НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РФ

Л.В.Петракова

Посвящена вопросам правовых и организационных основ взаимодействия некоторых правоохранительных органов РФ с Федеральной миграционной службой Российской Федерации, уделяется внимание проблемам совершенствования правового и организационного регулирования указанного взаимодействия по вопросам миграционной политики России.

Ключевые слова: миграционная служба, деятельность органов, ответственных за миграцию в РФ, законодательство, регламентирующее деятельность миграционных служб.

 

Действующая Конституция РФ объявляет права и свободы человека высшей ценностью, особо подчёркивая, что соблюдение, признание и их защита — обязанность государства, а также устанавливает, что одной из важнейших задач Правительства РФ является осуществление мер по обеспечению законности, прав, свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. Вместе с тем в ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Одновременно каждый может свободно выезжать за пределы РФ, а граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию [1, ст. 2, 23].

Россия с 2008 г. входит в число стран, в которых высокий уровень мигрантов на душу населения. Наша страна официально приняла более 7 млн человек из стран СНГ, а также из стран Африки, Китая, Кавказа. Одновременно число нелегальных мигрантов в Россию составило на тот момент 18 млн человек. По этому показателю Россия уступает только США и Японии. В настоящее время  указанные цифры значительно увеличились и продолжают меняться в сторону увеличения.

В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования миграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства. Правильное и чёткое управление этими процессами является одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти в целом. Сложность проблем миграции диктует необходимость создания более чётких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» основным федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции является Федеральная миграционная служба РФ (ФМС РФ). Одной из основных задач ФМС РФ является разработка и реализация во взаимодействии с другими государственными органами, в том числе с правоохранительными органами РФ, мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции и других противоправных действий со стороны мигрантов [4, ст. 3150].

Анализируя вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов РФ, стоит согласиться с мнением о том, что «процесс взаимодействия — это система действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, а также система правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий» [11, с. 5], от эффективности которого во многом зависит и эффективность осуществляемой ими деятельности в целом, и решение поставленных задач перед ними [12]. В связи с этим взаимодействие ФМС РФ, её территориальных органов с иными органами исполнительной власти, включая всю систему правоохранительных органов РФ, является не только одним из основных направлений деятельности, но и одним из важнейших аспектов для решения поставленных в сфере миграции задач и, прежде всего, при осуществлении контрольно- надзорных полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, обладающие полномочиями в сфере миграции, можно разделить на две категории: органы, на которые возложены непосредственно функции по осуществлению миграционной политики, и органы, осуществляющие отдельные полномочия в сфере миграции; к первой группе относятся МВД и ФМС РФ, ко второй группе — МИД, ФСБ, Минюст, Минсоцразвития РФ и др.

Особое значение в данной системе имеет взаимодействие ФМС РФ и её территориальных органов с МВД РФ, органами внутренних дел. Указами Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» и № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» определены полномочия данных федеральных органов исполнительной власти [4-5, ст. 31493150]. МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Вместе с тем в соответствии с административной реформой федеральные министерства определены как органы, проводящие государственную политику и осуществляющие нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Функции и полномочия МВД РФ носят общий, координационный характер. В соответствии с действующим законодательством России формирование государственной политики в сфере миграции возложено на Министерство внутренних дел РФ.

Одновременно ФМС РФ тоже является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору, оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также разработке нормативно-правовых актов в данной сфере и регулированию общественных отношений в установленной сфере деятельности. Следует отметить, что взаимодействие органов ФМС РФ с органами внутренних дел МВД РФ достаточно многоаспектно.

Территориальными органами ФМС РФ в целях стабилизации обстановки во взаимодействии с органами внутренних дел РФ принимаются организационные и практические меры, направленные на повышение эффективности профилактики в среде иностранных граждан, выявление и пресечение правонарушений, связанных с исполнением миграционного законодательства. Особое значение имеет разработка совместных нормативно-правовых актов в сфере реализации контрольно-надзорных полномочий ФМС РФ, к примеру, совместные приказы МВД И ФМС РФ: «Об утверждении Административного Регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда» [9], «Об организации деятельности МВД РФ, ФМС и их территориальных органов по депортации либо административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства» [8] и др.

Одним из важных направлений взаимодействия территориальных органов ФМС РФ и органов внутренних дел РФ является проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант» и «Нелегал», последнее в России проводится ежегодно с 2006 года. Результативность проведения данных совместных мероприятий значительно выше повседневных проверок. Так, на территории Кемеровской области проводится более 15-ти целенаправленных оперативно-профилактических мероприятий, таких как «Лес», «Нелегальный мигрант», «Дебитор», «Трасса», «Жилой сектор», «Притон», в том числе межрегиональные «Нелегал», «Дача», «Маршрутка» и др. Все оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции осуществляются, как правило, на наиболее интенсивных направлениях въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России из третьих стран, в приграничных субъектах РФ, на маршрутах водного, железнодорожного и авиационного транспорта.

Помимо указанных мероприятий, проводятся и другие совместные с ФСБ и органами прокуратуры РФ оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение нелегальной миграции, нарушений режима пребывания иностранных граждан на территории России и правил привлечения и использования иностранных работников («Иностранец», «Профилактика», «Работодатель», «Режим», «Контроль» и др.).

Актуальной проблемой государственного контроля в сфере миграции остаётся информационный обмен всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. При организованном и действующем на постоянной основе обмене и предоставлении информации о наличии либо отсутствии гражданства РФ у лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности за совершение преступлений, а также выдворению за пределы РФ, не менее важной задачей является обеспечение деятельности государственной информационной системы миграционного учёта, представляющей собой комплексную специализированную межведомственную автоматизированную систему, содержащую информацию о российских, иностранных гражданах и лицах без гражданства. В настоящее время в рамках осуществления информационного обмена развёрнуты автоматизированные рабочие места с доступом к информационным ресурсам государственной информационной системы миграционного учёта в ГИАЦ МВД и МИД РФ, ФСБ, ФНС РФ и Росфинмониторинге. Эффективность осуществления контроля за соблюдением миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Россию и использования их труда напрямую зависит от чёткого и слаженного взаимодействия территориальных органов ФМС РФ и органов МВД РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 [6], Минюст РФ принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. В целях осуществления контроля за исполнением указанных решений был разработан совместный приказ Минюста и ФМС РФ от 7.10.2008 г. № 225/240 «Об утверждении Регламента о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Минюстом решений о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» [7]. В соответствии с требованиями данного приказа основными требованиями взаимодействия является обмен информацией между органами ФСИН и ФМС РФ, а также организация оформления документов на иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

Особое значение имеет взаимодействие ФМС РФ и Федеральной службы судебных приставов Минюста РФ (ФССП РФ). В соответствии с Соглашением о порядке обмена информацией и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной миграционной службой, их территориальными органами и структурными подразделениями от 5.12.2007 г. № 12/2-6/МС-1/3-24149 ФМС и ФССП РФ организуют на постоянной основе обмен информацией, осуществляют взаимодействие и реализацию совместных мероприятий в целях эффективного выполнения возложенных задач, определяют порядок обмена информацией, в том числе информационного содействия в розыске должников в сфере миграции. Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие с ФССП РФ является одним из приоритетных направлений межведомственного взаимодействия, эффективность которого напрямую зависит от результативности деятельности каждого правоохранительного органа и ФМС РФ по вопросам миграции.

В системе разнообразных форм контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами государственной власти, включая все правоохранительные органы России, в сфере миграционных правоотношений — от общественного контроля до прокурорского надзора и конституционного контроля — ФМС РФ использует и собственные, предусмотренные законодательством только для неё формы и способы.

Сегодня ФМС РФ продолжает совершенствование миграционной политики, вместе с тем объективная реальность диктует необходимость активизации данного вида деятельности, ещё большего объединения усилий всех правоохранительных органов и отдельных ведомств по управлению миграционными процессами, более совершенного регулирования миграционных отношений, эффективной борьбы с негативными явлениями, правонарушениями и преступлениями в этой сфере. Поиск новых, более действенных механизмов и инструментов, целостность подходов при согласованности интересов различных органов, ведомств и организаций позволят упорядочить миграционные процессы, направив их в цивилизованное русло правового и социально- экономического созидания.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, в ред. от 30.12.2008 г. № 6-7 // СЗ РФ, 26.01.09. № 4. ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25, ст. 2954 СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1); СЗ РФ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ // Российская газета, № 75, 09.04.2010.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2 // Российская газета, № 9, 16.01.1997.
4. Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // Собрание Законодательства РФ 2004. № 30. ст. 3150.
5. Указ Президента РФ от 17.07.2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 30. ст. 3149.
6. Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004. № 42. ст. 4108.
7. Приказ Министерства юстиции РФ и Федеральной миграционной службы от 7.10.2008 г. № 225/240 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Минюстом России решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» // Российская газета, 2008. № 223.
8. Приказ МВД РФ и ФМС РФ ог 12.10.2004 г. №758/240 «Об организации деятельности МВД РФ и ФМС РФ по депортации либо административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» // Российская газета, 2004.
9. Приказ МВД РФ и ФМС РФ ог 18.06.200 9г. № 14112 «Об утверждении Административного Регламента по исполнению государственной функции надзора и контроля за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда» // Российская газета, 2009.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Ю.Н. Шведовой. М., 1987.
11. Управленческие процедуры. М.: Наука, 1988. С. 5.
12. Хинкин П. Взаимодействие государственных органов исполнительной власти при осуществлении контроля и надзора // Государственный контроль заэкономикой. М.: Юрист, 2000.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code