уровень доверия действующей власти и институтам партийного представительства в целом.

Региональные выборы 2014 г. прошли в 14 регионах, в т.ч. вошедших в состав Российской Федерации Республике Крым и Севастополе. В среднем на региональных выборах 2014 г. принимали участие по 9 партий. За исключением Москвы региональные выборы проходили по смешанной избирательной системе.

По итогам выборов по 2 партии представлено в 4 субъектах: Республике
Татарстан, Республике Тыва, Республике Крым и Севастополе, по 3 — в 4 субъектах (Хабаровский край, Тульская область, Брянская область, Республика Марий Эл); 4 — в Волгоградской области. Наиболее представительными стали законодательные органы Республики Алтай, Республики Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесской Республики, Ненецкого автономного округа, в которых присутствуют представители 5 политических партий. Наилучший результат партии «Единая Россия» на региональных выборах 2014 г. составил 84,24%, наихудший — 44,7%.

На выборах депутатов Московской городской Думы применялась мажоритарная избирательная система. В результате в Думе оказались представлены 3 партии: «Единая Россия», КПРФ, «Родина».

Непарламентские партии смогли добиться представительства в Ненецком автономном округе: «Родина» (5,51%), «Гражданская Сила» (5,12%); Карачаево- Черкесской Республике: «Патриоты России» (5,8%); Республике Кабардино- Балкария: «Зеленые» (5,11%); Республике Алтай: «Патриоты России» (6,21%).

Региональные выборы подтвердили эффективность спойлерства как избирательной технологии, в первую очередь в отношении КПРФ. Так, КПСС, «Коммунисты России» в зависимости от региона набирали в сумме до 6-7% голосов коммунистического электората. Кроме того, впервые на региональных выборах партия-«спойлер» сумела преодолеть заградительный барьер. «Коммунисты России» получили 2 мандата в Архангельском областном Собрании депутатов.

Очевидно, региональный компонент партийной системы будет претерпевать лишь некоторые изменения: будет сохраняться доминирование «Единой России» как ключевого игрока, консолидирующего административный ресурс, неустойчивый электорат парламентской оппозиции будет частично перетекать относительно новым партиям («Гражданская платформа», «Родина», «Партия пенсионеров России»). В случае раскола региональных элит данные партии могут активно использоваться одной из противоборствующих сторон: в качестве «мягких оппонентов» — «Патриоты России», в качестве управляемых — «Гражданская платформа». К партийному сепаратизму регионы могут подталкивать и прямые выборы глав субъектов, в том случае если креатура действующего главы или иного влиятельного кандидата не получит поддержки власти. Политика партийной децентрализации и применение смешанной избирательной системы создают предпосылки для изменения партийного ландшафта федерального парламента, что в свою очередь создаст новые ориентиры и стандарты для региональных элит, а также будет способствовать новому этапу развития партийной системы в России.

1 См.: Шугаев А.А. Развитие партийной системы России на региональном уровне: дис. … канд. полит. наук. Саратов, 2009. С. 77.
2 См.: Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О политических партиях”» // Российская газета. 2012. 4 апр.
3 См.: Официальный сайт Минюста России. URL: http://minjust.ru (дата обращения: 14.04.2015).
4 См.: Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О политических партиях”».
5 См.: Сведения о проводящихся выборах и референдумах. URL: http://www.izbirkom.ru (дата обращения: 14.04.2015).

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code